Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Поддержать металлургию могут лишь совместные действия на региональном и федеральном уровнях

2 Сентября 2013
Поддержать металлургию могут лишь совместные действия на региональном и федеральном уровнях

Металлургия остается ключевым вектором в развитии Челябинской области. Обрабатывающий сектор формирует почти 90 % отгрузки в промышленности. В том числе металлургия — 55-60 %...

Металлургия остается ключевым вектором в развитии Челябинской области. Обрабатывающий сектор формирует почти 90 % отгрузки в промышленности. В том числе металлургия — 55-60 %. Однако с начала 2013 года в отрасли наблюдается определенная стагнация. В январе — июле этого года региональные объемы производства в металлургии составили 98,7 % к аналогичному периоду прошлого года.

Не критичная ситуация

О проблемах в отрасли губернатор области Михаил Юревич докладывал президенту Владимиру Путину еще в ходе встречи в мае 2013 года. При этом глава нашего региона отметил, что к настоящему времени металлурги существенно усилились, модернизировав 80 % производственных мощностей. В отрасль направлены огромные инвестиции, внедрены экологически безопасные и энергосберегающие технологии.

Тогда в ходе встречи президент поддержал губернатора и подчеркнул, что не считает ситуацию в отрасли и в экономике в целом критичной. Есть новое состояние экономики, на которое влияет масса внешних факторов. Мнение главы государства подтверждает анализ ситуации в региональной металлургии в прошлые годы.

В качестве примера можно вспомнить, что на ММК и ЧТПЗ в декабре 2008 года объемы производства к последнему месяцу 2007 года сократились почти до 40 %. На Златоустовском металлургическом заводе — до 45 %, на ЧМК — до 72 %. Доля обрабатывающего производства в 2008 году в структуре ВРП Челябинской области сократилась до 40,4 %. Но даже при таком падении никто, в том числе сами металлурги, не считали ситуацию безнадежной.

Негативные тенденции в металлургии и экономике в целом сохранялись в течение 2009 года. По его итогам общий спад в экономике региона составил 19,5 %. На сегодня (данные за 7 месяцев 2013 года) спада в экономике области нет. Да и снижение объемов в металлургии незначительное (1,2-1,3 %). Физические объемы производства в структуре ВРП (как и налоговые отчисления) восполняют пищевая и перерабатывающая промышленность, стройиндустрия, энергетика, производство электронного оборудования, сельское хозяйство (прирост от 2,2 до 20 %). Это результат реальной диверсификации экономики, когда увеличение объемов в отдельных отраслях происходит не за счет снижения у других, а параллельно им.

Китайский фактор и не только

На встрече с редакторами ведущих СМИ региона в ноябре 2012 года Михаил Юревич первым из руководителей регионов констатировал, что ситуация в мировой экономике сейчас складывается не в пользу металлургических компаний региона. Ими вложены огромные средства в перевооружение. Многим нужно отдавать кредиты. Губернатор тогда подчеркнул, что металлургам все сложней действовать на внешнем рынке и призвал активизировать свои усилия на внутреннем рынке.

Кстати, нет ничего «крамольного», как это некоторые пытаются представить, в высказываниях губернатора Юревича, что металлургия перестала быть основным донором регионального бюджета, как это было в нулевые годы. По данным Минфина Челябинской области, в отдельные годы (2005-2006 гг.) ее вклад в формирование консолидированного бюджета области достигал 35 %. Однако и сейчас отрасль продолжает находиться в числе крупнейших плательщиков бюджета (3-4 место в отраслевом рейтинге; по предприятиям — примерно 1/3 от группы из 15 крупнейших плательщиков).

К тому же Михаил Юревич неоднократно заявлял, что вместе с металлургами рассчитывает на экономический эффект от новых отраслевых инвестпроектов. К примеру, если поискать, можно найти, что об этом говорилось при посещении ЧТПЗ и ЧМК, на совещаниях в Москве и у полпреда в УрФО.

К слову, большие ожидания связываются с началом работы рельсобалочного стана Челябинского металлургического комбината. Именно по инициативе Михаила Юревича данный объект вошел в число 6 приоритетных инвестиционных проектов УрФО от Челябинской области. Встречаясь в феврале и июле 2013 г. с представителями компании «Мечел» и РАО РЖД, губернатор подчеркнул, что это новая продукция высокого передела, не имеющая аналогов в России.

То, что состояние экономики региона, в первую очередь  металлургии, зависит от «погоды» на мировых рынках, также не новость. Сейчас производство металлопроката только в Китае 770 млн тонн в год. Это более чем в 4 раза превышает аналогичные объемы выпуска в СССР в конце 1980-х гг. Тогда на долю РСФСР приходилась примерно половина советского выпуска. С учетом того, что в настоящий момент Россия производит металлопрокат примерно на уровне 92-93 % к объемам РСФСР, это означает физическое превосходство китайского проката примерно в 7 раз.

Ежемесячно Китай производит примерно 60 млн тонн стали. Стоимость за тонну проката — от 730 до 740 долларов за тонну при устойчивой тенденции к снижению. Параллельно происходит снижение цен на оцинкованный металлопрокат индийского производства. Для сравнения: в июле 2013 года продажная цена за тонну проката с полимерным покрытием производства ММК составила 36 тысяч рублей за тонну (свыше 1000 долларов США).

Говоря о Китае, нужно помнить, что его объемы в мировых продажах соотносятся с панъевропейским производством как 1 к 4. Помимо этого, свои объемы в черной металлургии имеют США, Япония, страны Латинской Америки и т. д. От демпинга КНР страдают все металлургические производители мира.

По инициативе губернатора Михаила Юревича в Стратегию развития Челябинской области до 2020 года были внесены изменения, сделавшие прогнозные цифры более реалистичными именно в силу меняющейся ситуации для металлургов. Изменения в промышленной политике Челябинской области сделаны с учетом акцента на развитие в регионе металлоемких производств, внутриотраслевую диверсификацию.

В июле в блоке задач правительству Челябинской области глава региона обозначил ключевую тему поддержки металлургии за счет программ развития стройкомплекса и машиностроения. Так, правительству области поручено в сжатые сроки разработать и принять стратегию (программу) развития машиностроения.

Обозначая новую задачу, губернатор Юревич исходил из тщательного анализа и четкого понимания реальной ситуации. Ведущие российские аналитические сайты, в том числе www.cmmarket.ru и www.pgkronos.ru, констатируют, что внутренний спрос на готовый прокат российских металлургов достаточно стабилен. Так в 2012 году внутренние продажи даже немного прибавили по отношению к 2011 году (+0,2 %). Более сложная ситуация у трубников (спад 14 %), что во многом связано с завершением основных инфраструктурных проектов федерального и транснационального значения.

Вместе с тем, в переориентации на внутренний рынок есть свои плюсы. Тот факт, что в 2012 г. ЧМК отгружал свыше 90 % продукции российским потребителям, а ММК — порядка 75 %, говорит о достаточно высокой степени металлоемкости российской промышленности.

«Подушкой безопасности» для российских металлургических холдингов служит то обстоятельство, что большинство из них (в т.ч. «Мечел») обладают замкнутым циклом производства (от добычи руды до изготовления готового проката). Это позволяет холдингам получать приемлемую прибыль как на каждом этапе производственного передела (выплавка чугуна, стали, производство проката), так и в компании в целом.

По данным Минпромторга РФ, прогнозы по снижению цен на внутреннем рынке металла в 2013 году умеренные — 3-5 % по году. Нет никаких оснований для паники.

Точки роста

На встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым в июле этого года Михаил Юревич подчеркнул, что у металлургии региона есть реперные и резервные точки роста. Сегодня внутри металлургической отрасли идет серьезная диверсификация, увеличивается сортамент продукции. Челябинская область становится регионом, в котором есть металл на любой вкус.

В области формируется принципиально новая горнорудная отрасль, способная во многом восполнить сырьевой дефицит. Прежде всего, это Михеевский и Томинский ГОКи. Они будут производить 46 млн тонн руды в год и способны обеспечить сырьем всю медную промышленность Южного и Среднего Урала.

Также набирает обороты производство специальных сталей, металлургических добавок, сплавов. В области строится несколько предприятий по производству «точечного литья» — тот же «Конар» в Челябинске по изготовлению крупногабаритных отливок для нефтегазового комплекса. Есть предприятия по чугунным, цветным, бронзовым отливкам (пример — ЗАО «Цветлит», Челябинск). Они «заточены» под конкретные машиностроительные заказы — например, узлы автомобилей. Кстати, о необходимости развития подобных предприятий говорил год назад Владимир Путин на совещании в Магнитогорске.

Современное литейное производство — это высокотехнологичные предприятия с замкнутым циклом, с минимальной нагрузкой на экологию. Они становятся надежным связующим звеном между металлургией и машиностроением. Поэтому области важно занять нишу точечного литья как можно скорее.

В своем блоке задач правительству Челябинской области Михаил Юревич особо отметил, что расширение внутреннего металлопотребления связано еще с рядом отраслей. Крупные инвестпроекты последних лет резко увеличили объемы промышленного строительства. Здесь концентрируется основной пакет заказов на металлоконструкции. Но его структура тоже меняется  в сторону средних и малых заказов. Это связано с общей инвестиционной тенденцией: инвестпроекты становятся меньше масштабом, но больше числом. В этом плане от металлургов требуется большая гибкость в ценообразовании, в сбытовой политике.

Региональный рынок потребления металла будет расти. В настоящее время реализуется ряд проектов в машиностроении, в производстве спецтехники и оборудования.

Среагировать на изменения

По указанию губернатора правительством области ведется постоянный мониторинг каждого металлургического предприятия в регионе. Особенно это касается проблемных заводов. Таких немного, но спад коснулся целой группы предприятий, ранее имевших динамику роста. Это челябинские заводы «Трубодеталь» и «Челябвтормет», Челябинский трубопрокатный завод, Уфалейский завод металлоизделий, Ашинский и Златоустовский метзаводы. Причины спада разные, но одна общая остается для всех: снижение спроса в стране и за рубежом.

Есть проблемы у отдельных предприятий цветной металлургии региона. В тяжелом положении находится некогда процветающий завод «Уфалейникель». Спад мировых цен в сочетании с ростом тарифов на перевозки привел к утрате рентабельности производства. По итогам первого полугодия завод обременен убытками на полмиллиарда рублей. При этом предприятие является градообразующим для города Верхний Уфалей с населением почти 40 тысяч человек.

В качестве мер господдержки никельщиков губернатор вносил предложения правительству РФ осуществить ряд мер, в том числе закупки никеля в Госрезерв. Для челябинских трубников поддержкой явилось бы участие в крупных проектах нефтегазовой отрасли. На уровне региона стимулировать спрос сложно. А оказать финансовую помощь, например, компенсировать процентные ставки по кредитам, не позволяет дефицит бюджета.

Тем не менее правительством области принимаются меры по развитию производственной кооперации и субконтрактации. В области уверенно развиваются малые и средние предприятия машиностроения и производства оборудования. В 2012 году прирост в этих отраслях превысил 10 процентов. Практически с нуля построено несколько предприятий с суммарным объемом инвестиций 3,6 млрд рублей. С начала 2013 года прирост в производстве электрического и электронного оборудования в области вышел за границы 20 %.

Есть определенные ресурсы для активизации внутреннего спроса на металл с учетом потребностей стройиндустрии. Но нужно понимать, что одних этих мер будет недостаточно без мероприятий федерального уровня. Это касается, прежде всего, участия предприятий в крупных инфраструктурных проектах, таких, к примеру, что обозначены в Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

Металлургические предприятия области пока не планируют массовых сокращений. Уровень безработицы в области один из самых низких в стране. Правительство области отслеживает ситуацию, чтобы вовремя среагировать на возможные изменения. Опыт в этом плане наработан большой, в том числе по переобучению людей на новые, востребованные специальности. Внутри предприятий при снижении объемов производства трудовые ресурсы перераспределяются в том числе для проведения ремонтных работ помещений и оборудования.

Но основные надежды связаны с изменением конъюнктуры на мировом рынке, с возможными мерами поддержки со стороны федерального правительства, крупных госкорпораций, реализующих большие инфраструктурные проекты.

На федеральном уровне находится решение двух ключевых вопросов, от которых зависит степень господдержки отечественных металлургов. Это вопрос «первой мили» в энергоснабжении и стоимость железнодорожных перевозок.

Для металлургов действие «последней мили» невыгодно, т. к. этот отрезок подводящих энергосетей находится в собственности местных МРСК, тарифы которых выше, чем на федеральном рынке. Между тем, снижение тарифов невозможно, т. к. выпадающие доходы МРСК по Челябинской области составляют уже сейчас до 5 млрд рублей в год. Это позволяет снижать тарифную нагрузку на население, но при этом не происходит обновления сетей в МРСК. Износ же их по отдельным позициям составляет от 30 до 70 %.

Отмена «последней мили», разумеется, поддержит металлургов (и других промышленных потребителей). Но выпадающие расходы придется возложить на население, что приведет к социальной напряженности либо росту неплатежей. Будут также ограничены инвестиционные планы МРСК.

Михаил Юревич в этом вопросе занимает взвешенную позицию. Нужно соблюсти баланс интересов металлургов, энергетиков и населения. Предложения, в том числе по данной тематике, озвучивались летом 2013 г. в ходе встречи с вице-премьером А. Дворковичем, направлялись в правительство РФ.

Снижению тарифов на железнодорожные перевозки препятствует мощное «железнодорожное» лобби во властных структурах. Кроме того, ценовый разрыв между желаниями металлургов и запросами путейцев очень высок. Металлургам выгодна перевозка до портов при тарифе 18 долларов США за тонну; железнодорожники обосновывают экономически выгодный для них тариф — 83 доллара США за тонну. Между тем, отгрузка по ЮУЖД остается стабильной — 51 млн тонн в 1-м полугодии 2013 года, из которой свыше 30 млн тонн приходится на предприятия Челябинской области.

Еще одним желанием металлургов является установление льгот в части налогообложения собственных средств, направляемых на инвестиционные программы предприятий. Такие схемы действовали с различными условиями в конце прошлого — начале этого века. Это также является прерогативой федерального центра, бюджет которого с начала 2013 года выполняется с профицитом (307 млрд рублей в 1-м полугодии 2013 г.). Вводить какие‑либо льготы по налогам в регионе область не может, т. к. осуществляет внешние заимствования.

Сергей Иванов, фото Вячеслава Шишкоедова

 

Бумажная версия материала появится 3.09.2013г.


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты