ЧТЗ будет жить

26 Ноября 2011

Название Челябинского тракторного завода в последние годы чаще появлялось на страницах газет в качестве иллюстрации того, как промышленные легенды советских лет в условиях рынка сходят с дистанции и отправляются в небытие. Однако сегодня ЧТЗ становится примером совсем иной тенденции — как из, казалось бы, полностью угробленного предприятия можно создать эффективное, успешное производство.

Легенда отечественного машиностроения поднимается на ноги


Название Челябинского тракторного завода в последние годы чаще появлялось на страницах газет в качестве иллюстрации того, как промышленные легенды советских лет в условиях рынка сходят с дистанции и отправляются в небытие. Однако сегодня ЧТЗ становится примером совсем иной тенденции — как из, казалось бы, полностью угробленного предприятия можно создать эффективное, успешное производство.

Не будем углубляться в историю вопроса, просто констатируем факт — последнее десятилетие для ЧТЗ было временем упадка. Причин тому масса, от неэффективных подходов бывшего руководства предприятия до негативного рыночного фона. В этом году обе эти крайние причины были устранены — на предприятие привел новую команду управленцев новый собственник (корпорация «Уралвагонзавод»), да и для рынка стала характерна некоторая оживленность. О том, как в кратчайшие сроки можно сломать негативные тенденции и начать эффективное лечение хронических болезней, мы поговорили с Семеном Млодиком, генеральным директором ОАО «ЧТЗ-Уралтрак».

Пошел рост


— Семен Геннадьевич, доказательством того, что завод действительно оживает, могут быть только цифры. Каковы промежуточные результаты работы вашего предприятия в этом году?


— Наш завод достаточно неплохо сработал в третьем квартале. В четвертом квартале стараемся поддерживать темп производства и продаж. Результат — за 9 месяцев 2011 года выпуск дорожно-строительной техники составил 263 %, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года объем производства вырос более чем в два с половиной раза. А производительность труда выросла на 77 %.


— Эффективность предприятия могут подчеркнуть и ваши инвестиционные проекты, новые разработки, без которых трудно представить компанию конкурентоспособной…


— Это касается и проектирования новых машин, и модернизации уже существующих. Мы сейчас определяем  10 ключевых инвестиционных проектов, которые будем вести в этой области.


Что касается технологической части. Уже подписан целый ряд договоров, и в следующем году планируется поставить принципиально новое оборудование более чем на 40 миллионов долларов. Общая сумма инвестиций — порядка 60 миллионов долларов в парк оборудования. Раз хотим быть конкурентоспособными, то должны в этом вопросе соответствовать мировым стандартам в машиностроении.


— А что за продукты ЧТЗ сегодня предлагает рынку? Насколько они востребованы?


— Продуктовая линейка у нас широкая — начиная от самых простых машин, спроектированных в 50-х годах, заканчивая погрузчиками, которые вышли из конструкторских бюро год назад. Всего на базе 30-ти моделей дорожно-строительной техники мы сегодня производим около 250 модификаций. Сейчас проектируем новые бульдозеры, трубоукладчики, погрузчики...


Новый ряд двигателей — так называемой серии «Т», должен быть отработан до конца этого года. Мы должны получить сертификат «Евро-4». Кстати, обращаю ваше внимание на то, что мы практически единственный производитель тракторных двигателей «Евро-4» в Европе точно.
Что касается востребованности. Среди потребителей нашей продукции тысячи компаний. География поставок: от Южной Африки и Вьетнама до Мурманской области. Наша техника идет в 30 стран.


— На каком уровне находятся сегодня взаимоотношения с американской компанией Caterpillar? Ведь вы из конкурентов, насколько известно, сегодня становитесь партнерами…


— Caterpillar — компания публичная, поэтому есть определенные правила по распространению информации о переговорном процессе. В рамках наших договоренностей мы обязались не разглашать эту информацию.


Но могу сказать, что мы уже совместно разрабатываем новые продукты. Однако сотрудничество с этим уважаемым производителем — не самоцель. Мы ведем переговоры еще с пятью компаниями о совместном производстве. В этом нам оказывает огромную помощь правительство Челябинской области.
Не надо думать, что сотрудничество с любой большой компанией — это выход для Челябинского тракторного завода из тупика. Четко могу сказать, сегодня тупика нет. В настоящее время у нас работают тысячи единиц разнонаправленного оборудования, которое может производить детали для железнодорожной отрасли, тяжелого машиностроения, автомобильной отрасли...


Мы сегодня делаем поставки на АвтоВАЗ, выиграли конкурс Минпрома, связанный с дальнейшим совершенствованием двигательной тематики; вместе с ЮУрГУ и НИИ двигателей (г. Москва) создаем большой центр новых компетенций в области разработки новых двигателей, отработки технологий, их сертификации, испытаний (общий объем инвестиций — более  50 миллионов евро)…

Школа опытных рабочих


— На ЧТЗ последние годы кроме проблем экономических существовали и немалые проблемы с условиями труда. Насколько сегодня комфортно работать на Челябинском тракторном?


— Сказок-то не бывает, решить инфраструктурные проблемы, накопленные за годы, в одночасье невозможно. Инфраструктура — тепловые, электрические сети, вода, отопительная система — сильно изношена. Мы планируем вкладывать в сети значительные суммы, которые будут исчисляться десятками миллионов долларов.


При этом мы понимаем, что сегодня нет необходимости воспроизводить тот тип инфраструктуры, который был в середине прошлого века. Сейчас мы переходим на локальные системы, намерены использовать все возможности прямых источников отопления, таких как инфракрасное излучение, локализация по сжатому воздуху и так далее. Можно и нужно снизить нагрузку на существующую инфраструктуру.


А снижение нагрузки всегда дает некий запас мощности, чтобы завод шел вперед.


— Инвестиции в инфраструктуру, в разработку новых продуктов, модернизацию оборудования — дело нужное. Но как эти инвестиции сказываются и будут сказываться в дальнейшем на заработной плате работников ЧТЗ?


— Все вышесказанное, по сути, влияет на рост производительности труда на предприятии.

В свою очередь повышение производительности труда отражается на зарплате работающих на заводе.

Я констатирую факт: в 3—4-м кварталах этого года на ЧТЗ увеличилась средняя заработная плата.

В настоящее время средняя заработная плата на предприятии равна 19 715 руб.

Сегодня мы пытаемся полностью пересмотреть принципы мотивации и оплаты труда. Да, это не тот случай, когда можно что-то решить за один день. Но движение в этом вопросе пошло.
Сегодня на предприятии работает более 12 000 человек. Но главный вопрос не в количестве работающих, а в производительности и маржинальном доходе на одного человека.

Например, у Caterpillar меньше выработка на одного рабочего, чем у John Deere. Но это никого не интересует, доходность выше у Caterpillar, потому что дело не в количестве людей, а в глубине переработки.

В этом вопросе у нас есть к чему стремиться и у кого перенимать опыт.

— А кадрового дефицита не испытываете?


— Челябинск в этом смысле хороший рынок труда. Количество кадров, квалификация и производительность здесь выше, чем в целом по стране. Существует школа опытных производственных рабочих. Многие навыки передаются в неформальной плоскости молодому поколению. Это просто отлично. Кстати, у нас много молодежи работает. Более трех тысяч работников моложе 35 лет.


— Какова роль власти в обновлении, которое сегодня происходит на предприятии?


— Роль власти федерального и областного уровня, можно сказать, — 100-процентное участие. Мы сегодня некие операторы в рамках государственного обновления оборонно-промышленного комплекса. Такая федеральная программа принята впервые — и не точечно, не лоббистски, кусками, а полноценной платформой. Для ЧТЗ это означает переход на новый технологический уровень. Надеюсь, что это движение не изменится в последующие годы. Государственные инвестиции дают нам стержень. Так что ЧТЗ будет жить!

Федор Кручинин


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты