Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

На Челябинской области отработают альтернативу газопроводам

2 Декабря 2013
На Челябинской области отработают альтернативу газопроводам

На Южном Урале сделают упор на альтернативную газификацию. Правительство региона совместно с компаниями «НОВАТЭК-Челябинск» и «Энерготехгрупп» запустят в работу проект, который предполагает транспортировку газа не по трубам, а по дорогам. Поработают и над повышением экологичности автотранспорта.

На Южном Урале сделают упор на альтернативную газификацию. Правительство региона совместно с компаниями «НОВАТЭК-Челябинск» и «Энерготехгрупп» запустят в работу проект, который предполагает транспортировку газа не по трубам, а по дорогам. Поработают и над повышением экологичности автотранспорта.

Первая сторона проекта — расширение использования газомоторного топлива. Ее определили на федеральном уровне по итогам поручения президента, включив регион в десятку пилотных. В этих территориях за счет малого бизнеса будут наращивать сеть газовых заправок. Вторая сторона — автономная газификация. Как отметили авторы проекта, в регионе существует проблема газификации объектов, находящихся на дальнем расстоянии от трубопроводов и имеющих небольшой уровень потребления газа. Инвестору невыгодно тянуть сюда инфраструктуру, поэтому котельные там работают на мазуте, а энергетические потери «дырявят» региональную казну.

Далеко пойдут

— Зачастую стоимость прокладки газопровода делает многие проекты просто нецелесообразными, — поясняет Егор Ковальчук, министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области. — А использование компримированного природного газа дает огромные возможности для промышленности, малой энергетики, транспортной сферы, создания новых производств, фермерских хозяйств и жилищного строительства.

Компримированный газ — это газ, сжатый под давлением. Смысл таков: на трубопроводе ставится мини-завод, который компримирует газ, уменьшая его в объеме, чтобы как можно больший объем сырья был перевезен машиной из точки А в точку Б. Далее газ переводят в обратное состояние, и он поступает в квартиры в виде тепла или энергии. Вторая альтернативная технология — это сжижение газа путем охлаждения. Суть примерно та же, но для регионального поставщика газа, дочки компании «НОВАТЭК», это уже другая ступень проекта, о которой пока задумываются только в перспективе.
— В Челябинской области более 900 населенных пунктов, к которым не подведен природный газ, — говорит Сергей Смольников, заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства региона. — Возьмем Бердяуш, отдаленный населенный пункт в Саткинском районе, там находится старая котельная, убытки от ее эксплуатации ежегодно составляют 16 миллионов рублей, а чтобы установить там оборудование для работы на сжатом газе, потребуется 6 миллионов… И таких убыточных котельных в области осталось около 80 на сегодняшний день. Для многих из них альтернативная газификация — решение проблемы.

В рамках проекта на Южном Урале в 2014-2015 годах планируется построить пять материнских автогазонаполнительных компрессорных станций и двадцать дочерних станций, установленных по принципу соты и запитывающихся от материнских станций. Это обеспечит полный охват территории региона. Кроме того, уже определены три пилотных объекта в сфере малой энергетики. Это котельные, работающие на мазуте. Две из них находятся в Саткинском районе, одна — в Верхнеуфалейском городском округе. Ежегодная компенсация убытков по этим котельным составляет 25 миллионов рублей. Затраты по их переоборудованию будут оправданы в течение одного-двух отопительных сезонов.
И это только самый старт проекта, то, с чего будет целесообразнее начать. Как поведет себя рынок дальше — реализаторам еще предстоит отследить и понять. И возможно, подкорректировать дальнейшие планы.

— Для нас технология еще достаточно нова, а в мире она используется давно и широко. То, что мы сейчас делаем, это на самом деле только первый шаг, — признается Павел Котов, гендиректор ООО «НОВАТЭК-Челябинск».

Затраты растворятся

— Когда мы просчитывали экономическую целесообразность проекта, — рассказывает Михаил Попов, первый заместитель председателя правления ОАО «НОВАТЭК», — столкнулись с тем, что газифицировано практически все, где выгодно было провести газ посредством трубопровода. А отдаленные точки остались со своими старыми котельными — там невозможно окупить инвестиции, вложенные в газопроводный транспорт. Поэтому стали изучать международный опыт — как экономически выгодно решить проблему доставки газа конечному потребителю.

В «НОВАТЭКЕ» не скрывают, что часть расходов на транспортировку отразится в квитанциях, но оговаривают, что это вопрос договорной, причем рассматривается возможность компенсации затрат со стороны федерального правительства.

— В конечном счете все расценит калькулятор, и за что‑то будет платить потребитель: вложенные инвестиции станут частью стоимости потребляемого топлива, — говорит Михаил Попов. — Поэтому основной аспект сейчас на газомоторном топливе, где уже созданы все условия для межтопливной конкуренции — чтобы отбить вложения. Здесь мы не затрагиваем социальные слои, а затрагиваем кошелек — потребитель должен сам решить, на чем ему выгоднее ездить. Там, где мы говорим о котельных, потребление рассчитывается в гигакалориях. Где‑то как источник выработки тепла до сих пор используется мазут. Поэтому наша задача — чтобы у потребителя ничего не поменялась, а та экономия, которая получится от выработки гигакалорий благодаря переходу на газ, стала стимулом для инвестиций в проект.

— Если проект хорошо покажет себя по цене и по результатам работ — он получит дальнейшее развитие в масштабах всей страны, — обещает Максим Лобанов, заместитель директора Департамента переработки нефти и газа Минэнерго России. — Часть тарифа транспортировки может быть включена в общую сетку тарифов за газ, но этот вопрос надо адресовать ФСТ (насколько это вообще обосновано), и второй момент — сколько составит эта доля, чтобы потребитель не испытывал подорожания своей услуги за счет тех, для кого в отдаленных территориях газ будет дороже.

Кто не рискует…

Сроки окупаемости проекта оценили в 10--15 лет. Это, посчитали инициаторы, оптимальные рамки, чтобы понять, насколько он выгоден, учитывая сегодняшние кредитные ставки. Но все будет зависеть от решения конкретных компаний, готовых пойти на реализацию проекта.
— Практически каждый предприниматель сможет прийти к нам как к поставщику газа, взять долгосрочный контракт, построить мини-завод и решить проблему какого‑нибудь отдаленного уголка, — говорит Михаил Попов.

То же самое касается сети заправок, которыми в дальнейшем планируется опоясать территорию региона, чтобы автомобилям и фурам было логистически удобно ими пользоваться. В любом случае — проект нужен. За экологию и социальные тарифы обеими руками голосуют федеральные власти, поэтому на всестороннюю поддержку проекта его авторы и потенциальные подрядчики так или иначе рассчитывают.
— Страна ежегодно теряет порядка 100 миллиардов рублей ВВП вследствие загрязнения воздуха. Если сократить выбросы хотя бы на 10 %, ВВП вырастет на 10 миллиардов рублей. Цифры условные, но показательные. А если внедрять стандарт Евро-5 — это в разы дороже, чем внедрять газомоторное топливо. Если пойдет активный процесс перехода на компримированный газ и СПГ (сжиженный) — в перспективе это будет выгодно и потребителям, и производителям, — поясняет Денис Корниенко, заместитель гендиректора ООО «Газпром газомоторное топливо».

Он также  отметил: чтобы газовые заправки пользовались спросом и подстегивали инвестиции непосредственно в энергетику, необходимо разобраться со сбытовыми ценниками. На сегодняшний день действует один единственный документ 1993 года, касающийся ограничения цены газомоторного топлива на уровне 50 % стоимости АИ‑76, который уже давно фактически не производится. Резоннее было бы «привязать» ценник к дизельному топливу: коммерческий транспорт как основной потенциальный потребитель сейчас ориентирован именно на него. Если здесь будет 50-процентная выгода, это послужит для бизнеса гарантией постоянной минимизации издержек. Тогда сбыт альтернативного топлива пойдет на ура и появится финансовый коридор для продолжения проекта.

— Бизнес всегда рискует. Мы знаем пример Америки, когда там построили терминалы по всему побережью, а сейчас после сланцевой революции они стали избыточными. Сейчас их перестраивают под сжижение газа. Это нормальный процесс, — считает Григорий Выгон, директор Энергетического центра «Сколково». — Для нас с вами, потребителей, выгодно, чтобы разные виды топлива конкурировали между собой. Чем больше будет разновидностей альтернативного топлива, тем в перспективе будут ниже ценники на заправках и в квитанциях. А возможные избыточные мощности — это проблемы инвесторов, они должны брать на себя риски и понимать, что вложения могут не окупиться. Главное, что сигналы, которые подает государство, уже воспринимаются. Осталось только оптимизировать инструменты.


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты