Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

На Южном Урале в разгаре формирование главного финансового документа

20 Сентября 2013

Министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын в ходе брифинга с представителями СМИ расставил основные акценты в работе по формированию регионального бюджета на 2014 — 2016 годы.

Министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын в ходе брифинга с представителями СМИ расставил основные акценты в работе по формированию регионального бюджета на 2014 — 2016 годы.

 

Бюджет будет сложный

По словам Андрея Вадимовича, процесс формирования бюджета Челябинской области на ближайшие три года сейчас в самом разгаре: работа идет весьма напряженно, экономические условия в области нестабильные, в связи с чем их весьма сложно определить на перспективу:

— Показатели прогноза социально-экономического развития Южного Урала, на основе которого мы рассчитываем доходы регионального бюджета, позволяют предполагать очень сдержанный рост доходов в следующем году, — говорит Андрей Пшеницын. — Кроме того, не стоит забывать об увеличении расходов, в основном это связано с необходимостью обеспечить финансовыми вливаниями, в первую очередь указы президента РФ, которые, как вы знаете, носят социальный характер, — речь идет о повышении заработной платы бюджетникам, ликвидации очередей в детсадах, продолжение программы переселения граждан из ветхо-аварийного жилья.

Более того, в следующем году произойдет перераспределение полномочий по дошкольному образованию: на региональный уровень с муниципального перейдут полномочия по финансированию данного направления, а это предполагает выделения из областной казны порядка 11 миллиардов рублей в год.

 

Дисбаланс бьет рекорды

На прошлой неделе завершилось рассмотрение проектов по формированию бюджета, выдвигаемых министерствами области. В ходе заседаний региональной межведомственной бюджетной комиссии, которую возглавляет председатель правительства Челябинской области Сергей Комяков, удалось выработать консолидированные решения.

— По предварительным итогам, дисбаланс доходов и расходов регионального бюджета превысит 33 миллиарда рублей, а  это на 21 миллиард рублей больше, чем допускает бюджетное законодательство РФ, — констатировал Андрей Пшеницын. — Размер дисбаланса наглядно демонстрирует, что ситуация складывается весьма непростая, поэтому работа с профильными министерствами и ведомствами по оптимизации запрашиваемых ими расходов будет продолжена.

В числе основных задач региональной власти — необходимость обеспечить выполнение основных социальных обязательств. Однако, помимо основных, в регионе действуют и дополнительные меры соцподдержки населения, которые и ждет корректировка. В частности, речь идет об областном законе о ветеранах труда:

— Сегодня это одна из самых многочисленных категорий наших льготников, на Южном Урале такое почетное звание имеют свыше 170 тысяч человек, — говорит Андрей Пшеницын. — Размер ежемесячной денежной выплаты региональным ветеранам труда составляет от 820 до 960 рублей на человека, в зависимости от использования или неиспользования телефонной связи. Если в 2008 году на эти цели было направлено из регионального бюджета порядка 780 миллионов рублей, то в 2013-м — 1 миллиард 900 миллионов рублей.

Для сравнения, в Свердловской области размер денежной выплаты достигает 690 рублей на человека, соответственно и общий уровень затрат региональной казны по данному направлению значительно ниже.

— Речь не идет об отмене регионального закона о ветеранах труда, однако возможно отдельные его положения придется корректировать. В принципе это происходило и раньше — в 2012 году вносили изменения: к примеру, было введено обязательное условие к ветеранскому стажу — получение наград Челябинской области. Коррективы могут вноситься, ведь закон — это живой документ, реагирующий на жизненные реалии.

— Уже окончательно принято решение о сокращении дополнительных мер соцподдержки, в частности, корректировки регионального закона о ветеранах?

— Важно понимать, что сегодня не идет речи о полной отмене льгот для региональных ветеранов труда, мы говорим о возможном пересмотре дополнительных мер поддержки. Повторюсь, что основные соцвыплаты будут однозначно сохранены.

 

Заимствований не избежать

— Какие направления расходов формируемого бюджета вызывают сегодня наибольшие споры?

— Дискуссия идет по всем направлениям расходов, основное внимание при этом уделяется оценке критериев тех или иных дополнительных расходов соцподдержки, их целесообразности. В данной экономической ситуации важно четко выбирать приоритеты.

— Какова примерно структура расходов? Какие направления требуют наибольшего финансирования?

— В настоящее время баланс окончательно еще не сведен, но если учитывать, что расходы текущего 2013 года — это в основном расходы социальной направленности (более 70 процентов), то эта тенденция будет сохранена и при формировании бюджета на 2014 год.

— Есть ли прогноз по уровню дефицита на ближайшие три года? За счет чего предполагается его в дальнейшем покрывать?

— Дисбаланс доходов и расходов складывается из нескольких критериев: в первую очередь, учитывается уровень доходов бюджета от развития экономики региона в целом, и если здесь прогноз трехлетний, то со второй частью — расходами — все гораздо сложнее. Нам никто не озвучивает перспектив на три года по изменению федерального законодательства, да и само собой, это невозможно. Но уже сегодня ясно, что бюджет на 2014 год будет дефицитным, это однозначно.

Существует несколько источников покрытия дисбаланса доходов и расходов, все они прописаны в бюджетном законодательстве, их немного — это, в первую очередь, остатки финансовых средств с предыдущего года, и во-вторых, это заимствования. При этом мы всячески стараемся снизить уровень заимствований из федерального бюджета, ведь существует еще один вариант — кредитование у банков.

— Еще какие варианты секвестрования бюджета являются действенными?

— Это прежде всего сокращение расходов на аппарат правительства области, на приобретение товаров и услуг для госучреждений. Речь здесь идет не столько о сокращении закупок по приобретению ножниц и ручек для чиновников, сколько об урезании финансирования дорогостоящих программ министерств, в частности, в плане развития информатизации.

— Насколько известно, ситуация по формированию бюджета в других регионах РФ также не является оптимистичной? Наш регион далеко не в числе аутсайдеров в этом вопросе?

— Да, это так. Единственным регионом РФ, где не существует дефицита бюджета, является Чеченская Республика. Там бюджет считается, что называется, прямым счетом — из федеральной казны направляется столько средств, сколько местные власти смогли защитить. В некоторых соседних регионах бюджетный дефицит больше, чем в Челябинской области. К примеру, Свердловская область объявила очередной конкурс на то, чтобы привлечь денежные ресурсы. Кстати, когда мы обращаемся за финансовой поддержкой на уровень РФ, к нам апеллируют статистикой, что мы не самый нуждающийся регион в заимствованиях. Долговая нагрузка многих российских регионов приближается к максимально возможному уровню, и Челябинская область на их фоне выглядит весьма неплохо.

Елена Летова

 

 Комментарии

 Социалку нельзя трогать

Константин Нациевский, заместитель председателя комитета по законодательству, госстроительству и местному самоуправлению Заксобрания Челябинской области, руководитель фракции КПРФ в Заксобрании Челябинской области:

— Нужно понимать, что значительная разница между доходами и расходами регионального бюджета на 2014 год — это результат макроэкономических процессов, а не только сложность конкретно нашего региона. Сегодня мы все попали в так называемую финансовую яму — следствие мирового экономического кризиса 2008 года. Это общероссийские тенденции…

Другое дело, что в нашем регионе принимается решение по сокращению дополнительных мер соцподдержки, дабы снизить расходную часть бюджета. Принципиальная позиция Челябинского регионального отделения КПРФ заключается в том, что ни при каких условиях категорически недопустимо сокращать социальные выплаты населению региона. Необходимо всегда поддерживать и защищать интересы материнства, детства, пенсионеров и других малозащищенных слоев населения. Еще раз подчеркну, ни при каких обстоятельствах их трогать нельзя.

Нужно отдать должное нынешнему правительству Челябинской области, что принимаемые им решения ни разу не вызывали широкого недовольства населения, всплесков раздраженности и негодования со стороны людей. Однако вероятность социального взрыва существует, и я не исключаю того, что на южноуральские улицы выйдут люди с транспарантами, если меры соцподдержки будут сокращены.

 

 Обосновываем каждую строку

Министр социальных отношений Челябинской области Лариса Мошкова:

— Действительно расходы областного бюджета, связанные с реализацией социальных обязательств, достаточно велики. Если в этом году они составляют 15,5 миллиарда рублей, то на следующий год мы заявили потребность в 17,2 миллиарда рублей. Со своей стороны на заседаниях межбюджетной комиссии министерство обосновывает каждую строку расходов, в том числе касающихся мер социальной поддержки ветеранов труда Челябинской области.

Не скрою, бюджет согласовывается сложно ввиду его дефицита и для нас неудивительно, что правительством рассматривается возможность сокращения некоторых расходов, но вопрос социальной поддержки ветеранов труда Челябинской области продолжает обсуждаться, на сегодняшний день окончательное решение не принято.

 

Дефицита не избежать

Игорь Баев, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, декан факультета экономики и управления ЮУрГУ:

— С точки зрения макроэкономической ситуации дефицит — это всегда плохо, ведь если он есть, значит в дальнейшем нужно будет изыскивать средства, чтобы его покрыть. Мне трудно говорить, не видя перед собой конкретных цифр по формируемому областному бюджету, но уже сегодня ясно, что дефицита как такового избежать не удастся: сама экономическая ситуация в стране подталкивает к принятию дефицитного бюджета, в том числе в нашем регионе.

Нужно понимать, что дефицит позволяет не урезать расходы бюджета в части выполнения его социальных обязательств. И здесь важно найти золотую середину, как говорят экономисты, чтобы, уменьшив расходы, не сократить финансовое обеспечение социальных обязательств. У нас в стране уже был опыт, когда раскрутили дефицит до такого уровня, что пошатнули экономику страны… Причем началось это при правительстве, возглавляемом Черномырдиным, а в полную силу проявилось при Кириенко.

Уже сегодня ясно, что при нынешней экономической ситуации на Южном Урале социальные выплаты придется уменьшить, в лучшем случае — оставить на прежнем уровне. Важно, начав секвестрировать расходы, изначально определить те группы населения, интересы которых ущемлять категорически нельзя — это, прежде всего, низкооплачиваемые слои населения, пенсионеры, малообеспеченные и многодетные семьи, ветераны.

 

Алексей Ильиных, декан факультета экономики и права челябинского филиала РАНХиГС, кандидат юридических наук, доцент:

— Доходная часть регионального бюджета формируется в том числе за счет поступления от предприятий, зарегистрированных в Челябинской области, налогов на имущество и на прибыль.

Финансовая наполняемость областной казны от уплаты налога на прибыль в 2008 году составила 29,5 миллиарда рублей, в 2010 году — 19,1 миллиарда рублей, в 2012 году — 19,6 миллиарда рублей, в 2013 году хорошо, если удастся выйти на уровень прошлого года. Динамика представленных показателей явно не является положительной — с каждым годом в бюджет Южного Урала поступает все меньше средств от уплаты налога на прибыль. Проблема здесь кроется в том, что если предприятие зарегистрировано в офшорных зонах, налоги попросту не поступают в бюджет. Деньги уводятся за пределы РФ. Безусловно, в этом направлении нужно наводить порядок.

 

От редакции: Напомним, в этом году на территории Челябинской области разразился скандал в связи с использованием рядом крупных предприятий офшорных схем, из-за чего региональный бюджет недополучает значительные средства. В частности СМИ указывали на использование таких схем руководством Челябинского электрометаллургического предприятия (ЧЭМК), которое находится под контролем известного бизнесмена Александра Аристова.

Надо отметить, что на необходимость возвращения предприятий из «офшоров» указывают не только в правительстве региона, но и в федеральном центре. Так президент Владимир Путин заявлял: «С офшорным наследием эпохи дикой приватизации нужно заканчивать. Иначе ни о каком нормальном деловом климате в стране, о доверии к нам речи быть не может».

 

 


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты