«Ноу-тилл» по-южноуральски. Как в области внедряется нулевая технология возделывания зерновых

18 февраля 2015
«Ноу-тилл» по-южноуральски. Как в области внедряется нулевая технология возделывания зерновых

На юге Челябинской области засухи приводят к большим потерям зерна. Как обеспечить стабильные урожаи даже в нашей зоне рискованного земледелия?

На юге Челябинской области засухи приводят к большим потерям зерна. Как обеспечить стабильные урожаи даже в нашей зоне рискованного земледелия?

Оказывается, выход есть — использование нулевой технологии («ноу-тилл») обработки почвы и возделывания сельхозкультур. Но что препятствует ее внедрению в области? На эту тему прошло заседание научно-технического совета минсельхоза области с участием губернатора Бориса Дубровского.

Аргентина не для нас?

Напомним, что с зарубежным опытом внедрения системы «ноу-тилл» в декабре прошлого года знакомилась в Аргентине делегация южноуральских аграриев во главе с министром сельского хозяйства области Сергеем Сушковым. Что можно взять за рубежом, чтобы освоить эту импортозамещающую технологию?

У технологии нулевой обработки немало плюсов, — считает Сергей Сушков. — Ее название «ноу-тилл» так и переводится — «не пахать». Этот метод прямого посева зерновых позволяет сберечь влагу, сохранить плодородие почвы, экономить на использовании техники, горючего, удобрений. Нулевую технологию применяют в Северной и Южной Америке, Австралии, где так возделывают 55-70 % посевов. А в России пока только 0,86 %! «Ноу-тилл» активно внедряет и Казахстан: площади под нее здесь уже достигли 2 миллионов гектаров. А в Челябинской области из двухмиллионной посевной площади пока только 227 тысяч гектаров возделывается по ресурсосберегающим технологиям (минимальная и нулевая обработка), причем «ноу-тилл» — на 72 тысячах.

Одна из главных особенностей нулевой технологии — отказ от механической обработки почвы плугом. Пожнивные остатки формируют так называемую мульчу, которая закрывает землю и сберегает зимнюю влагу. Однако для внедрения нулевой технологии нужен набор специальной техники, без которой она не даст должного эффекта.

Правда, по словам министра, визит в Аргентину и знакомство с опытом крупнейшей в мире компании по производству сельхозтехники для «ноу-тилл» «Жирарди» показал, что ее сеялки при всех их плюсах для наших аграриев из-за взлета курса доллара пока недоступны по цене — 200 тысяч долларов (около 15 млн рублей), а сеялки местного производства от «Варнаагромаш» стоят 1 млн рублей. Поэтому планы организации сборки аргентинских механизмов на Южном Урале пришлось отложить.

            Варненский сошник

Мы выпускаем сельхозмашины для нулевой технологии с 2008 года, — говорит Владимир Коновалов, директор предприятия «Варнаагромаш». — В сотрудничестве с известным ученым-аграрием Валентином Двуреченским из Костанайского НИИ органического земледелия мы сконструировали анкерный сошник — изюминку модернизированной сеялки. За эти годы их произведено 1380. На 2015 год заказано 79 таких сеялок. Около сотни работает в Челябинской области, кроме того, их продаем в Башкирию, Казахстан.

Кроме того, варненцы опробовали нулевую технологию на 200 га своих опытных участков. И прирост урожайности немалый — 10-12 %.

Как показали исследования ученых Курганского НИИ сельского хозяйства, чем больше объемы «ноу-тилл», тем выше рентабельность. Эксперты советуют внедрять «нулевку» в засушливых территориях юга области, где самые большие площади зерновых. По расчетам, по ней имеет смысл возделывать 500 тысяч га — примерно четверть посевов области. На севере региона, где развито животноводство и формировать слой мульчи сложнее, видимо, пока выгоднее использовать традиционную технологию.

«Минималка» или «нулевка»?

У нулевой технологии есть и свои минусы: относительная сложность, использование 4-польного севооборота, требование идеально ровной поверхности почвы (ее нередко приходится выравнивать). К тому же в верхних слоях почвы скапливаются вредители растений, и без дорогостоящих гербицидов есть риск падения урожайности. В числе минусов беспропашной технологии — меньший прогрев и уменьшение содержания азота в почве, а значит, рост расхода удобрений. Поэтому у этой радикальной технологии в области есть как сторонники, так и противники.

Но есть и другой, промежуточный, вариант — минимальная обработка почвы, — комментирует Игорь Кушниренко, директор Челябинского НИИ сельского хозяйства. — К примеру, эту технологию уже много лет использует бывший сотрудник нашего НИИ фермер из Чесменского района Константин Шумских. Он доказал, что если улучшить структуру землепользования, соблюдать севообороты, то «минималку» вполне реально использовать и в центральной части области.

Мы пашем землю только раз в 5-6 лет, а вместо мульчи используем стернево-почвенный слой, — сообщил Константин Шумских. — С нашей «минималкой» в чем-то схожа канадская промежуточная технология «стрип-тим», но там пошли по другому пути — вспахивают на поле борозды, частично освобождая его от пожнивных остатков.

По мнению фермера, проверенная десятилетиями куда менее затратная, чем «ноу-тилл», минимальная технология более предпочтительна для области. Он на 1 гектар почвы за полевой сезон использует 30 кг дизтоплива — вдвое меньше, чем при традиционной пропашной. Снижаются и трудозатраты: для обработки 1 тысячи гектаров почвы достаточно 2 механизаторов.

Запускать в тираж!

Нулевую технологию можно использовать и в наших условиях, но нужно в корне изменить подход к земледелию, — считает Игорь Синявский, и.о. ректора ЧГАА. — Необходима высокая агрономическая дисциплина, строгое соблюдение приемов агротехники. А качество подготовки агрономов порой оставляет желать лучшего, у нас даже нет специальности «ноу-тилл». Мы готовы обучать по ней будущих агрономов, если она будет востребована.

В ходе обмена мнениями прозвучало предложение образовать на юге региона научный центр по испытанию и внедрению нулевой технологии, и губернатор в целом поддержал эту идею. Но такой центр нужно создавать на федеральном уровне — возможно, как филиал Челябинского НИИ сельского хозяйства.

Эту технологию нужно распространять, — подытоживает Борис Дубровский. — Она позволяет серьезно поднять урожайность зерновых и одновременно экономить на горючем, повысить рентабельность сельхозпроизводства. Но нужно понять, где она даст наибольший эффект, выстроить своего рода идеологию земледелия. И разобраться, в чем мы что-то делаем не так, почему хороший пример не тиражируется в масштабе области. Думаю, вместе мы решим эту проблему.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты