Эксперимент по упрощению таможенного контроля

31 Октября 2008

На одном из лучших в России многостороннем автомобильном пропускном пункте (МАПП) «Бугристое» на государственной границе России и Казахстана до 3 декабря проходит совместный эксперимент двух стран по упрощению и ускорению таможенного контроля товаров. Теперь эта точка, ставшая опытной площадкой эксперимента таможенных служб двух сопредельных государств, стала местом проведения параллельно еще одного эксперимента — по упрощению прохода через госграницу грузовых автомобилей с товарами.

На одном из лучших в России многостороннем автомобильном пропускном пункте (МАПП) «Бугристое» на государственной границе России и Казахстана до 3 декабря проходит совместный эксперимент двух стран по упрощению и ускорению таможенного контроля товаров. Теперь эта точка, ставшая опытной площадкой эксперимента таможенных служб двух сопредельных государств, стала местом проведения параллельно еще одного эксперимента — по упрощению прохода через госграницу грузовых автомобилей с товарами.

При этом ничуть не снижается интенсивность работы таможенников, например, грузооборот с начала года составил почти восемь миллионов тонн, что на десять процентов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда о таможенных экспериментах еще никакой речи не шло и в помине. А весовой объем импорта в зоне действия Челябинской таможни увеличился почти на треть. По экспорту он составил около пяти миллиардов долларов США. При этом сумма таможенных платежей, направленных в госбюджет, составила более 8 миллиардов рублей. С начала года границу в обоих направлениях пересекли более миллиона граждан обеих стран.
Прокомментировать ход обоих экспериментов, проводящихся одновременно на МАПП «Бугристое» (Россия) — таможенный пункт «Кайрак» (Казахстан), я попросил начальника Челябинской таможни, полковника таможенной службы Алексея Фролова.

— Должен заметить, что граница двух братских стран нас не разъединяет, скорее, объединяет против общей борьбы с угрозой международного терроризма и наркотрафиком, — сказал Алексей Николаевич.

— Эксперимент по упрощению таможенного контроля, очевидно, выбран не случайно. МАПП «Бугристое» — таможенный пункт «Кайрак» на границе Российской Федерации с сопредельной страной был выбран, наверное, еще и потому, что является своего рода полигоном для реальной отработки возможных в будущем новаций?

— Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) уже, конечно же, ощутили суть эксперимента на себе. Несмотря на грянувший международный финансовый кризис, наши службы работают четко и с полной нагрузкой. В рамках законов мы стараемся всячески свести к минимуму временные и финансовые затраты постоянных участников ВЭД. Например, если нет у предприятия в данный момент средств оплатить таможенные платежи, а по таможенному кодексу платежи должны быть произведены одновременно с подачей таможенной декларации, мы идем производственникам навстречу. На период, пока товар не пущен в обращение, он находится под таможенным контролем и должен где-то храниться. Существуют коммерческие организации — склады временного хранения. Для предприятий промышленного цикла, которые занимаются именно производством, а не куплей-продажей, идем навстречу. Оборудование для модернизации, расширения производств мы отдаем на временное хранение на их собственные склады. Зачем платить кому-то лишние деньги?

Товар хранится у его владельца, на его территории — хозяева обеспечивают сами его сохранность. Правда, пока таможенные пошлины не уплачены, товаром пользоваться нельзя, но и не нужно платить сторонним организациям за временное хранение. В день таких обращений от участников ВЭД бывает до десятка.
Это действия обоюдные — с одной стороны, мы предприятиям доверяем, с другой, конечно, их проверяем. Все понимают, если будут нарушения, грядут неминуемые штрафные санкции. Причем весьма солидные. Кроме того, такие недобросовестные участники ВЭД попадают в наш черный список, доверия им впредь не будет.

— Все-таки, как отразился мировой финансовый кризис на вашей работе?

— На экспорт обычно шло сырье либо полуфабрикаты. Например, в августе этого года 35 процентов экспорта составляла продукция ОАО «Мечел». А на ноябрь — вообще не планируются экспортные поставки — невыгодно поставлять по бросовым ценам продукцию металлургии.
Эксперимент «Бугристое»—«Кайрак» продолжается, проблем нет. Технология была ясна и понятна заранее. Например, при экспорте таможенных операций по досмотру товаров мы сейчас практически не проводим. А ввозимый товар досматривают таможенники сопредельного Казахстана. За время эксперимента отработана четкая схема. Точно так же и мы проверяем в основном только импорт.

— Слышал, что у вас параллельно с первым начался еще и второй эксперимент?

— Да, одновременно с основным экспериментом мы на МАПП «Бугристое» — таможенный пункт «Кайрак» начали еще одну акцию, способствующую упрощению совместного таможенного контроля для грузовых автомобилей. Принцип его — «одно окно». Смысл — свести до минимума заботы водителя трансмеждународного грузового трейлера. Водителю такого грузовика теперь нет никакой нужды бегать с бумажками-документами кругами от одного окошечка к другому. Все виды контроля, как и оформление необходимых таможенных документов, можно теперь оформить в одном месте. Никакой суеты, да и у таможенников нагрузка стала меньше.

— По ходу основного эксперимента теперь как будто нет необходимости гражданам дважды заполнять фактически одинаковые таможенные декларации в России и Казахстане.

— Совершенно верно. Сейчас вместе с казахстанскими коллегами мы работаем в едином информационном пространстве. Теперь гражданам при пересечении границы требуется заполнить одну таможенную декларацию либо в России, либо в Казахстане. Согласитесь, что значительно удобнее, да еще избавляет людей от нудной излишней писанины. Итоги экспериментов мы будем подводить через месяц, в начале декабря. По их результатам, а они уже сейчас явно положительны, будут внесены на уровне министерств иностранных дел обеих стран соответствующие изменения в законодательство и в наши служебные инструкции.

Поделиться

Публикации на тему
  • Вчера | 15:48
    Продать идею. На Южном Урале обсудили перспективы креативных индустрий

    Челябинск стал первым из городов Урала, где прошел форум «Российская креативная неделя». Это событие по-настоящему уникальное, особенно для города с богатой промышленной историей. Креативные индустрии, которым целиком посвятили это событие, представлены товарами или услугами, являющимися результатом интеллектуальной и творческой деятельности. На Южном Урале в последние годы этот сектор экономики развивается особенно бурно.

  • 23.04.2024 | 15:10
    Гонки и цифры. Челябинск принял молодежный IT-форум

    Челябинск в очередной раз стал площадкой проведения всероссийского IT-форума. Если год назад слет был ориентирован по большей части на взрослую аудиторию, то в этот раз мастер-классы, конкурсы и другие активности подготовили с прицелом на молодежь. Школьники и студенты быстро осваивают новые технологии, поэтому название форума «на ТЫ с IT» стало очень символичным.

Новости   
Спецпроекты