Бригадный подряд
Мы уже сообщали, что в январе предприятия региона ждет вторая биржа субконтрактов. На этот раз она будет проходить с уклоном на «оборонку».
В регионе сложилась система, которая локализует производство и пополняет казну
Мы уже сообщали, что в январе предприятия региона ждет вторая биржа субконтрактов. На этот раз она будет проходить с уклоном на «оборонку».
Однако правила игры нисколько не поменяются: биржа в очередной раз станет площадкой для обоюдной выгоды заказчика и поставщика. И поучаствовать в ней смогут все производственники — от малых фирм до промышленных гигантов.
Предприятия таким образом убедятся в преимуществах региональной кооперации и смогут при получении заказов отдавать их по подряду, получая прибыль, развиваясь и пополняя бюджет налогами. Подробнее о системе прямых переговоров, взвешенных договоренностей и их пользе для бизнеса и бюджета мы побеседовали со Станиславом Твердохлебом, руководителем регионального Центра субконтрактации.
Перевернуть пирамиду
— Что из себя представляет сама биржа?
— Это серия прямых договоренностей между заказчиком и поставщиком. Предварительно за несколько месяцев заказчики размещают информацию о том, какие виды работ и изделий они хотели бы приобрести. А мы как общественная организация обеспечиваем сбор данных о поставщиках и прямые переговоры.
— В чем принципиальное отличие от тендеров?
— Тендерная система подразумевает закупку готовых товаров или распространенных услуг. А биржа узкоспециализирована в сфере промышленности — все виды обработки металла, литье, штамповка, изготовление электронных компонентов.
— Почему возникла необходимость «сводить» участников этого рынка?
— Сегодня ситуация в Челябинской области не очень хорошая: львиная доля работ и услуг «уходит» за пределы региона. Из 10 обращений по поводу заказа, размещенного на сайте Центра, 9 — из других территорий. Миасское предприятие заказывает услугу по литью конфорок, например, в Смоленске или под Москвой. А здесь найти не может. Наша задача эту пирамиду перевернуть.
— Как это сделать? Ведь часто закупить продукцию в другой области, даже с учетом логистики, обходится дешевле…
— Это вопрос формирования стоимости и переговоров. Так, у крупных предприятий есть методика расчета себестоимости продукции, куда включается и содержание санаториев, и отапливание цехов и т. д. По факту работники получают зарплату, но заказов предприятие не берет: якобы это ниже стоимости рентабельности. Мы стараемся убеждать, что исходить надо несколько из другого — считать выгоду от формирования себестоимости выпуска конкретной детали. Если это покрывает издержки и вы получаете прибыль — берите заказ. Далее будете искать более прибыльные варианты. Но убедить удается только процентов десять представителей крупного бизнеса…
При этом малые предприятия забирают заказы с удовольствием. Цены их устраивают. На самом деле условия одинаковые — просто выгода считается по-разному.
— Какие механизмы запускают систему? Откуда берутся заказы и желающие их выполнить?
— Мы работаем с предприятиями индивидуально: просим «отдавать» нам заказы, которые не подошли по профилю (просили изготовить чашки, а завод специализируется на ложках), и тиражируем эти данные. Плюс собираем с предприятий информацию о нерешенных технологических задачах — чтобы потом передавать ее вузам и технопаркам (инноваторы тоже должны включаться). То есть пытаемся формировать спрос и подбирать готовые предложения.
Материалы для жизненного цикла
— Какие трудности возникают в процессе работы вашей биржи?
— Тяжело работать с вузами: у них много своих показателей, они не заинтересованы в работе с малым бизнесом, и у них не отлажены бизнес-процессы. Хотя потенциал колоссальный. Те же центры нанотехнологий и машиностроения…
Инноватору ведь всегда кажется, что в его голове есть идея на миллион, и должен прийти инвестор, который за два процента от этого миллиона решит все проблемы.
А промышленным предприятиям важно, чтобы решались конкретные производственные задачи. Поэтому мы и пытаемся урегулировать этот конфликт интересов. Когда у инноваторов появится конкретная технология, тогда с предприятием можно садиться за стол переговоров. Но, в принципе, в советское время все предприятия строились по одному проекту. Поэтому, если есть определенные сложности на одном производстве, скорее всего, такие же будут и на другом. То есть, готовый спрос уже есть, осталось сформировать рынок готовых предложений.
— И насколько он может быть велик?
— Бывают региональные биржи, общероссийские и международные. Но первые, хоть и наименее масштабны, решают как раз внутренние проблемы. Когда мероприятие ближе к игрокам — есть возможность проверить качество, сбить цену и снизить риски.
— Какие именно?
— Был наглядный пример, когда «Метран» закупал какие-то детали в Таиланде, и после потопа там встало производство… А когда перед тобой несколько поставщиков, между ними можно разделить объем продукции.
— Есть ли при этом оптимальный баланс?
— Если продукт или комплектующая важны и необходимы в производстве каждый день, то и поставки должны быть на минимальное расстояние.
Беседовала Эльвира Копылова
Поделиться

