Сэкономил — значит, заработал!

26 Января 2012
Сэкономил — значит, заработал!

Эту кардинальную инициативу в сфере госуправления предложил Президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию. Речь идет о регулировании сложного процесса закупок для государственных нужд — от бинтов для больниц до редкоземельных металлов для Роскосмоса.

Закон о федеральной контрактной системе может сменить «всеми любимый» 94-ФЗ

Эту кардинальную инициативу в сфере госуправления предложил Президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию. Речь идет о регулировании сложного процесса закупок для государственных нужд — от бинтов для больниц до редкоземельных металлов для Роскосмоса.

Что идет на смену «многострадальному» Федеральному закону № 94-ФЗ, какие новшества принесет с собой переход на ФКС — эти вопросы мы задали начальнику Главного контрольного управления Челябинской области Антону Климову.

 

Госзакупки в пять стадий

— Антон Иванович, тема введения в России контрактной системы активно обсуждается в прессе, во властных структурах всех уровней. По инициативе председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко к обсуждению законопроекта приглашены главы регионов, в их числе наш губернатор Михаил Юревич. Насколько актуальна эта проблема сегодня, когда на повестку дня выходят, прежде всего, политические вопросы?

— Политические вопросы, как правило, тесно увязаны с экономикой. Нынешний год не ожидается легким в финансовом плане. Поэтому вопрос экономии бюджетных средств, привлечение инвестиций в экономику региона — тема номер один для Челябинской области. Шестилетняя практика применения 94-ФЗ показала его несовершенство. Можно сказать, что закон отстал от реалий жизни. Бесконечно его «перешивать» — бессмысленно. Нужна принципиально новая система закупок для государственных и муниципальных нужд.

— В чем принципиальное отличие федеральной контрактной системы от прежних регулирующих принципов?

— Действующий закон регулирует практически один этап — процедурный. Проще говоря, в какие сроки и с соблюдением каких условий проводятся закупки (конкурсы и аукционы). Сейчас этого уже недостаточно. Повысилась и социальная роль закупочной деятельности. Ошибки в ней влекут за собой, подчас, ущерб здоровью и жизни людей.

Закупочную деятельность заказчика можно условно разделить на пять стадий. Первая — планирование потребностей исходя из объемов бюджета и определение начальной (максимальной) цены товара, работы или услуги, которую мы собираемся приобрести. Вторая — это непосредственно процедура размещения заказов, которые сегодня прописаны в 94-м законе. Третья стадия — исполнение контракта. В отдельную четвертую стадию выделяется приемка и использование результатов, обслуживание поставленной продукции, а затем списание и утилизация. Наконец, пятая, весьма серьезная стадия — мониторинг, проверка, учет и контроль результатов. Из пяти перечисленных стадий законодательно урегулирована только вторая, но только не в Челябинской области.

— Сейчас все обстоит иначе?

— С декабря 2010 года у нас в области внедряются элементы федеральной контрактной системы: планирование закупок, разработка и применение методик расчета начальной (максимальной) цены контракта, повышение уровня профессионализации специалистов. Все проверочные мероприятия Главным контрольным управлением выстраиваются с позиций системного контроля всех стадий размещения заказа. Ведь алгоритм действий схож, но в настоящий момент каждая стадия регулируется различными правовыми актами — Бюджетным и Гражданским кодексами, 94-м ФЗ, ГОСТами, СанПиНами и т.д. Новый Федеральный закон о ФКС призван объединить эти стадии в единую цепочку, создать единую правовую основу для регулирования этих процессов. Конечная цель — сделать госзакупки максимально прозрачными, исключив наличие коррупциогенных факторов. Новый закон утвердит систему сферы закупок. А систему на следующий день после принятия нового закона не выстроишь.

Кроме того, с 1 января 2012 года вступил в силу еще один Федеральный закон № 223. Его название отображает суть регулируемой сферы — «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Он касается закупочной деятельности большого круга юрлиц, в числе которых — автономные учреждения, ГУПы, субъекты естественных монополий, хозяйствующие общества с долей участия государства свыше 50 процентов. Здесь имеется своя специфика, в которой разобраться надо уже сейчас, чтобы потом не иметь проблем с надзорными органами и судами. Соответствующая разъяснительная работа по применению указанного закона ведется нашим управлением с октября 2011 года.

Офицеры контракта

— Приглашение нашего губернатора к обсуждению законопроекта — это «по разнарядке»? Или область действительно на хорошем счету у федерального центра по озвученным позициям?

— Я не могу давать столь исчерпывающие оценки, но отмечу, что заложенные в проекте закона «О федеральной контрактной системе» положения, в Челябинской области реализуются с 2010 года. По вопросу внедрения принципов федеральной контрактной системы правительство Челябинской области сработало на опережение. Разработана Программа по повышению эффективности бюджетных расходов в Челябинской области на период до 2012 года.

Во исполнение Программы наш регион одним из первых стал формировать систему профессионализации госзакупок. Мы внедрили элементы планирования государственного заказа, разработали и утвердили постановлением губернатора методику определения начальной цены, систематически координируем работу органов местного самоуправления по контролю и размещению заказов. Приятно отметить, что методики расчета начальной максимальной цены контракта приняты во всех муниципальных образованиях области и начали применяться задолго до введения этой нормы в ФЗ-94. Отмечу — это было сделано, не дожидаясь изменений в федеральном законодательстве, на что часто любят ссылаться разные структуры.

Вообще же эта сфера требует специалистов, которые имеют комплекс юридических, экономических, финансовых знаний, уверенно ориентируются на рынке товарных предложений. В обсуждаемом законопроекте вводится понятие «контрактный офицер». Это профессионал, который будет отвечать за весь цикл госзакупок, — от планирования до приемки результатов. Где одномоментно после принятия федеральной контрактной системы мы возьмем такое количество профессионалов?

Что касается перехода на новую систему, то к ней мы готовим сейчас руководителей и специалистов государственных органов и учреждений, муниципальных образований. По распоряжению губернатора Михаила Юревича силами нашего управления проведены две областные практические конференции в 2010 и 2011 годах. Работа по повышению профессионального уровня специалистов в сфере госзаказа систематически осуществляется второй год. Разработана серия методических рекомендаций для оказания практической помощи в сфере закупок под общим названием «Библиотека заказчика Челябинской области». Эти методички сейчас очень востребованы, в том числе в федеральных структурах, а главное — имеют практический смысл и эффект. Так что какого-то коллапса в связи с переходом на новую систему у нас не будет. Челябинская область готова к работе в новых условиях.

Записал Евгений Званцев

 

Закон о федеральной контрактной системе может сменить «всеми любимый» 94-ФЗ

Эту кардинальную инициативу в сфере госуправления предложил Президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию. Речь идет о регулировании сложного процесса закупок для государственных нужд — от бинтов для больниц до редкоземельных металлов для Роскосмоса.

Что идет на смену «многострадальному» Федеральному закону № 94-ФЗ, какие новшества принесет с собой переход на ФКС — эти вопросы мы задали начальнику Главного контрольного управления Челябинской области Антону Климову.

Госзакупки в пять стадий

Антон Иванович, тема введения в России контрактной системы активно обсуждается в прессе, во властных структурах всех уровней. По инициативе председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко к обсуждению законопроекта приглашены главы регионов, в их числе наш губернатор Михаил Юревич. Насколько актуальна эта проблема сегодня, когда на повестку дня выходят, прежде всего, политические вопросы?

Политические вопросы, как правило, тесно увязаны с экономикой. Нынешний год не ожидается легким в финансовом плане. Поэтому вопрос экономии бюджетных средств, привлечение инвестиций в экономику региона — тема номер один для Челябинской области. Шестилетняя практика применения 94-ФЗ показала его несовершенство. Можно сказать, что закон отстал от реалий жизни. Бесконечно его «перешивать» — бессмысленно. Нужна принципиально новая система закупок для государственных и муниципальных нужд.

В чем принципиальное отличие федеральной контрактной системы от прежних регулирующих принципов?

Действующий закон регулирует практически один этап — процедурный. Проще говоря, в какие сроки и с соблюдением каких условий проводятся закупки (конкурсы и аукционы). Сейчас этого уже недостаточно. Повысилась и социальная роль закупочной деятельности. Ошибки в ней влекут за собой, подчас, ущерб здоровью и жизни людей.

Закупочную деятельность заказчика можно условно разделить на пять стадий. Первая — планирование потребностей исходя из объемов бюджета и определение начальной (максимальной) цены товара, работы или услуги, которую мы собираемся приобрести. Вторая — это непосредственно процедура размещения заказов, которые сегодня прописаны в 94-м законе. Третья стадия — исполнение контракта. В отдельную четвертую стадию выделяется приемка и использование результатов, обслуживание поставленной продукции, а затем списание и утилизация. Наконец, пятая, весьма серьезная стадия — мониторинг, проверка, учет и контроль результатов. Из пяти перечисленных стадий законодательно урегулирована только вторая, но только не в Челябинской области.

Сейчас все обстоит иначе?

С декабря 2010 года у нас в области внедряются элементы федеральной контрактной системы: планирование закупок, разработка и применение методик расчета начальной (максимальной) цены контракта, повышение уровня профессионализации специалистов. Все проверочные мероприятия Главным контрольным управлением выстраиваются с позиций системного контроля всех стадий размещения заказа. Ведь алгоритм действий схож, но в настоящий момент каждая стадия регулируется различными правовыми актами — Бюджетным и Гражданским кодексами, 94-м ФЗ, ГОСТами, СанПиНами и т.д. Новый Федеральный закон о ФКС призван объединить эти стадии в единую цепочку, создать единую правовую основу для регулирования этих процессов. Конечная цель — сделать госзакупки максимально прозрачными, исключив наличие коррупциогенных факторов. Новый закон утвердит систему сферы закупок. А систему на следующий день после принятия нового закона не выстроишь.

Кроме того, с 1 января 2012 года вступил в силу еще один Федеральный закон № 223. Его название отображает суть регулируемой сферы — «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Он касается закупочной деятельности большого круга юрлиц, в числе которых — автономные учреждения, ГУПы, субъекты естественных монополий, хозяйствующие общества с долей участия государства свыше 50 процентов. Здесь имеется своя специфика, в которой разобраться надо уже сейчас, чтобы потом не иметь проблем с надзорными органами и судами. Соответствующая разъяснительная работа по применению указанного закона ведется нашим управлением с октября 2011 года.

Офицеры контракта

Приглашение нашего губернатора к обсуждению законопроекта — это «по разнарядке»? Или область действительно на хорошем счету у федерального центра по озвученным позициям?

Я не могу давать столь исчерпывающие оценки, но отмечу, что заложенные в проекте закона «О федеральной контрактной системе» положения, в Челябинской области реализуются с 2010 года. По вопросу внедрения принципов федеральной контрактной системы правительство Челябинской области сработало на опережение. Разработана Программа по повышению эффективности бюджетных расходов в Челябинской области на период до 2012 года.

Во исполнение Программы наш регион одним из первых стал формировать систему профессионализации госзакупок. Мы внедрили элементы планирования государственного заказа, разработали и утвердили постановлением губернатора методику определения начальной цены, систематически координируем работу органов местного самоуправления по контролю и размещению заказов. Приятно отметить, что методики расчета начальной максимальной цены контракта приняты во всех муниципальных образованиях области и начали применяться задолго до введения этой нормы в ФЗ-94. Отмечу — это было сделано, не дожидаясь изменений в федеральном законодательстве, на что часто любят ссылаться разные структуры.

Вообще же эта сфера требует специалистов, которые имеют комплекс юридических, экономических, финансовых знаний, уверенно ориентируются на рынке товарных предложений. В обсуждаемом законопроекте вводится понятие «контрактный офицер». Это профессионал, который будет отвечать за весь цикл госзакупок, — от планирования до приемки результатов. Где одномоментно после принятия федеральной контрактной системы мы возьмем такое количество профессионалов?

Что касается перехода на новую систему, то к ней мы готовим сейчас руководителей и специалистов государственных органов и учреждений, муниципальных образований. По распоряжению губернатора Михаила Юревича силами нашего управления проведены две областные практические конференции в 2010 и 2011 годах. Работа по повышению профессионального уровня специалистов в сфере госзаказа систематически осуществляется второй год. Разработана серия методических рекомендаций для оказания практической помощи в сфере закупок под общим названием «Библиотека заказчика Челябинской области». Эти методички сейчас очень востребованы, в том числе в федеральных структурах, а главное — имеют практический смысл и эффект. Так что какого-то коллапса в связи с переходом на новую систему у нас не будет. Челябинская область готова к работе в новых условиях.

Записал Евгений Званцев

 


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты