Увильды: лесное озеро или «городское кольцо»?
Экология чудного уголка Южного Урала — озера Увильды — немало страдает от нашествия отдыхающих. Об этом наша газета писала неоднократно, особенно за последний год. Автомобили, палатки с «дикими» туристами облепили все берега озера-памятника
Экология чудного уголка Южного Урала — озера Увильды — немало страдает от нашествия отдыхающих. Об этом наша газета писала неоднократно, особенно за последний год. Автомобили, палатки с «дикими» туристами облепили все берега озера-памятника. После них остаются горы мусора, бутылки, кострища, и уже создается серьезная угроза экологическому балансу некогда кристально чистого водоема. Серьезную опасность несет и коттеджная застройка его берегов: порубочные остатки, баньки, туалеты… Как защитить чудо-озеро от варварского отношения человека к природе-матери? В ходе совместного рейда «Южноуральской панорамы», ОГУ «Особо охраняемые природные территории Челябинской области», милиции и Госинспекции по маломерным судам мы попытались разобраться, кто виноват и что делать дальше…
Частные пляжи: плата без услуг
Многие отдыхающие сетуют: сегодня на Увильдах повсюду шлагбаумы. Хозяева частных пляжей неизвестно за что взимают немалые деньги: дневная плата за въезд авто — от 200 до 900 рублей! Мы побывали на платном пляже частного предпринимателя Александра Мазура и убедились, что претензии отдыхающих во многом справедливы. За въезд автомобиля здесь требуют 350 рублей, а услуг почти никаких. Ни грибков, ни лежаков, ни беседок, не говоря о спасательном посте, обеспечивающем безопасность на воде. Туалетов здесь всего два — типа «скворечник», а третий перед началом летнего сезона разобрали на костры несознательные отдыхающие.
В прежние годы этот участок гослесфонда арендовала ИП Кафеева, но недавно она переоформила право аренды на студента юридического факультета ЮУрГУ Александра Мазура. Молодому человеку помогает вести бизнес брат Кафеевой. По его словам, участок в 1,3 гектара взят в аренду сроком на 15 лет, но пока прибыли не приносит: арендная плата выросла в четыре раза, расходы растут…
Татьяна Валишина, ее муж Венер и их друг Фарит Сафаргалин из города Артемовского Свердловской области возмущены: деньги частник берет, а сервиса никакого. Здесь, правда, хоть есть торговая точка-трейлер, а на других пляжах и вовсе ничего. Комиссия такие пляжи не принимает, но люди все равно лезут в воду, рискуя жизнью и здоровьем.
Схожая картина и на береговом участке другого арендатора, Николая Овчинникова. Договор аренды он оформил еще в 2002 году. Тогда взял гигантский участок леса — 16 гектаров. Но позже канал, по которому спускали водные излишки озера Увильды, перекрыли, вода поднялась… Часть прибрежной территории затопило, и сегодня у Овчинникова осталось четыре гектара. По словам брата хозяина, управляющего директора Александра Овчинникова, пока под туалеты приспособили… разрезанные бочки, но скоро планируют поставить и предусмотренные законом кессоны.
Мы обнаружили более 15 авто, припаркованных где попало в 20-метровой полосе от уреза воды, куда ставить транспорт строго запрещено. Контроля никакого. Автостоянки нет, баки для сбора мусора не соответствуют санитарным нормам. Зато вовсю гремит музыка: хозяин пригласил диджея, организовал дискотеку. Но людям нужны хотя бы элементарные услуги для нормального отдыха. На предпринимателя был оформлен акт о нарушениях природоохранного законодательства. Не раз на эксплуатацию пляжа накладывали запреты. И в этот рейд ГИМС запретила эксплуатацию пляжей Н. Овчинникова и А. Горецкого. Комиссия сделала вывод, что купаться здесь опасно для жизни.
«Солнечный берег» в тени авто
А по соседству и вовсе частный пляж, получивший название «Солнечный берег». Повсюду надписи: «частная собственность». В прошлом году этот участок был в аренде у ИП Овчинников, к нему была масса претензий. А перед началом нынешнего купального сезона паевые земли сельхозназначения выкупили в собственность два компаньона — челябинские предприниматели Иван Гуськов и Евгений Борисов. Они поставили шлагбаум, берут с отдыхающих плату. И даже выдают правила отдыха на берегу озера-памятника.
Но контроля за их соблюдением никакого. Берега усыпаны машинами, люди предоставлены самим себе. Единственное, что сделали частники, — поставили мусорные баки да завалили въезд с другой стороны участка.
— Мы поставим забор, наймем матросов-спасателей, — заверяет Иван Гуськов. — Огородим и зону заплыва, построим кемпинг.
В перспективе компаньоны планируют возвести на своей территории коттеджный поселок. Перепродавать землю не намерены, ищут инвесторов. Но каким образом прибрежный лес стал паевой землей, а в итоге был продан в частные руки?
Свалки у озера
Но это еще, как говорится, цветочки. Иные фирмы без всякого разрешения застраивают берега Увильдов. К примеру, челябинская компания «Недвижимость и К°» на взятом в аренду участке без проекта, самовольно возвела глухой забор и три капитальных бревенчатых дома для отдыха своих сотрудников. В 2008 году Аргаяш-ский районный суд по иску прокурора вынес решение о сносе самовольных построек.
Позже фирма переуступила право аренды на другого пользователя, но его до сих пор нет. Участок фактически бесхозный, за ним никто не следит. Правда, забор и срубы снесены, но повсю-ду — кучи мусора, грязь…
— Еще хуже ситуация, когда у прибрежных лесов нет своего хозяина, — считает начальник участка № 18 ОГУ «Особо охраняемые природные территории» (ООПТ) Александр Крупин.
Мы побывали на таких диких пляжах: дороги к ним разбитые, повсюду мусор, отходы жизнедеятельности. Отдыхающие прямо у воды поставили накрытую целлофаном баньку-сауну, стоки идут в озеро. Подвыпившие «дикари» всю ночь горланят песни, приносят немало беспокойства соседней базе от-дыха «Радуга». Не спасает и забор.
Отдыхающий Максим из Верхней Пышмы (Свердловская область) сетует, что на «свободной территории» нет мусорных баков, а частники берут непомерную плату. Почему бы муниципальным властям Аргаяшского района не организовать вывоз мусора (люди готовы платить), как это сделали на озере Таватуй Свердловской области?
В прошлом году сотрудники ООПТ по своей инициативе собирали мусор, чистили леса. Но нынче на это нет денег, да и не входит это в круг забот защитников природы: их дело контролировать соблюдение природоохранного режима. Мы осмотрели несколько несанкционированных свалок мусора. Одна из них — между садоводческим товариществом «Здоровье» и санаторием «Увильды». Сейчас выясняют, кто ее устроил — отдыхающие или местные жители. Но в любом случае страдает природа…
У деревни Беспаловка Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского района в прежние годы бесконтрольного бытия недалеко от Увильдов выросла гигантская свалка мусора, которая и сегодня портит озерный пейзаж. А всего их в районе три.
На прибрежной территории Карабаша в 90-е годы также образовались три несанкционированные мегасвалки объемом в 10 тысяч кубометров мусора. В рамках областной целевой программы улучшения радиационной и экологической обстановки в регионе часть мусора вывезли, но в условиях кризиса возникли серьезные проблемы с финансированием расчистки старых завалов. Причем и сегодня кто-то продолжает валить мусор во все те же подпольные полигоны ТБО.
Без хозяина
Видимо, нельзя не согласиться с мнением экологов, что у приозерных земель должен быть хозяин. Но чтобы плата была доступной, а услуги — реальными. Сегодня же нередко здешние земли гослесфонда не могут обрести рачительного пользователя.
Еще в 2007 году эколог Александр Крупин, выступая в роли частного предпринимателя, попытался взять в аренду часть таких земель на территории Кыштым-ского городского округа. С таким же предложением, уже в Аргаяшском районе, выступало ЗАО «Экс-пресс». Эта фирма даже заплатила за обследование участков. Однако комиссия областного управления лесами отказала обоим претендентам, сославшись на возросшую рекреационную нагрузку на озеро. Но разве лучше, когда леса бесконтрольно захламляют мусором заезжие «дикари»? Бывший лесник, член общества «В защиту озера Увильды» Александр Пономарев ходил с пакетами по таким пляжам, собирал мусор. Но в одиночку с этим не справиться.
Недавно и государственная структура ОГУ «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» попыталась оформить аренду (в уставе это прописано) островов Березовый и Долгонький, а также ряда участков гослесфонда на берегу, но облуправление лесами снова ответило отказом. Но разве нельзя в интересах природы пойти на компромисс, выработав единые «правила игры» государства и арендаторов прибрежных лесных угодий?
Спортсмены в роли дровосеков?
В ООПТ поступил тревожный звонок. Обеспокоенный человек сообщил, что у дороги из поселка Красный Камень, близ детского лагеря «Орленок», какие-то люди рубят деревья. Выезжаем по срочному вызову. Оказалось, здесь столпотворение машин, палаточный городок. Слышен стук топоров. У въезда в кемпинг вывешено объявление: «Здесь проходят областные соревнования по спортивному ориентированию».
В субботу шел проливной дождь, и приехавшие целыми семьями участники состязаний грелись у костров. Мы насчитали семь свежесрубленных пней. Но поймать за руку браконьеров не удалось: спортсмены валили сухостой. Однако рядом — брошенные впопыхах сосенки, лиственницы. Повсюду горы мусора, щепок, пустые бутылки.
Организатор соревнований представитель областной федерации спортивного ориентирования Лариса Гуревич утверждает, что «все так было до нас». И спортсмены, мол, зеленые деревья не рубили, только сухие. Однако это весьма сомнительно: при нашем приближении лесорубы бросились наутек. А после них — целый ряд голых пней…
Представитель «Особо охраняемых природных территорий» Александр Крупин составил акт о нарушении природоохранного законодательства. Спорт — это, конечно, дело нужное, но и о заботе о природных богатствах забывать нельзя. А организаторы соревнований должны следить за порядком, обеспечивать контроль.
Коттеджный бум
Немало бед несет озеру-памятнику и застройка его берегов. На землях поселений и сельхозназначения в последние годы разразился сущий строительный бум. Состоятельные бизнесмены готовы платить любые деньги, лишь бы обзавестись загородным домом на Увильдах. Заборы в Челябинске увешаны объявлениями о продаже прибрежных участков.
Взять, к примеру, садовое некоммерческое товарищество (СНТ) «Здоровье», что в Аргаяшском районе. Здесь на берегу озера Увильды строится коттеджный поселок Европа. А власти района дали добро на жилищную застройку под видом садовых участков.
Мало того, проектом не предусмотрено строительство поселковых очистных сооружений. В лучшем случае от коттеджей протянут трассу к санаторию «Увильды», но его очистные и без того перегружены. А откачка выгребов с помощью ассенизаторских машин — дело хлопотное и при таких масштабах вряд ли осуществимое. Не повезут ли отходы в лес? В поселке Европа уже построены коробки нескольких таунхаусов, другие возводятся. А всего их будет более семидесяти. Причем один дом построен всего в сотне метров от воды…
Застройщики скупают паевые земли, идут на любые уловки, чтобы обойти закон. Так, законодательством разрешается без гос-экспертизы строить дачные дома не выше двух этажей, но третий возводят в виде мансарды.
У поворота на базу отдыха «Медвежий угол» недавно какие-то мужчины пригнали бульдозер, начали валить березы. Экологи из ООПТ поинтересовались, есть ли разрешение на «расчистку участка», кто его купил. Дровосеки лишь ответили, что здесь будет коттеджный поселок. И — ретировались… С тех пор они не появлялись, а убрать лесоповал никто не удосужится.
Мы побывали и в прибрежном поселке Сайма Аргаяшского района. Это старое поселение, но в последнее время здесь заезжие состоятельные свердловчане и челябинцы скупают халупы, сносят и строят на их месте шикарные дворцы. К примеру, известный предприниматель Александр Махонин возвел островерхий кирпичный замок с причалом-пирсом.
Один из домовладельцев поселка построил несколько домиков, которые сдает в аренду отдыхающим. Но железный забор выходит к самому озеру, и по берегу нельзя свободно пройти.
Гаражи пошли под снос
Масла в огонь озерных проблем добавляют местные жители, застроившие берега Увильдов. Мы причалили к берегу поселка Увильды (Лесное озеро) на территории Кыштымского городского округа. Картина неприглядная — халупы, огороды, спускающиеся к самой воде.
— Когда-то здесь была исправительная колония, после ее ликвидации остались аварийные бараки, в которых люди живут уже много лет, — рассказывает Александр Крупин. — У самого берега выросли самовольно построенные гаражи. Это строжайше за-прещено природоохранным законодательством: железные будки находились в береговой полосе общего пользования. После нашей проверки прокуратура направила в суд иски о сносе самовольных построек. И в прошлом году Кыштымский городской суд обязал их владельцев снести 22 таких гаража.
Как мы убедились, большинство гаражей снесено, но четыре стоят до сих пор. Мало того, в суде сейчас рассматриваются еще два дела из той же серии. Предприниматель Лилия Кривокорытова построила у берега озера торговый павильон. Как оказалось, на него оформлено только разрешение администрации Кыштымского городского округа, но о проведении государственной экологической экспертизы проекта «позабыли». Прокурор настаивает на соблюдении всех требований природоохранного законодательства.
А местный житель Владимир Чунихин и вовсе без всякого разрешения построил в 16 метрах от уреза воды капитальный гараж из шлакоблоков. Суд рассматривает дело о самозахвате участка и самовольной застройке. Прокуратура требует снести незаконно возведенный гараж.
Гидроцикл вне закона
Схожая картина и в кыштымском поселке Рипус. У самой воды — частные дома, бревенчатые баньки, туалеты. Они были построены давно и после подъема воды в озере оказались на берегу. Среди деревенских халуп возвышается добротный коттедж с уходящим в воду пирсом. А к нему причален катер. Однако использование моторных плав-средств на озере-памятнике запрещено, за исключением катеров областной структуры по контролю на особо охраняемых природных территориях и судов, обеспечивающих безопасность проведения спортивных соревнований. Сторож пояснил, что коттедж и пирс принадлежат предпринимателю Игорю Лопатину (кыштымская фабрика окон «Стекландия»), на катер есть разрешение. Позже мы выяснили, что оно, действительно, имеется, причем катер «Лидер» закреплен за региональным отделом Нижне-Обского территориального управления Госкомитета по рыболовству. Но как он попал на «част-ную территорию»?
В ходе рейда мы обнаружили на воде и гидроцикл «Ямаха» с мотором. Он принадлежит директору озерского торгового дома «Зодиак» Дмитрию Лазареву. Сотрудники ООПТ в сопровождении милиционера Аргаяшского РУВД Марата Иксанова составили акт о нарушении природоохранного законодательства.
«Маленькая Венеция» — островок надежды
В свое время к мэру Карабаша Муссе Дзугаеву было немало претензий в связи с разрешением застройки берегов озера Увильды. Здесь выросли СНТ «Чайка», «Ветеран» и другие, где на «дачных участках» возведены коттеджи. И сейчас на въезде в СНТ «Чайка-2» к сосне прибито объявление фирмы «Стройинком» о продаже домостроений на Увильдах.
Однако, уж коли поселок возведен, нужно как-то направить процесс в цивилизованное, правовое русло. И кое-где это удается. Примером тому СНТ «Чайка-2», где председателем Юрий Валеев. Председателю во всем помогает его правая рука — член совета общественной организации «В защиту озера Увильды» Владимир Олейчик. В свое время ее лидером был Александр Крупин, а после перехода на службу в ОГУ «Особо охраняемые природные территории» передал бразды правления бизнесмену Валерию Галееву.
В поселке чистота, порядок. Затопленные деревья убрали, поставили у воды павильон для продажи прохладительных напитков, биотуалеты. В «Чайке-2» построили и бесплатный общественный туалет — ничем не хуже челябинских платных. Причем позаботились и об экологии: фекалии из санузла и коттеджей откачивает и вывозит спецмашина. Поначалу у поселка была своя ассенизаторская передвижка, но это слишком хлопотно: ее продали, заключив договор с частником.
Многие коттеджи поселка уже получили право регистрации жильцов. Похоже, не за горами и присвоение СНТ статуса поселения. По инициативе председателя жители «Чайки-2» в этом году в складчину проложили освещение, построили к поселку заасфальтированную дорогу, на это ушло 1,3 миллиона рублей. А теперь планируют заасфальтировать и трехкилометровую дорогу к поселку Красный Камень: на это потребуется более 4 миллионов рублей.
Здешний пляж — настоящая «маленькая Венеция». Это целая сеть галерей-палуб на воде, с зоной отдыха, эстрадой для дискотек. Есть и водные горки, «лягушатник» для ребятни и купель для зимнего купания на Крещение. С пирса рыбачат, здесь отдыхают и молодежь, и старики.
…Однако это, скорее, исключение. Жилищная застройка негативно сказывается на экологии Увильдов. Любая хозяйственная деятельность — это вырубленные прибрежные леса, кучи мусора, разбросанные стройматериалы. Если так пойдет и дальше, то вокруг озера-памятника вырастет «городское кольцо» сплошной застройки. К тому же на водоеме участились случаи браконьерства. Рыбная ловля сетями здесь строго запрещена, а только за нынешний рейд было снято более 200 метров китайских неводов. Не пора ли защитить Увильды от бездумной экспансии человека?
Р.S. Когда материал готовился к печати, в редакцию поступил тревожный звонок. Жительница села Кузнецкого, расположенного близ Увильдов, Людмила Силантьева сообщила об очередной угрозе озеру-памятнику. Его уровень может резко упасть. Дело в том, что через дорогу от Увильдов расположено озеро Малые Ирдяги, сообщающееся каналом с Большими Ирдягами. Шлюз, чтобы сохранить уровень в озере, был перекрыт. Но вдруг кто-то его разрушил — и вода хлынула в Большие Ирдяги, потом — в пруд бывшего рыбхоза и дальше — в реки Зюзелку и Течу. Увильды, откуда подземные воды стекают в эту систему озер, могут обмелеть. В выигрыше только частник, хозяин бывшего рыбхоза: его пруд, где он разводит карпов, наполнился до краев.
Поделиться

