Южный Урал готовится к монетизации льгот ЖКХ

1 Ноября 2008

С 1 января 2009 года льготы на оплату жилья и услуг ЖКХ заменят на авансированные денежные выплаты. В Законодательном Собрании области прошло рабочее совещание по подготовке городов и районов области к этой реформе. А региональные ведомства, завязанные в процессе подготовки к грядущим изменениям, с каждым днем все сильнее обеспокоены: пройдет ли все на должном уровне? Касается реформа, еще раз напомним, и федеральных, и областных льготников, пользующихся сегодня 50-процентной скидкой.

С 1 января 2009 года льготы на оплату жилья и услуг ЖКХ заменят на авансированные денежные выплаты. В Законодательном Собрании области прошло рабочее совещание по подготовке городов и районов области к этой реформе. А региональные ведомства, завязанные в процессе подготовки к грядущим изменениям, с каждым днем все сильнее обеспокоены: пройдет ли все на должном уровне? Касается реформа, еще раз напомним, и федеральных, и областных льготников, пользующихся сегодня 50-процентной скидкой.

С представителями администраций муниципальных образований региона, управлений ЖКХ и соцзащиты встретились заместитель губернатора Роман Панов (руководитель рабочей группы по формированию законодательной базы предстоящей реформы) и первый заместитель председателя Законодательного Собрания области Евгений Редин.
Евгений Редин обозначил цель предстоящего обсуждения следующим образом: определить степень вовлеченности всех субъектов процесса предоставления жилищно-коммунальных льгот.

— Почему-то все искренне считают, что переход на другую форму предоставления льгот — это вопрос только соцзащиты. Ничего подобного. Это вопрос, в первую очередь, организационный, — подчеркнул вице-спикер ЗСО, но успокоил: — Сейчас меняется лишь движение денежных средств.

Областной закон о замене натуральных льгот в сфере ЖКХ денежной компенсацией будет утвержден Законодательным Собранием Челябинской области не позднее 18 декабря, отметил Роман Панов. Сейчас — время последних обсуждений.

А льготников посчитать забыли

Готовящийся закон будет основываться на двух базовых принципах. Первый: граждане, обладающие правом на льготу, после 1 января 2009 года не должны испытать никаких неудобств, связанных с моментом перехода. Вообще никаких. В идеале они вообще не должны почувствовать, будто что-то изменилось. И второй принцип: величина льготы должна остаться на уровне не меньшем, чем по состоянию на 1 января 2009 года.

Обсуждение, по сути, было поиском ответа на вопрос, как это сделать. Перед тем как дать слово районным делегатам, Евгений Редин, еще не зная о приготовленном «сюрпризе», сказал:
— Собрались представители территорий, которые наиболее готовы к предстоящему переходу.

Но все оказалось не совсем так. Встречу, которая и нужна-то была затем, чтобы в рабочем порядке рассмотреть все «шершавости» реформы и уйти от прогнозируемых рисков, присутствовавшие, видимо, восприняли как отчетно-выборную конференцию и шаблонно, общо отвечали на предельно конкретные вопросы вице-спикера. Евгений Редин не случайно интересовался у выступавших: «Какие риски вы, как представитель исполнительной власти на местах, видите сами?» (областные власти прекрасно понимают, что риски в таких ситуациях есть). Однако мало кто из выражающих свое мнение с места о них заикнулся. В основном слышны были стандартные, как под копирку, ответы: «У нас пять-шесть управляющих компаний, проблем нет и не предвидится». При этом несколько чиновников на простой вопрос Евгения Редина, сколько льготников зарегистрировано на территории, ответить не смогли. Представительница Уйского района настолько насторожила своей некомпетентностью, что присутствовавшие на заседании работники областного министерства социальных отношений пообещали провести выездное заседание в районе с «разбором полетов».
Но это был единичный случай. В основном же собравшиеся обещали решить проблемы своих территорий до нового года.

Добросовестность авансом

Среди возможных рисков были названы отсутствие единого основания при расчетах денежной компенсации одной и той же льготы, к которому может привести большая разница в тарифах некоторых поставщиков коммунальных услуг (например, теплоснабжающих компаний) на территории одного поселения, также — задержки выплат. Иными словами, первое время может не получаться авансирование, а будет возможна только компенсация, хотя задача — давать деньги льготнику именно авансом, перед тем, как будет произведено начисление за месяц и придет квиток. И традиционный риск — возможные неплатежи.

Хотя собравшиеся едва ли не в голос твердили, что льготники, в частности пенсионеры, — самые добросовестные плательщики. А власти региона и вовсе уверены: выплаты мобилизуют коммунальщиков на предоставление услуг качественно и в полном объеме.

Все же, что будет, когда льготник получит на руки деньги, сегодня сказать никто не может. И как быстро он эти деньги перечислит на счета управляющей компании, предоставляющей ему услуги ЖКХ, — тоже. Однако тут областные власти встали на сторону людей:
— Никто прописывать ответственность льготников за задержки в платежах по ЖКХ в законе области не будет, — пообещал Евгений Редин.
— В случае неуплаты коммунальных платежей выплаты приостанавливать мы не будем, — заверил Роман Панов. — Наше дело — обеспечить человеку возможность заплатить сто процентов коммунальных услуг. Человек будет сам решать, платить коммунальщикам полностью или частично, если услуги ему были оказаны не в полном объеме.
Проще говоря, позиция власти такова: государство компенсирует льготы населению, а как расплачиваться с коммунальщиками — этим вправе распорядиться сами люди.
— Если коммунальные услуги будут предоставляться некачественно и несвоевременно, люди смогут решать, в какой мере их оплачивать, — говорит заместитель министра социальных отношений Челябинской области Валерий Лугинин.

Арифметика расчетов

Существует три модели возможной денежной выплаты. Первый. Всем льготникам, независимо от категории, устанавливаются равные суммы выплаты. При этом варианте какая-то часть льготников потеряет от замены, какая-то — приобретет. Областные власти эту модель даже и не рассматривали. Второй вариант заключается в том, чтобы льготнику выдавали на руки 50 процентов от той суммы, которая фактически выставляется ему коммунальными организациями. Казалось бы, оптимально, но есть минусы: оплата по факту приведет к путанице, к невозможности авансирования (а именно на авансировании и будет базироваться весь механизм) и к лишним походам льготника.
Разработчики областного закона и механизма реформы остановились на третьем варианте: выплата на основании стандарта жилищно-коммунальных услуг. Стандарт — это расчет, сколько коммунальных услуг потребляет один человек в один месяц в денежном выражении.

— Согласитесь, можно просто разделить заложенные в областном бюджете цифры денежной компенсации — 2 миллиарда 470 миллионов рублей — на количество льготников на Южном Урале, которых сейчас 790 тысяч, — говорит Роман Панов. — Плюс 1509 различной формы коммунальных организаций, осуществляющих свою деятельность в ЖКУ. Разделив, мы получим среднее число, которое не устроит никого.

Для каждого льготника будет существовать два укрупненных стандарта: в отопительный период и в период без отопления, также для каждого муниципального образования, поселения (в области их более 330) будет принят свой жилищно-коммунальный стандарт, причем в разрезе каждого из них будет рассчитываться еще и свой стандарт в зависимости от категории жилья (благоустроенное, частично благоустроенное и неблагоустроенное). Еще стандарты будут зависеть от состава семьи льготника. Это позволит максимально приблизить сумму денежной выплаты к той, которую льготник получает в натуральном виде сейчас. Региональные стандарты уже разработаны министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства области.
По словам Валерия Лугинина, выплаты ни в коем случае не будут меньше фактически предоставляемых сейчас льгот. Если же на первых порах по организационным причинам так случится, человек будет иметь полное право на выделение дополнительных денег.

Сейчас (и в дальнейшем) льготнику не надо ничего предпринимать, никуда идти: денежную выплату он будет получать таким способом, каким сейчас получает пенсию. Средства будут выдаваться в первых числах января, авансом, а кто по разным причинам не сможет их получить — получит в феврале за два месяца.

P.S. Вчера заместитель губернатора Роман Панов еще раз дал понять соцработникам и жилищным организациям области, что замена натуральных льгот на оплату жилья и коммунальных услуг денежными выплатами — дело межведомственное. Только теперь «разбор полетов» проходил уже на большом экране, в формате видеоконференции, а участники оказались более подготовленными, чем на встрече в ЗСО.
Роман Панов, приступая к обсуждению перехода к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежном выражении, в назывном порядке напомнил базовые принципы, на которых основан проект закона. Их получилось четыре. Расчеты выплат будут производиться по региональным стандартам, разработанным министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства области (это удобно по двум причинам: просто для льготника, при этом максимально учитывается реальный размер потребления коммунальных услуг. — Прим. ред.). Путь денег не будет для льготника изменен (то есть где человек получает пенсию: через почту или через индивидуальный банковский счет — там же он будет получать и выплату). Важно, что первичным будет авансирование выплаты, вторичным — выставление счета от жилищных организаций (сначала на руках будут деньги, затем придет квитанция). Также принципиально: если выплата не будет соответствовать начислению, льготник сможет обратиться в организацию соцзащиты и получить недостающую сумму.
Что касается региональных стандартов, исполняющий обязанности начальника управления инженерной инфраструктуры Павел Самсонов заверил: они согласованы с Единым тарифным органом области, сейчас находятся на согласовании в региональном министерстве социальных отношений, после чего будут утверждены губернатором Петром Суминым и в первой декаде ноября направлены в муниципальные образования области, которые в свою очередь заявляли о почти полной готовности к предстоящей реформе.
Усть-Катавский городской округ, подготовка которого насторожила областные власти на встрече в ЗСО, убедил в «тесном контакте организации соцзащиты с управлениями ЖКХ». Город Магнитогорск прикинул соотношение льготников, которые будут получать деньги через почту (32 процента) и на банковские счета (68 процентов), и, как и Уйский муниципальный район, заявил о почти стопроцентной готовности базы данных и готовности к реформе вообще.
Однако первый заместитель председателя ЗСО Евгений Редин засомневался:
— Готовность означает: первое — в органы соцзащиты переданы базы данных и второе — в самих органах соцзащиты настроены расчеты (автоматизированные или «ручные») величины начислений. Уверен, в большинстве районов нет ни одного, ни другого.
Роман Панов призвал коллег к дальнейшей активной работе.

Поделиться

Публикации на тему
  • Вчера | 15:10
    Гонки и цифры. Челябинск принял молодежный IT-форум

    Челябинск в очередной раз стал площадкой проведения всероссийского IT-форума. Если год назад слет был ориентирован по большей части на взрослую аудиторию, то в этот раз мастер-классы, конкурсы и другие активности подготовили с прицелом на молодежь. Школьники и студенты быстро осваивают новые технологии, поэтому название форума «на ТЫ с IT» стало очень символичным.

  • 17.04.2024 | 17:17
    Челябинск представит креативный потенциал Урала

    В областном центре пройдет окружной форум «Российская креативная неделя».

Новости   
Спецпроекты