Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Вылечить систему госзакупок помогут жесткие штрафы?

24 Апреля 2014
Вылечить систему госзакупок помогут жесткие штрафы?

По итогам 2013 года Южный Урал оказался на 78-й позиции в рейтинге самых коррумпированных областей в сфере госзакупок, тогда как по итогам девяти месяцев 2013 года Южный Урал занимал в нем последнее, 83-е место. На тот момент эксперты признавали Южный Урал наименее коррумпированным регионом в сфере госзакупок среди всех субъектов страны.

 По итогам 2013 года Южный Урал оказался на 78-й позиции в рейтинге самых коррумпированных областей в сфере госзакупок, тогда как по итогам девяти месяцев 2013 года Южный Урал занимал в нем последнее, 83-е место. На тот момент эксперты признавали Южный Урал наименее коррумпированным регионом в сфере госзакупок среди всех субъектов страны.

Односторонняя ответственность

Этот рейтинг проводит общероссийская организация содействия защите прав граждан и безопасности общества «Безопасное отечество». Исследование отражает объективную ситуацию с региональной коррупцией в сфере госзакупок, утверждают аналитики организации. Составителям рейтингов можно верить или не верить, но вряд ли стоит опровергать тот факт, что российская система госзакупок погрязла в коррупции, и с этим нужно что то делать. А вот что именно, четкого представления, похоже, нет. Потому что навести порядок в этой сфере пытаются уже не первый год, но не очень то получается.

И чиновники, и эксперты признают, что закон о ФКС, пришедший с 1 января на смену закону о госзакупках, пока работает неэффективно. Основные замечания к новой контрактной системе — отсутствие конкретной информации в документах, необоснованность начальных цен контрактов, избыточные требования к участникам закупок и нереалистичные сроки исполнения контракта. Есть и другие нюансы.

«С одной стороны, закон о ФКС принят очень своевременно и имеет высокий антикоррупционный потенциал, — говорит управляющий партнер юридической компании «Барский, Нестеренко и партнеры» Евгения Шабанова. — Во-первых, в настоящее время все без исключения госзакупки проводятся через торги. Во-вторых, и торги, и запросы котировок проходят исключительно через ЕИС, то есть единую информационную систему. С другой стороны, возникает много проблем, связанных с неотлаженной работой самой ЕИС, из-за чего заказчику очень трудно принять участие в торгах. Запрос котировок вообще нельзя разместить в электронном виде, потому что на ресурсе нет такой технической возможности».

Но это, пожалуй, частности. Парадокс в том, что в настоящее время, как отмечает Шабанова, административная ответственность в сфере госзакупок является односторонней. «Она распространяется на контрактного управляющего и на членов конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии либо контрактной службы, — говорит она. — При этом руководитель организации, подписывающий госконтракт, выпадает из круга административной ответственности».

Мы были слишком либеральны

На прошлой неделе парламентариями Госдумы был принят во втором чтении законопроект, утверждающий линейку штрафов для участников госзакупок. Административную ответственность госзаказчики будут нести в случае совершения закупок не в электронном виде, в случае сокрытия информации о недобросовестных поставщиках, а также в случае невыполнения требований ФАС.

Немного подробнее. Должностным лицам, которые проводят закупки не в электронном виде, грозят штрафы от 2 до 50 тысяч рублей. Если заказчик уже более двух раз наказывался за данное нарушение, то он может быть дисквалифицирован на срок от шести месяцев до одного года. Сокрытие информации о недобросовестных участниках закупки влечет за собой штраф для юридических лиц от 30 до 50 тысяч рублей, а для должностных — от 10 до 15 тысяч рублей.

Еще более высокие санкции ожидают тех, кто не выполнил предписания ФАС. Или не уложился в установленные сроки по устранению нарушений, указанных антимонопольным ведомством. В этом случае юридические лица могут быть оштрафованы на сумму от 300 до 500 тысяч рублей, а должностные — на сумму от 30 до 50 тысяч рублей.

Предполагается, что нормы законопроекта будут распространяться на госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Также в список входят государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 %, а также «дочки» и «внучки» таких юридических лиц.

По мнению адвоката Илья Морозова, адвоката юридической компании "Морозов и партнеры", любые инициативы, связанные с увеличением и детализацией наказания за нарушения в области госзакупок, достойны поддержки. «Объемы коррупции в этой области просто потрясают воображение, и столь же потрясающе низкими были штрафы за нарушения, — поясняет он. — Нормы 94-ФЗ не предусматривали конкретной ответственности за правонарушения в этой области и отсылали к другой нормативной базе».

По словам заместителя руководителя ФАС России Андрея Цариковского, действовавший до 2014 года 94-ФЗ был «слишком либерален». Теперь придется выучить правила и запомнить, какие штрафы будут применены к участникам закупок в случае их нарушения. В Челябинском УФАС поддерживают возможность расширения административной ответственности. «Она сегодня распространяется только на государственных и муниципальных заказчиков, тогда как заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с 223-ФЗ, к административной ответственности не привлекаются, — отмечает руководитель УФАС по Челябинской области Анна Козлова. — Очевидно, что и госзаказчики, и другие заказчики (госкорпорации, госкомпании, естественные монополии, ГУПы, МУПы и так далее) должны нести ответственность за нарушение требований действующего законодательства».

Леонид Смольников

        Читайте также:

         Идея об энергосбережении и экобезопасности разбивается об алгоритм госзакупок

        Госзакупки могут быть спасительным средством, которое позволит сохранять компаниям свои позиции на рынке


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты