Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Южный Урал: сберечь деньги налогоплательщиков

10 Декабря 2008

На страже каждой бюджетной копейки стоит главное управление материальных ресурсов Челябинской области. Благодаря эффективной системе госзакупок, в этом году управлению удалось сэкономить 400 миллионов бюджетных рублей. Это особенно актуально в период разразившегося финансового кризиса.

На страже каждой бюджетной копейки стоит главное управление материальных ресурсов Челябинской области. Благодаря эффективной системе госзакупок, в этом году управлению удалось сэкономить 400 миллионов бюджетных рублей. Это особенно актуально в период разразившегося финансового кризиса.
Насколько сложна и ответственна эта работа, мы узнали у первого заместителя начальника главного управления материальных ресурсов Челябинской области, кандидата юридических наук Сергея СУШКОВА.


— На Южном Урале свыше пятисот получателей средств из областного бюджета, это министерства, ведомства, подведомственные им учреждения… Все эти организации нуждаются в обеспечении товарами, работами и услугами для осуществления своей непосредственной работы. Например, для функционирования больницы нужно, чтобы у врачей было все необходимое медицинское оборудование, лекарства. Чтобы стражи порядка могли нести службу, нужно, чтобы у них в наличии были и автомобили, и спецсредства. Через наше управление и осуществляются эти и другие бюджетные покупки.

Сводный областной заказ, то есть сумма, которая в бюджете предусмотрена именно на товары, работы и услуги для государственных учреждений, составляет в 2008 году порядка 15 миллиардов рублей. Чтобы эти средства были потрачены эффективно и экономно, управление материальных ресурсов проводит конкурсы и аукционы. Если коротко обозначить суть этих процедур, то конкурс — это выявление лучшего подрядчика, поставщика по балльной системе, а в основе аукциона заложен принцип состязательности: побеждает тот из поставщиков, кто предложит наиболее качественные товары и услуги за меньшую оплату. Принципиальный момент: все конкурсы и аукционы проходят на основе прозрачности и открытости. Это требование закона неукоснительно выполняется.

— Любой из потенциальных поставщиков может зайти на наш сайт www.chelgumr.ru «Государственный заказ Челябинской области» и получить всю необходимую информацию о предстоящих закупках. Можно выяснить, какое учреждение какие товары или услуги заказывает, изучить спецификацию, узнать время проведения конкурса или аукциона и подать заявку на участие. Кроме того, любой претендент, если ему что-то непонятно, по закону имеет право к нам обратиться за разъяснением, и мы в течение двух дней обязаны дать официальный письменный ответ.

Процедура торгов максимально открыта и прозрачна. Вскрытие конвертов с заявками и коммерческими предложениями проводится с видео- и аудионаблюдением, под контролем сотрудников федеральной антимонопольной службы и главного контрольного управления области. Кстати, при этой процедуре может присутствовать любой гражданин.

Если комиссия чью-то заявку признает не удовлетворяющей требованиям, протокол вывешивается на сайте, и это тоже обеспечивает прозрачность процесса. Не согласные с решением комиссии могут обратиться с жалобой в антимонопольную службу либо в суд.

Победители конкурсов и аукционов получают право на заключение государственного контракта, который в обязательном порядке вносится в специальный реестр. И любой гражданин, зайдя на сайт управления материальных ресурсов, может увидеть: у кого, что именно и в каких количествах Челябинская область закупает. На сегодняшний день у нас более тысячи поставщиков.

Как рассказал Сергей Сушков, в целом через торги ежегодно реализуется свыше 80 процентов всего сводного областного заказа (остальная часть размещается другими способами закупок). Это значит, что выделенные из бюджетного кошелька деньги в основной массе тратятся на закупку товаров и услуг именно на основе конкурсов и аукционов. Такая система, по словам Сергея Сушкова, «исключает келейный подход к распределению бюджетных заказов, содержит в своей основе мощный антикоррупционный принцип». Кстати, с недавнего времени аукционы начали проводить и в электронной форме. В ноябре 2008 года уже проведено три электронных аукциона. Использование компьютеров стандартизирует все правила и процедуры, делая их максимально четкими, компьютизированные услуги позволяют управлять решениями и действиями на расстоянии. Практика проведения электронных торгов будет расширяться.

По итогам прошлого года деятельность главного управления материальных ресурсов по Челябинской области была признана лучшей в УрФО. Точнее, Челябинская область оказалась единственным в УрФО регионом, где по заключению Минэкономразвития РФ, Федеральной антимонопольной службы и Национального антикоррупционного комитета система проведения госзакупок заслужила включения в рейтинг высокой прозрачности. Это наивысшая оценка, которой можно достичь в такой работе.

Не менее важна и экономия бюджетных средств. Собственно торги и проводятся именно с целью экономного расходования бюджетного кошелька. С этим показателем тоже все в порядке.

— За восемь месяцев текущего года мы провели 1094 процедуры размещения государственного заказа на общую сумму 10 миллиардов 443 миллиона рублей, в том числе 216 конкурсов на сумму 3 миллиарда 960 миллионов и 878 аукционов на сумму 7 миллиардов 183 миллиона рублей. При этом удалось сэкономить почти 400 миллионов бюджетных рублей.

Для примера возьмем недавние торги, где по заявке областного министерства соцзащиты управление материальных ресурсов закупало новогодние подарки для маленьких южноуральцев. Министерство подсчитало, что потребуется 195 тысяч подарков, из бюджета на эти цели была выделена сумма в 21 миллион рублей. В результате проведения аукциона, в котором участвовали три крупные компании, управление закупило эти 195 тысяч подарков за 10 миллионов рублей. Это значит, что 11 миллионов остались в областной казне и в итоге будут направлены на другие социальные нужды южноуральцев.

На управление материальных ресурсов возложена еще одна важная задача: подготовка кадров.

— С 2009 года председателями комиссий аукционов и конкурсов могут быть только аттестованные на проведение подобных процедур специалисты. По поручению губернатора Петра Сумина совместно с Академией госслужбы и Южно-Уральским госуниверситетом мы занимаемся подготовкой кадров для госзакупок. В этом году обучили более 600 человек. Все муниципальные образования и учебные заведения, которые готовят таких специалистов, выбирают управление материальных ресурсов в качестве практической площадки для приобретения опыта и практических навыков. Специалистам по госзакупкам нужно уметь ориентироваться в законодательной базе, анализировать документы, знать специфику покупаемой продукции, привлекать нужных экспертов… Ведь в госзакупках принцип «кто дешевле предложил» — не главный. Главная задача — сделать все, чтобы деньги налогоплательщиков не были потрачены впустую.

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты