Новый фермер

3 Марта 2011

Председатель Государственной Думы Борис Грызлов: Аграрная экономика вновь стала многоукладной. У нас действуют крупные агрохолдинги и сельскохозяйственные предприятия, большинство сельских жителей имеют подсобные хозяйства...

Председатель Государственной Думы Борис Грызлов: Аграрная экономика вновь стала многоукладной. У нас действуют крупные агрохолдинги и сельскохозяйственные предприятия, большинство сельских жителей имеют подсобные хозяйства. Возродился и динамично развивается фермерский сектор. Он, на мой взгляд, сегодня нуждается в особом внимании.

Почему? Прежде всего потому, что у нас до сих пор не изжит стереотип прежнего строя — чем крупнее производство, тем оно лучше, современнее. Ведь до сих пор на поддержку малых форм (крестьянские фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства) приходится не более пяти процентов от всего объема господдержки сельского хозяйства. А как они работают? Фермеры, другие малые формы хозяйствования на селе производят половину всей отечественной мясной продукции, 46 процентов зерна, 52 процента подсолнечника, 65 процентов молока, 93 процента картофеля и 87 процентов овощей.

Жизнь показала, что такие хозяйства не только жизнеспособны, но и часто эффективнее крупных сельхозпредприятий и агрохолдингов. В прошедшем засушливом году фермерский сектор не только не сократил, но наоборот увеличил поголовье коров на 15 процентов.

Больше фермеров — больше продовольствия. И не только больше, но и лучшего качества. Мы считаем, что выполнение программной задачи — увеличение производства продовольствия в два раза к 2020 году — без фермерства невозможно.

Государственная поддержка малых форм хозяйствования должна быть определена отдельной строкой и в федеральном бюджете, и в бюджетах регионов.

Необходимо разработать простые и понятные фермерам формы кредитования и залогового обеспечения, в том числе выдачу кредитов уже с учетом субсидированных процентных ставок. Целесообразно перейти на погектарный принцип налогообложения.

Новый проект «Российский фермер» должен дать фермеру реальные стимулы для развития производства. Прежде всего, должен быть решен вопрос собственности на землю. В результате не до конца продуманной земельной реформы начала 90-х годов из сельскохозяйственного оборота выбыло по разным оценкам до 30 миллионов гектаров. Поезжайте в любой регион страны — огромные поля не обрабатываются, зарастают сорняками и кустарником. Но парадокс в том, что создать новые и расширить действующие фермерские хозяйства крайне сложно. Скажу больше, крестьяне годами не могут оформить свои права на свои же земельные доли — не по карману, да и нет умения продираться через бюрократический частокол справок.

В конце прошлого года Государственная Дума приняла пакет поправок в законодательство об обороте земель сельхозназначения. Их цель — вернуть неиспользуемые земли в оборот через изъятие у нерадивых собственников. Доступ к таким землям должны получить сельхозпроизводители, прежде всего фермеры, работающие поблизости. Нельзя допустить, чтобы изъятая земля снова стала предметом спекуляции.

Создание разветвленной сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов — одна из центральных задач развития фермерства, важнейшее условие его стабильного существования.

Через кооператив фермеры получают возможность использовать преимущества крупных предприятий, быть конкурентоспособными. Кооперация устраняет посредника, только через нее крестьяне могут получить быстрый и выгодный доступ к кредитным ресурсам, переработке, рынкам сбыта. Полноценное развитие сельскохозяйственных кооперативов невозможно без государственной поддержки. Но под видом кооперации не должны создаваться посреднические структуры, только усложняющие жизнь крестьян.

Законодательство, устанавливающее «правила игры» для фермеров, должно стать более системным и понятным. Такая работа уже ведется. В частности, до 2013 года отсрочена перерегистрация крестьянских фермерских хозяйств, имеющих статус юридического лица, в полном объеме выделены средства на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства. В 2011 году это 125 миллиардов рублей.

Подготовил ИВАН ЧЕРНОБРОВКИН,
отдел пресс-службы Государственной Думы,
Москва


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты