Диктатура развития? Почему нет!

30 Октября 2008

Планетарный переполох сентября 2008 года пришел к нам из благополучной Америки. Он грянул, словно гром среди ясного неба. И вот уже второй месяц Россия живет в новых, можно сказать, экстремальных экономических условиях.

Если дефолт в августе 1998 года был истинно российским явлением, то планетарный переполох сентября 2008 года пришел к нам из благополучной Америки. Он грянул, словно гром среди ясного неба. И вот уже второй месяц Россия живет в новых, можно сказать, экстремальных экономических условиях. Президент и правительство страны предпринимают энергичные шаги по стабилизации экономики и банковской системы, экономисты, политики и ученые пытаются разобраться в истоках свалившейся на нас напасти, делают первые выводы, выступают с осторожными прогнозами. И многие хотят ответить на главный вопрос: если на Западе кризис, то что в России? Только неблагоприятная ситуация? Или мы все одним экономическим миром размазаны? Автор этих строк благодаря приглашению, поступившему от Клуба региональной журналистики «Из первых уст» (Москва), получил возможность ознакомиться с самыми различными точками зрения на последние события в мире экономики и финансов. Эти заметки написаны на основе увиденного, услышанного, понятого и непонятого.

Автономное экономическое плавание: забудьте

В современном мире всеобщей глобализации нет страны, не зависящей от всех остальных. Такие острова, находящиеся в автономном экономическом плавании, давно уже канули в Лету. Ну разве что Куба. Но по отношению к ней вообще трудно говорить об экономике… А спад производства в США — уже свершившийся факт. На долю американской экономической машины приходится четверть мирового хозяйства. Доллар к тому же является мировой валютой. Так что американский «вирус» не мог не отразиться, причем самым пагубным образом, на странах Европы, нарождающихся рынках Азиатского континента. Россия также интегрирована в мировой экономический процесс. Меньше, чем другие государства, и, как выясняется, слава богу. Чихать и кашлять, однако, будем. А вот больше или меньше остальных «зараженных» государств, целиком и полностью зависит уже от нас самих.

По мнению ряда специалистов, дефолт десятилетней давности можно сравнить с мгновенным ударом, враз парализовавшим экономику страны и приведшим ее к коллапсу. Но тогда уже через месяц пошло, пусть и чрезвычайно медленное и болезненное, восстановление экономики. Нынешний кризис напоминает ряду аналитиков длительное удушение, похожее на процессы, происходившие в России в начале 90-х годов. Объяснение такое: сжатие мирового спроса сокращает отечественное производство, уменьшает потребности в сырье, снижает цены на всю продукцию российского экспорта, в первую очередь нефть, газ, металл.

— Российская экономика пройдет через несколько волн сокращений производства, — утверждает научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.— Первая волна, идущая сейчас, вызвана сокращением спекулятивных операций, удорожанием кредитов и отказом от планов наращивания объемов выпускаемой продукции. Замораживаются стройки, даже на предпусковой стадии, увольняется персонал, привлеченный под новые проекты.

Вскоре поднимется вторая волна — из-за сокращения экспортных доходов и отказа экспортеров сырья от новых инвестиций. И наконец, грядет третья волна — она связана с сокращением бюджетных расходов, что было ощутимо уже в минувшем сентябре и продолжает усиливаться в октябре. А ведь нынче бюджет страны Госдума будет принимать сразу на три года…

Кризис будет глубоким и долгим, считает Михаил Делягин. Поэтому все здоровые силы общества, независимо от идеологических и политических пристрастий, должны сплотиться вокруг стратегии модернизации России в условиях глобального кризиса. Это единственная программа, отвечающая как сиюминутным, так и долгосрочным интересам страны.

С этой почти апокалипсической картиной нашего общего будущего не вполне согласен председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс. В одном из интервью он сказал:
— Безусловно, российская экономическая модель оказалась не слишком конкурентоспособной перед лицом глобального кризиса. В современном мире наиболее прибыльными являются те отрасли хозяйства, где бал правит интеллект. А наша страна значительно запоздала с созданием «экономики знаний». И попытки перейти на инновационный путь развития пока не привели к решительному перелому. А спасут Россию опять же природные ресурсы, эти богом данные подушки безопасности…

Банки не собирались отдавать долги

Бывший первый заместитель председателя Центробанка России Сергей Алексашенко отводит банковской системе страны едва ли не главную роль в разразившемся финансовом кризисе. А в деле его преодоления она может быть как позитивной, так и негативной. В зависимости от того, как ведут себя кредитные структуры.

— Удивляет легкость, с которой наши банки шли на внешние заимствования, — посетовал он. — За три последних года долг со ста миллиардов долларов увеличился до пятисот миллиардов. По сути, стал равен золотовалютным запасам России! И что самое поразительное: похоже, никто из банкиров всерьез не собирался возвращать долги. Надеялись на то, что сумеют перекредитоваться: возьмут кредит на Западе сначала на полгода, затем продлят еще на полтора года, затем еще на пять лет… Иные банки брали краткосрочные кредиты на год-полтора, а вкладывали средства в проекты, реализация которых предполагалась через десять-пятнадцать лет. Финансовая пирамида. В следующем году банковской системе страны предстоит возвратить кредиторам 150 миллиардов долларов.

Однако, полагает эксперт, дело не в одних лишь долгах перед западными партнерами. Начиная с 20 сентября 2008 года правительство России перечислило отечественным банкам полтора триллиона рублей. Фантастическая сумма! Такие средства никогда и никому не выделялись. Ни в какие, самые неблагоприятные времена. (Напомним, в середине 90-х годовой бюджет России не превышал 20 миллиардов долларов.) И что же сделали банки с этими астрономическими вливаниями? Тут же купили доллары. То есть поддержали американскую валюту и американского товаропроизводителя… Не случайно председатель правительства России Владимир Путин был просто вынужден призвать банковское сообщество страны вести себя более прилично и ответственно отнестись к той гигантской помощи, которую оказывает государство.

У финансового кризиса есть еще одна сторона: многие российские банки брали кредиты под залог акций промышленных предприятий и выпущенных ими облигаций. Сегодня и те и другие ценные бумаги существенно подешевели. В таком случае не исключен переход предприятий из одних рук в другие. А если банки не успеют вовремя рассчитаться с государством за вброшенные в пожарном порядке колоссальные ассигнования, то собственником заложенных предприятий может стать само государство, и произойдет мягкая национализация.
По мнению Сергея Алексашенко, для стабилизации финансовой системы России необходимо провести ревизию бюджетных обещаний и отказаться от одиозных и чрезмерно затратных проектов. Например, от строительства во Владивостоке моста на остров Русский и сооружения там Конгресс-центра или реконструкции железной дороги Санкт-Петербург — Хельсинки.

И опять же крайне необходимо усилить контроль за банками. Их сегодня в России много больше, чем объективно требуется: на 50 крупнейших банков приходится до 80 процентов сосредоточенных в кредитной системе страны средств. А что же остальные 1200? На их долю приходится только 20 процентов. Конечно, вряд ли стоит всех «малышей» загонять за Можай, но назначать оздоровительные процедуры придется. Впрочем, можно просто разбить градусник и вообще не мерить финансовую температуру в стране. Так, наверное, спокойнее, но вряд ли полезнее для экономики России.

Сейчас специалисты скрупулезно подсчитывают, кто из российских олигархов чего и сколько потерял в результате финансового кризиса. Получается, что потеряли практически все. Абрамович, Дерипаска, Усманов, Алекперов… А есть ли выигравшие? Есть! Михаил Прохоров. Он продал значительную часть своего бизнеса как раз накануне разразившейся финансовой бури. Этому жизнелюбивому человеку, привыкшему жить на широкую ногу, будет на что снова закатиться в Куршавель или купить Криштиану Рональдо для футбольного клуба «Москва», который он спонсирует. А в минувший понедельник Михаила Прохорова избрали президентом Союза биатлонистов России. Теперь всем на лыжню и поголовно вступать в ряды «стреляющих лыжников»?

Корни и крона родного края

Принято считать, что для некоторых москвичей Россия ограничивается Садовым кольцом. Справедливости ради должен заметить: далеко не для всех. Люди, выступающие перед журналистами из регионов, обычно легко ориентируются в специфике каждой территории и проявляют недюжинную эрудицию в географии конкретной местности, знают ее прошлое и настоящее. И хотя, по мнению президента Института национального проекта «Общественный договор» Александра Аузана, в Москве совсем немного людей, понимающих Россию, их, помнящих свои родные корни и крону, становится все больше. Вот и Челябинская область перестала быть для широкой аудитории неизвест¬ной землей, закрытой для остального мира точкой на карте. И вовсе не фрезеровщик Иван Дулин из «Нашей Раши» тому причиной. Южный Урал действительно воспринимается сейчас как опорный край державы. Имидж Челябинской области улучшается благодаря успехам в экономическом развитии, достигнутым в последние годы, в нашу пользу говорят широкомасштабная социальная политика, которую проводит губернатор и областное правительство, экономическая состоятельность территории.

Всего 21 регион России является донором по отношению к бюджету страны. А регионов, напомним, 89. При богатом и щедром федеральном центре бедным быть выгодно. Так вот Челябинская область относится к тем, кто и себя кормит, и другим перечисляет. Но по порядку. На долю Москвы приходится 29 процентов. И это понятно, многие крупные нефтяные и газовые компании зарегистрированы в столице, что позволяло до последнего времени Первопрестольной жировать и ни в чем себе не отказывать. На втором месте Ханты-Мансийский автономный округ — 13 процентов, тоже в основном благодаря углеводородам. Вклад Челябинской области — 2 процента. А ведь мы находимся в так называемой зоне умеренно неблагоприятной для проживания. Но не мучимся здесь, а живем полноценной и полнокровной жизнью.

В России три проблемные территории, но в них условия для жизни ничуть не хуже наших. Это регионы старого заселения: Киров, Псков, Великий Новгород. Практически весь Северный Кавказ. (Помните старую шутку: меняю Южный Урал на Северный Кавказ? Сейчас она неактуальна.) В Ингушетии, например, совсем нет внебюджетной экономики. И наконец, среди проблемных весь Дальний Восток, Алтай, Бурятия, Иркутская, Курганская области…
Бюджет Москвы в 2007 году составлял один триллион рублей. Для сравнения: бюджет-2007 всего Уральского федерального округа — 565 миллиардов рублей, Санкт-Петербурга — 281 миллиард, Свердловской области — 128 миллиардов, Челябинской области — 62 миллиарда рублей. Уровень бюджетной обеспеченности Южного Урала, по сути, близок к общероссийскому.

В стране в целом, в каждом регионе в отдельности осуществляется политика бюджетного выравнивания, когда средства, собранные на более богатых территориях, перераспределяются в пользу более бедных. Однако наступивший финансовый кризис может уравнять всех. В бедности. Относительной, конечно, но все равно мало приятной.
— Существенно пострадают предприятия черной и цветной металлургии, — считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.— В первую очередь из-за снижения цен на свою продукцию. На сталь и прокат она уже упала на 20—30 процентов, на медь — на 35 процентов. По этой причине сократятся инвестиционные программы. Предприятия черной металлургии отложат модернизацию производства, отрасль останется недореформированной. Что касается Челябинской области, то произойдет сокращение персонала на Магнитогорском металлургическом комбинате, в ОАО «Мечел». Возникнут трудности на Верхнеуфалейском никелевом комбинате, Кыштым¬ском медеэлектролитном заводе, в ОАО «Карабашмедь». Правда, на предприятиях цветной металлургии ситуация полегче: у них большой ценовой запас, практически двукратный. А вот производителям черного металла придется потуже затянуть пояса: спад в отрасли продолжается уже год, и можно говорить о наступлении локаута. Да еще федеральный бюджет начнет существенно обирать металлургов, а раньше центру хватало поступлений от нефти, и к железоделательным производствам он был весьма снисходителен.

По мнению московского аналитика, нелегкие времена наступили для сырьевых регионов и монопрофильных городов, где погоду определяют градообразующие предприятия. Один год они еще должны продержаться, а дальше уже как получится. Резко сократятся также функции и возможности Министерства регионального развития России, которое совсем недавно возглавил уралец Виктор Басаргин. В его ведении останется, по сути, только проект «Урал промышленный — Урал Полярный».

Не буду спорить с более осведомленной Натальей Зубаревич, но замечу: если Виктору Басаргину удастся реализовать мегапроект партии «Единая Россия», одним этим он оправдает свое высокое служебное назначение. Во благо Урала и всей страны.

Будущее зависит от наших представлений о нем

Россия октября-2008 совершенно непохожа на Россию, скажем, июля-2008. Слишком много событий и потрясений произошло за эти три месяца. Война на Кавказе, понуждение агрессора к миру, мировой финансовый кризис, ежедневная борьба с его все более изощренными проявлениями… И в этой лихорадке будней нужно принимать решения, в которых нельзя ошибиться. Это задача власти. И она свое дело делает. А политологи-экономисты просчитывают возможные варианты развития страны и прогнозируют дальнейший ход событий. И это вовсе не пустое занятие, ведь наше будущее зависит от наших представлений о нем.

По мнению разработчиков разного рода сценариев, сегодня страна находится на распутье и перед ней лежит пять дорог: инерционная, революционная, прозападная, а также путь охранной диктатуры власти и диктатуры развития. Но, скорее всего, Россия выберет диктатуру развития. Не стоит пугаться слова «диктатура», в нем нет ничего зловещего, оно означает движение страны по пути прогресса благодаря, в первую очередь, усилиям государства и его структур.
 
— Финансовый кризис не будет слишком жестким и глубоким, — утверждает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. — Он не наш, зародился не в России, но сегодня мы — открытая страна и вовлечены в мировые процессы. Правительство страны ведет себя осмотрительно и в то же время предпринимает шаги для ослабления финансового бремени. И делает это не хуже, чем его коллеги на Западе. От российской власти ждут оригинальных решений, и она их время от времени предлагает. Правда, банковская система страны работает плохо, и она весьма воровата, стоит ли ее выручать? Но набегов вкладчиков на банки не ожидается. Возможно, правительству России придется скорректировать Стратегию-2020. Учесть сокращение трудовых ресурсов, увеличение доли людей старшего возраста, падение доходов от добычи нефти и газа. Изоляция России от всего остального мира крайне нежелательна: переход на инновационный путь развития без интеграции с экономиками высокоразвитых стран невозможен.
— А как будем жить во время финансового кризиса?
— Беднее.

На остановке метро «Юго-Западная» стоит огромное здание из синего стекла, напоминающее гигантский кристалл. Поначалу оно кажется главной достопримечательностью этой южной окраины Москвы, но, присмотревшись, замечаешь выбитые стекла, неоштукатуренные стены, общую запущенность. Оказывается, собственник, решившийся поднять такую колоссальную стройку, разорился, а землю взял в аренду на много лет. И никто сейчас с этой громадиной не может ничего сделать. Хотя по одну сторону — корпуса одного из кампусов, по другую — здания Академии народного хозяйства при правительстве России. Так вот и финансовый кризис: с одного бока к нему подойдешь, с другого, а он стоит на своем…

Поделиться

Публикации на тему
  • 23.04.2024 | 15:10
    Гонки и цифры. Челябинск принял молодежный IT-форум

    Челябинск в очередной раз стал площадкой проведения всероссийского IT-форума. Если год назад слет был ориентирован по большей части на взрослую аудиторию, то в этот раз мастер-классы, конкурсы и другие активности подготовили с прицелом на молодежь. Школьники и студенты быстро осваивают новые технологии, поэтому название форума «на ТЫ с IT» стало очень символичным.

  • 17.04.2024 | 17:17
    Челябинск представит креативный потенциал Урала

    В областном центре пройдет окружной форум «Российская креативная неделя».

Новости   
Спецпроекты