Челябинское метро: забрезжил свет в конце тоннеля

11 Августа 2008

Строительство метро ведется в Челябинске с 1992 года. Вроде бы привычное дело для крупного мегаполиса, повседневная обыденность. И все же, когда спускаешься в длинный тоннель, борта которого забраны крепкими бревнами, видишь работающих людей и современную технику,— проникаешься масштабами и значимостью происходящего. Метро не просто удобный для горожан вид транспорта, это подтверждение высокой квалификации южноуральских строителей, их подлинного профессионализма. И вчерашнее событие еще одно тому свидетельство.

Виктор Косолапов   

Строительство метро ведется в Челябинске с 1992 года. Вроде бы привычное дело для крупного мегаполиса, повседневная обыденность. И все же, когда спускаешься в длинный тоннель, борта которого забраны крепкими бревнами, видишь работающих людей и современную технику,— проникаешься масштабами и значимостью происходящего. Метро не просто удобный для горожан вид транспорта, это подтверждение высокой квалификации южноуральских строителей, их подлинного профессионализма. И вчерашнее событие еще одно тому свидетельство.

В районе Комсомольской площади вновь был запущен в работу канадский тоннелепроходческий комплекс «Ловат», что позволит ускорить сооружение челябинской подземки. В ноябре прошлого года он вышел на поверхность. Вышел, чтобы обновиться и набраться сил, проще говоря, пройти капитальный ремонт и модернизацию. К тому времени «Ловат» преодолел 1100 метров самого сложного участка сквозь скальные породы, тектонический разлом, подземные воды. И последующее продвижение вперед к площади Революции обещало быть столь же нелегким: уральский гранит вряд ли смягчит свой характер.

Полученный за время эксплуатации опыт подсказывал, что в первую очередь нужно укрепить резцы рабочего органа, так называемые шарошки. Их усилили, добавили новые, и мощь «зубов» комплекса существенно возросла. Отказались и от старой обделки: до этого использовали дорогостоящие чугунные кольца, сейчас «Ловат» переоборудовали под работу с железобетонными тюбингами. Их сегодня производит челябинский завод «Челси».

Запуск комплекса «Ловат» стал большим событием для всех, кто причастен к строительству челябинского метро: проектировщиков, строителей, поставщиков оборудования. Звучала русская и английская речь. Последнее обстоятельство вполне объяснимо: в Челябинск прибыл президент компании Рикк Ловат, отец которого основал эту канадскую компанию.

— Мы высоко оцениваем сотрудничество с челябинским метростроителями,— сказал Рикк Ловат корреспонденту «ЮП».- Модернизация тоннелепроходческого комплекса произведена в сжатые сроки и с высоким качеством. Возникающие проблемы оперативно решаются. Ваши люди быстро учатся и набираются опыта, своевременно устраняют допущенные ошибки.

— Однако метро в Челябинске строится чересчур долго…

— У вас были проблемы с финансированием. Наша компания выиграла тендер на поставку второго тоннелепроходческого комплекса. Думаю, что работа ускорится.

(Разговаривать с канадцем и не промолвить ни слова о хоккее — преступление. Хозяева с гордостью поведали гостю из-за океана о том, что, помимо метро, в Челябинске возводится современный ледовый дворец для команды «Трактор». Но строится куда быстрее. И в хоккей мы быстро играем, в чем канадцы убедились минувшей весной.)

Предполагается, что в первые дни комплекс будет проходить по четыре-пять метров. Его вчерашний запуск — пробный, тестовый. После пятидесяти метров — плановая остановка, нужно будет все проконтролировать и проанализировать (этим, кстати, займутся Рикк Ловат и специалисты его компании), а затем приступать к настоящей работе. Комплекс должен проходить восемьдесят, а лучше — сто метров в месяц.

Заместитель главы Челябинска Владимир Алейников не удовлетворен сегодняшним ходом строительства метро:

— В 2009 году темпы должны возрасти в три с лишним раза,— говорит он.— Вот начнем работать одновременно на всех четырех станциях метро, а также на строительстве тоннеля, тогда можно будет считать, что дело пошло. Сейчас намечены конкурсы среди подрядчиков. Возможно появление еще одного «Ловата» или аналогичного комплекса. Не исключено, что его поставит один из победителей тендера.

…Первая очередь челябинского метро по плану будет сдана к 2012 году. Хочется верить, что свет в конце тоннеля уже забрезжил!

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты