ЧМК: «Рельсовый проект» набирает ход

13 Апреля 2009

Во время визита губернатора области на Челябинский металлургический комбинат 21 января 2009 года, Петру Сумину представили масштабный проект, открывающий перед предприятием большие возможности

Во время визита губернатора области на Челябинский металлургический комбинат 21 января 2009 года, Петру Сумину представили масштабный проект, открывающий перед предприятием большие возможности. Речь идет об изготовлении рельсов повышенной прочности по заказу ОАО «РЖД». Но кризис больно ударил по металлургической отрасли, и на ЧМК пришлось пойти на остановку части оборудования. Как на комбинате решают сегодняшние проблемы? Не отказались ли металлурги от дорогостоящего, но крайне важного для России и области проекта, какие у него перспективы? Вчера журналисты «Южноуральской панорамы» побывали в ОАО «ЧМК», встретились с представителями руководства и трудового коллектива комбината.

Литейная «непрерывка»
В кислородно-конвертерном цехе в гигантских ковшах металл поступает в машину непрерывного литья заготовок. Расплавленная «магма», проходя ряд операций, превращается в металлические формы. Процесс почти полностью автоматизирован, оператор лишь следит за работой аппаратуры.
По словам начальника кислородно-конвертерного цеха Евгения Ваганова, скоро три здешних конвертера будут модернизированы, что позволит выплавлять вместо нынешних 3,5 миллиона 4 миллиона тонн стали.
А по соседству уже возводят громадный пристрой, где будет смонтирована машина непрерывного литья заготовок для рельсового производства. Уже в ближайшее время начнут монтаж агрегата комплексной обработки металла, оборудование которого уже получено, на очереди вакууматор. Эти машины тоже будут работать на «рельсовый проект».
Рельсобалочный стан разместят не в отдельном корпусе, а в прокатном цехе № 3 (правда, к нему предполагается возвести пристрой), прежняя продукция которого перестала пользоваться спросом.
— Сейчас демонтируем старое оборудование, готовим площадку для будущего рельсового производства, — говорит начальник прокатного цеха № 3 Александр Варкентин. — Предстоит ликвидировать 24 объекта на участке нагревательных колодцев. Останется блюминг, часть другого оборудования. А две трети площади цеха займет рельсобалочный стан.

«Бархатный путь» будет!
Будущее рельсовое производство называют «проектом века». И это не случайно: сегодня ОАО «РЖД» приходится покупать особо прочные рельсы для скоростных магистралей за границей, платить больше деньги. И вот возникла идея освоить их выпуск в России, на Челябинском металлургическом комбинате. Между ОАО «РЖД» и ЧМК было подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве, а 13 ноября 2008 года — договор о поставке рельсов на период с 2010 по 2030 год.
Комбинат заключил контракты о поставке оборудования и на строительство нового универсального рельсобалочного стана с зарубежными компаниями «Minmetals Engineering Co., Ltd» и «Даниели».
— Совет директоров ОАО «Мечел» утвердил этот проект, — говорит директор по перспективному развитию ОАО «ЧМК» Андрей Мокринский. — На первом этапе планируется провести коренную реконструкцию прокатного цеха № 3, смонтировать новую, уже пятую по счету машину непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), которая будет обслуживать рельсобалочный цех. На рынке потребность в металле снижается, а «рельсовый проект» открывает для комбината новые перспективы.
Сегодня особо прочные рельсы для скоростных магистралей выпускают только в Австрии и Японии. А потребность в них растет: предполагается проложить такую магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом, а также в Сочи, к открытию Олимпиады 2014 года. В России выпускают рельсы только в Нижнем Тагиле и Новокузнецке, причем обычные, длиной 15 и 25 метров. А на ЧМК будут производить особо прочные рельсы 100-метровой длины. Мало того, их затем будут сваривать в 800-метровые плети бесстыкового, так называемого «бархатного пути». Для этого железная дорога на площадке комбината откроет рельсосварочное производство. Уже выкуплен земельный участок, где разместится рельсосварочный поезд. Здесь будут выпускать рельсы повышенного качества: только такие годны для высокоскоростных железных дорог. Предполагается использовать уникальную технологию их термообработки, с полимерной закалкой.

Ставка — на внутренний рынок
Впрочем, кроме рельсов, в будущем цехе планируют выпускать и другую высоковостребованную дефицитную продукцию: фасонные профили, балки, швеллеры. Вместе с рельсами — 1,2 миллиона тонн в год.
— Важная цель проекта — переориентация части производимой продукции экспортного направления на удовлетворение потребности внутреннего рынка, — комментирует начальник управления перспективного развития ОАО «ЧМК» Сергей Огородников. — Мы планируем вдвое сократить производство полуфабрикатов, в пять раз уменьшить зависимость от внешнего рынка. Наша продукция будет экспортозамещающей, не уступающей по качеству зарубежным аналогам.
Часть оборудования для будущего рельсового производства (краны, электродвигатели) для ЧМК изготовит китайская компания «Мин-металз». Проект строительства универсального стана включен в программу экономического сотрудничества России и Китая. В рамках международного форума в Москве подписан меморандум о сотрудничестве. Немаловажно и то, что китайским экспортно-импортным агентствам планируется выделение долгосрочного кредита на строительство универсального стана в 300 миллионов долларов.
На эти цели Газпромбанк выделяет ОАО «Мечел» крупный кредит. А суммарные инвестиции на реализацию проектов по развитию инфраструктуры комбината на ближайшие три года — свыше 250 миллионов долларов. Будущее производство позволит открыть 800 новых рабочих мест. Рельсобалочный цех планируется запустить уже в 2012 году. Новое производство обеспечит всю потребность российских железных дорог в этой продукции. Сегодня металлурги испытывают серьезные финансовые трудности, но уже появились заказы, в апреле рентабельность производства (в начале года она была с минусом в 17 процентов) уже почти на нулевом уровне. И есть реальная надежда на постепенный выход из кризиса, на то, что особо важный для России проект будет завершен в срок.


Р.S. Седьмого апреля на ЧМК произошло еще одно важное событие. После нескольких месяцев простоя запущена реконструированная доменная печь № 4. Обновленная домна будет давать около трех тысяч тонн чугуна в сутки. До последнего времени здесь работали две доменные печи, выплавлявшие 7,5 тысячи тонн чугуна. Но сырьевая потребность сталеплавильных цехов растет, и возрожденная домна поможет обеспечить ее в полном объеме.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты