Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Южноуральские промышленники хотят от государства более динамичных действий в работе в рамках ВТО

18 Марта 2014

Южноуральские промышленники считают, что наше государство, полтора года назад вступившее в ВТО, не дорабатывает по отношению к отечественным производителям.Последствия уже видны, а перспективы туманны. Законодатели предлагают поправить местный документ о стимулировании инвестиций и говорят, что нашли реально действующий рычаг для повышения конкурентоспособности региональных предприятий.

Южноуральские промышленники считают, что наше государство, полтора года назад вступившее в ВТО, не дорабатывает по отношению к отечественным производителям.Последствия уже видны, а перспективы туманны. Законодатели предлагают поправить местный документ о стимулировании инвестиций и говорят, что нашли реально действующий рычаг для повышения конкурентоспособности региональных предприятий.

Не готовы пользоваться

— Повод для беспокойства — недостаточно активная позиция государства по отношению к производителям после вступления России в ВТО 22 августа 2012 года. Хотелось бы более динамичных действий, — выразил надежду Виктор Рашников, председатель совета директоров ОАО «ММК».

ВТО сейчас объединяет 159 стран. О полноценном членстве в ней России можно будет говорить в 2020 году, а сейчас у нас в запасе есть 7-летний переходный период.

— Большинство стран перед вступлением в ВТО провели экономическую модернизацию и имеют продукцию, с которой можно выйти на мировые рынки. Россия же присоединилась к организации в состоянии, когда внутреннее производство стагнировало, и доля импорта на рынке превышала 20 %, а по импорту продовольствия этот показатель доходил до 40--50 %, — приводит цифры Иван Феклин, заместитель председателя правительства Челябинской области.

Причем сейчас ничего не изменилось. Страна сильно зависима от поставок зарубежного оборудования, тогда как сама торгует в основном сырьем, которое пользуется спросом и без членства в торговом объединении. Челябинская область исключением не стала. Почти 90 % экспорта региона составляет продукция черной и цветной металлургии. А основными статьями импорта из стран-членов ВТО остаются машины и оборудование.

— ВТО — это инструмент, которым надо уметь пользоваться. С одной стороны, мы получаем доступ к международным рынкам сбыта, с другой — открываем свой рынок для зарубежных производителей. При этом далеко не все наши компании готовы к полноценной конкуренции в связи с низкой производительностью труда, — обозначает проблемы Иван Феклин.

К перечню «узких» моментов он также добавил снижение уровня тарифной защиты на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, что стимулирует рост импорта. Так, средний уровень связанных тарифов по промышленным товарам снизился с 11,3 % до 6,4 %. Это снижение ударит, например, по АЗ «Урал». По сельским товарам тарифы в среднем упадут с 15,2 % до 11,3 %. В результате свиноводство и птицеводство практически утратили конкурентоспособность. Импорт свинины увеличился в сентябре-октябре 2012 года на 36 % к аналогичному периоду 2011 года, а цена реализации предприятий АПК снизилась со 140 рублей за килограмм до 100. С 2007 по 2012 годы в регионе активно развивалось птицеводство — годовой прирост в среднем составлял порядка 21 %. С 2015--2020 годов эта цифра, согласно прогнозам, не превысит и 5 %. Причем системы антидемпинговых мер в этой ситуации у России нет.

— Высокую конкуренцию наши заводы особенно ощущают со стороны китайских производителей, — говорит Иван Феклин. — За 2013 год импорт китайской продукции в регионе превысил 540 миллионов долларов и вырос почти на 11 % к уровню 2012 года. К примеру, импорт гусеничных бульдозеров из Поднебесной с 2007 по 2012 год вырос с 33 % до 68 %, что поставило под вопрос рентабельность выпуска этой техники на ЧТЗ.

Однако региональные власти радует, что предприятия сейчас всерьез задумались о модернизации производств. Начиная с 2010 года объем инвестиций в основной капитал превышал 150 миллиардов рублей, а в прошлом году регион по этому показателю преодолел планку в 200 миллиардов. Но часть промышленных предприятий, расположенных в Аше, Уфалее, Карабаше, Копейске, а также практически весь состав АПК — не успели завершить обновление производств и все еще продолжают свои инвестпрограммы.

Инвесторы все здесь

По словам Ивана Феклина, для лоббирования интересов региональных производителей правительство области разработало проект плана по развитию внешнеэкономический деятельности, который уже успели одобрить региональные отделения общественных бизнес-организаций. Также полностью выполнены все 15 требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти, разработанного федеральным АСИ для регионов.

— В этом году мы проанализируем реализацию «дорожных карт» и будем продолжать работу, направленную на сокращение сроков согласования разрешительной документации. Также стоит задача разработать карты локальных монополистов по водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению. Сегодня мы имеем только карту энергомощностей. Необходимо реализовать и принцип сопровождения инвестпроектов по принципу одного окна через Агентство инвестиционного развития, — перечисляет Иван Феклин.

Среди мер поддержки капвложений он также называет строительство парка индустриальных инноваций «Малая Сосновка», к которому уже подведены дорога и электроэнергия. Кроме того, завершена процедура конкурсного производства на «Станкомаше», который станет площадкой для размещения новых производств. Наконец, региональные власти нацелены поддержать предприятия, выпускающие импортозамещающую продукцию.

Однако сами региональные товаропроизводители (они же и инвесторы, перед которыми поставили задачу модернизировать производства и учиться конкурировать) аккуратно намекают, что хорошо это все только на бумаге. Законодатели их поддерживают.

— Мы долго работали над законом «О стимулировании инвестиционной деятельности», — поддерживает тему Семен Мительман, вице-спикер ЗСО, — и закон, на наш взгляд, действительно дает большие возможности. Но механизм его реализации до конца не отработан, хотя чрезвычайно важен сегодня. Ведь Минфин тут же говорит: выпадающие доходы. Хотя мы предлагали, что с предприятиями можно заключать соглашения, где на 1 рубль выдаваемых льгот должно быть получено 1,5 рубля дополнительных налоговых поступлений. Эти соглашения можно жестко контролировать и накладывать определенные санкции на предприятия, не выполняющие их условия. Тогда и не надо будет бояться каких то выпадающих эфемерных доходов. А на этом уровне реализация закона остановилась. Видимо, нужна некая политическая воля, чтобы закон наконец заработал.

— Ведь инвесторы все здесь. Со стороны практически никто не приходит. И они должны оставаться в области, а не искать поляну, где им будет комфортнее, — выразил общее мнение промышленников Александр Федоров, председатель совета директоров ОАО «ЧТПЗ».

И. о. губернатора Борис Дубровский с крупными промышленниками согласен, но у малого бизнеса, считает он, (даже если он выпускает куда более востребованную продукцию) проблем гораздо больше. В отличие от возможностей.

— Недавно столкнулся с примером — он вроде бы и локальный, тем не менее показательный. Суть в том, что некий завод продуктов питания выбивает регионального производителя, — рассказывает Борис Дубровский. — В общении с руководителем предприятия я понял, что небольшой бизнес не располагает теми компетенциями, которые здесь требуются. Такие структуры как, к примеру, ММК или ЧТПЗ могут себе позволить защищать свои рынки и выделять людей под эту работу. Малый бизнес — нет. В силу того, что просто не позволяет его экономика. Возможно, есть смысл создать в регионе профильную структуру, которая аккумулировала бы все эти нюансы и начинала бы более системно работать. Также у нас есть небольшая сложность — мы вступили в ВТО не страной, а Таможенным союзом — тремя странами, которые имеют разное мнение. И есть орган, который эти мнения координирует, тем более, что им управляет наш земляк (Евразийская экономическая комиссия и Виктор Христенко. — Прим. авт.)… И что важно, перед обращением в этот орган нам самим надо выработать необходимые компетенции — например, каким образом, находясь на границе с Казахстаном, мы можем защищать свои рынки от недобросовестной конкуренции. Но время нам все-таки требуется: чтобы закончить модернизацию и завершить мероприятия по росту производительности труда.

Резюмируя сказанное, Борис Дубровский предложил общественным бизнес-объединениям продумать, какой орган может быть создан внутри регионального правительства для проработки вопросов защиты внутреннего рынка. Возможно, вскоре в регионе появится реально действующий инструмент привлечения инвестиций, а о той самой пресловутой «поддержке отечественного производителя» по-новому впервые заговорят именно в Челябинской области.


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты