Дело в тенденции?
Чем будут богаты местный бюджет и потребительская корзина без предпринимателей и их скромных дел?
На чем держится малое звено экономики большой страны
Чем будут богаты местный бюджет и потребительская корзина без предпринимателей и их скромных дел?
Сегодня общество разделилось на тех, кто считает малых предпринимателей добросовестными налогоплательщиками и флагманами диверсификации экономики, и тех, кто инкриминирует частникам спаивание населения и трехсотпроцентные накрутки на реализуемый товар. Расходятся в трактовках и обычные жители, и эксперты, есть особое мнение у некоторых представителей власти и бизнеса. Свою точку зрения на эту проблему нам озвучил председатель ЧООО «Союз предпринимателей» Олег Фомин.
Надавили сверху
— Олег Геннадьевич, чтобы говорить о проблемах малого бизнеса, надо знать, что он из себя представляет структурно…
— По моим данным, порядка 70 процентов организаций малого бизнеса занято в сфере обслуживания (торговля, общепит, парикмахерские и другие услуги), 20 процентов — это производство и строительство, 8 процентов — экономисты, юристы, бухгалтера и, наконец, около 2 процентов — это «экзотические» в наших условиях сферы деятельности (типа венчурного бизнеса).
— Дмитрий Медведев, будучи президентом, назвал три проблемы, мешающие развиваться малому бизнесу: административное давление, монополизация рынков и проблемы в сфере энергоснабжения. Только ли очерченный круг проблем ставит подножки нашим предпринимателям?
— Предприятие малого бизнеса по количеству решаемых вопросов ничем от крупного не отличается. Просто во втором случае — несколько другие финансовые и лоббистские возможности.
Вроде бы выдачу лицензий упростили. Но в свете грядущих перемен в области лицензирования лицензию, бывает, не выдают месяцами.
Другая ситуация. В ближайшее время должен быть принят областной закон, согласно которому площадь магазина, где реализуется алкогольная продукция, не должна быть менее 100 квадратных метров. Говорят, даже цифра «100» не окончательная. Условия до сих пор неясны, в результате предприятия торговли не могут спланировать свою деятельность даже на несколько месяцев вперед.
— Вроде бы решили поддерживать малый бизнес…
— Это, знаете, называется: давайте мы сначала что-нибудь задушим, а потом — поддержим… В 90-е сложилась показательная ситуация: тогда малый бизнес сам вытянул себя и всю экономику страны. За волосы, вместе с лошадью, как барон Мюнхгаузен.
Сегодня 98 процентов предпринимателей высказываются на тему «надо ли поддерживать малый бизнес?» примерно так: лучше оставьте нас в покое вовсе. Малый бизнес, я уверен, сам выберется из любых кризисов. Сколько раз власти собирали предпринимателей за круглым столом в нелегкие для экономики годы и ставили задачу: «забирайте» себе всех людей, оказавшихся не у дел, не оставляйте их «на улице», иначе — социальный взрыв… Сколько раз розничная торговля так и поступала… С лучшими результатами или с худшими, с большей зарплатой или с меньшей, по квалификации или нет — но людей трудоустраивали.
А теперь вопрос: надо ли во время кризиса поддерживать крупный бизнес, в том числе розничный? Оказывается, да. По непонятным, правда, для меня причинам.
— На поддержку малого бизнеса тоже закладываются определенные средства. Или предприниматели этого не ощущают?
— К сожалению, меры поддержки не только непрозрачны, но нередко и неэффективны. Выделяются, например, средства на субсидирование процентов по кредитам. Причем субсидируется половина ставки рефинансирования, а не реальной банковской ставки, которая чуть ли не вдвое выше. Под субсидию в целом попадает около четверти кредита. Вроде бы, неплохо. Но малый кредит (до 1,5–2 миллионов), к которому предприниматели прибегают как раз чаще всего, субсидировать вообще не выгодно. Сотрешь ноги, пока выбьешь субсидию, а потом заплатишь такие налоги, будто ничего и не получал… Выходит: баш на баш.
Попали в сети
— Может, дело в конкуренции: кто-то ее выдерживает, кто-то нет?
— Нельзя считать предпринимателя врагом самому себе. Если будут долгосрочные правила игры, все начнут вкладываться по максимуму — в кадры, в развитие, в расширение бизнеса. Но с одним условием: если государство сведет на нет монополизацию рынков.
Насколько мне известно, в России розничным монополистом считается предприятие, занимающее 35 процентов рынка. Но согласно экономической теории монопольная доля рынка считается с помощью сложной формулы, и в абсолютных цифрах результат будет вовсе не 35 процентов, а 3–5 через дефис… Да, мы не так давно живем в рыночной экономике, но уже пора понять, что ограничивать монополизм надо. И сетевые магазины, по моему мнению, яркие его представители. Пусть даже силовыми методами. В противном случае он окончательно задушит малый бизнес.
— По-моему, вполне нормальная картина: есть ниша, занятая сетевыми магазинами, есть оптовая торговля, есть небольшие торговые точки… Каждый при своем деле. Что не так?
— Начнем с того, что такое розничная торговля. Это технологическая операция по донесению продукции от производителя до потребителя. Теперь рассмотрим монополистов. Емкость полок небезгранична, структура федеральная, поэтому основной объем продукции по сути «с бору по сосенке» собран со всей России… В отсутствии малой торговли рушится звено по донесению товара от местного производителя к местному покупателю.
— Это звено настолько принципиально? Логистика у сетей выстроена, товар от этого только дешевле…
— Я согласен. Только, знаете, кто с этим не будет согласен? Производители, которые стоят на распределительном пункте в Есаулке под разгрузкой по трое-четверо суток. У сетей не лучше логистика выстроена — они, пользуясь своим монопольным положением, перекладывают все бремя своих издержек на плечи малых производителей. А тем деваться некуда: они не могут сбыть продукцию иначе, чем через эту распределительную систему.
Сеть получает прибыль не с реализации товара, а со сдачи в аренду полок производителю, с получения огромных скидок и отсрочек. Это в сочетании с торговой наценкой дает возможность перекрыть любые издержки. Эти издержки и требования сетей к удлиненным срокам реализации продукции настолько высоки, что произвести «живую» продукцию невозможно. Съедобную — да, «живую» — нет.
— Где же выход?
— Крупный производитель ставит свои розничные магазины, потому что не хочет кормить сети. Но опять же: новички, пусть даже с качественной продукцией, на рынок зайти не могут. А как только мы убираем конечное звено — розничную торговлю — мы автоматически рушим и производство.
Лишились трафика
— Говорят, что малый бизнес платит с физических показателей, и с помощью этих же физических показателей его лишают основной статьи дохода — прибыли от реализации алкоголя. С чего платить-то?
— Кто сказал, что алкоголь — основная статья дохода?! Спиртное занимает в небольшом магазине, как правило, очень малую площадь: широкий ассортимент выставить невозможно. И не секрет, что покупатель целенаправленно пойдет в сетевой магазин, где есть из чего выбрать. Зачем же тогда павильонам и небольшим магазинам вообще торговать алкогольной продукцией? Да хотя бы затем, что алкоголь — это генератор трафика. Как только человек зашел за бутылкой пива, он возьмет колбасу, пачку пельменей, булку хлеба, ребенку — чупа-чупс и еще вспомнит, что дома сахар закончился… Это потребительское поведение.
— Хорошо, если зайдет папа и купит в придачу к алкоголю сладости для ребенка. А если зайдет ребенок и купит бутылочку пенного?
— Сейчас на каждом углу говорят о том, что в малых торговых точках алкоголь продают несовершеннолетним. И факты действительно имеют место быть. Но это не значит, что надо наказывать весь малый бизнес. Может, просто есть смысл наказать конкретного продавца, который нарушил закон? Еще один тезис: малые магазины спаивают население. Но без них на рынок выйдет продукция, разлитая в соседнем гараже и проданная из багажника машины таксиста. Где выигрыш? Мало того, повысятся цены на другие группы товаров: генератор трафика уберут силовым методом, соответственно, снизится выручка, а за аренду платить надо, зарплату продавцам платить надо, за коммуналку — тоже надо. От этого и увеличится наценка на хлеб и молоко… Процесс уже пошел: магазины «падают», а монополизм сетей растет. Вот и закрутилась спираль…
— Но рынки ведь как были, так и останутся. Там всегда покупателей масса, и никакой трафик не нужен.
— Проблема не в 100 квадратных метрах, которыми ограничили малый бизнес, а в тенденции…
Беседовала Эльвира Копылова,
фото Вячеслава Шишкоедова
Поделиться

