Операция «Чистая река»
Сейчас в миасском природоохранном центре ООО «Экология», вышедшем некогда из недр Ильменского государственного заповедника, заканчивается камеральная обработка результатов...
Сейчас в миасском природоохранном центре ООО «Экология», вышедшем некогда из недр Ильменского государственного заповедника, заканчивается камеральная обработка результатов, полученных в летнем сезоне при обследовании здоровья основных рек нашей области. Этот заказ-тендер, объявленный областным министерством по радиационной и экологической безопасности, в непростой борьбе получили истинные профессионалы.
С директором этой природоохранной фирмы Петром Егоровичем Брусяниным мы знакомы не один десяток лет. И лесником Егорыч работал, и в научных разработках по сохранению жемчужин природы (озер Тургояк, Зюраткуль, Увильды) отличился. Более того, Брусянин сумел вместе с коллегами Ильменского государственного заповедника отстоять от варварского разрушения — превращения в место выгодной добычи известняка уникальный памятник природы «Устиновские навесы».
Это верховья нашей главной питьевой реки Миасс. Именно Петр Егорович первым забил в набат тревоги, когда ушлые предприниматели уже начали пробное бурение массива известняков на берегу, чтобы потом взорвать, превратить их в примитивную щебенку. Напомню, что борьба за «Устиновские навесы», за придание им статуса памятника природы проходила при активном участии «Южноуральской панорамы».
Совершенно логично, почему Петр Брусянин и его фирма «Экология» озаботились проблемами чистоты рек всего нашего региона. На все голубые артерии сил у Брусянина и его сподвижников, конечно, недостаточно. Но самые проблемные реки нашего Южного Урала под внимательнейший прицел профессионалов-экологов попали.
Работа по проекту «Чистая река» особо важна и особенно еще срочна и потому, что законодательство России по отношению к рекам, водоемам, озерам кардинально изменилось одним росчерком пера депутатов в Москве. Чтобы в «мутной водице» люфта законодательной базы экологических трагедий не произошло, министерство Геннадия Подтесова обратилось в срочном порядке к миасским специалистам ООО «Экология».
Сразу же заметим, что чистота питьевой воды как в мегаполисе Челябинск—Копейск—Коркино—Еманжелинск зависит прежде всего от качества воды в открытых питающих нас источниках. Потому крайне необходимы были экспедиции экологов исследовать каждый метр берега, каждый приток, каждый ручей, каждую пойму реки! Узнать на месте реальное состояние рек, питающих всех нас чистой водой.
Одна из масштабных работ Петра Брусянина и его коллег, проведенная за сезон, — оценка состояния реки Миасс на участке: водохранилище Аргази—Шершни. Надо ли говорить, что это стратегически важный участок водоснабжения Челябинского промышленного узла. Здесь надо было внимательно изучить весь путь реки Миасс со всем множеством его притоков.
Только основные речки: Биргильда, Бишкиль, Караси, Чубар-Айгыр и множество впадающих ручейков. Это четверть тысячи километров. Понятно, что от диагноза состояния основной питьевой артерии области зависит и рецепт ее оздоровления… Важнейший для всех нас, пьющих воду из крана.
Не только река Миасс, чистота ее воды влияет на качество жизни и уровень здоровья сотен тысяч наших земляков. Вторая по значимости река Уй.
Здесь уже сил ученых ООО «Экология» не хватило, надо было привлечь к этой работе земляков и коллег из Миасса, из фирмы «Правовой статус».
Здесь работают знатоки землемерных и землеустроительных задач. Обследованы сотни километров русла реки Уй со множеством ее притоков в пределах Троицкого района.
Еще одна хроническая проблема, теснейшим образом связанная с программами «Чистая река», «Безопасная река». Это извечные беды вешних паводков. Летом, например, увидев степные речушки: Гумбейка, Зингейка, Кызыл-Чилик либо Нижний Тогузак, никто бы не подумал, что весной эти скромные и тихие «степнячки» превращаются в бурные потоки, смывающие все на своем ходу. Специфика Южного Урала, однако!
Истоки этих невзрачных летом речушек, которые и курица не замочившись перейдет, находятся в горах. Потому в вешний паводок, во время таяния снегов в отрогах Уральских гор, в бурных водах даже и трактора тонут, не то что какая-нибудь курица! Реки эти, вроде бы со спокойным степным, равнинным характером, мосты сносят, поселки заливают так, что на лодках надо передвигаться! Про чистоту речных, питающих нас вод, тогда говорить бессмысленно.
По-научному работа называется «Снижение негативного воздействия на реки и водных объектов на людей». Подобная строка — одна из главных в областной целевой программе «Экология 2006—2010». Как суметь и реки, единственные источники чистой питьевой воды сохранить, и добиться того, чтобы паводковые воды людям бед не наносили?
Как раз этими вопросами на первой стадии их решения — подготовке научной базы для грядущего финансирования по федеральной и областной программам и заняты знатоки природы из Миасса.
Поделиться

