Южные хлебные районы Челябинской области сформировали урожай зерна

8 Ноября 2008

На полях Троицкого, Кизильского, Верхнеуральского, Брединского, Чесменского и других районов созрел такой урожай, словно здесь не задерживалась засуха. Где недобрали с урожайностью, взяли качеством зерна. Почти вся мягкая пшеница соответствует третьему классу и является идеальным сырьем для хлебопекарной промышленности.

На полях Троицкого, Кизильского, Верхнеуральского, Брединского, Чесменского и других районов созрел такой урожай, словно здесь не задерживалась засуха. Где недобрали с урожайностью, взяли качеством зерна. Почти вся мягкая пшеница соответствует третьему классу и является идеальным сырьем для хлебопекарной промышленности. Высокие качественные характеристики и у твердой пшеницы, но на селе не спешат радоваться хорошему урожаю. Не добавили оптимизма рекордные за последние годы намолоты по стране. Обилие зерна сбили и без того низкие цены урожая прошлого года на 1—1,2 тысячи рублей за тонну. Одновременно, по словам министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева, розничная цена хлеба каждый день увеличивается на 0,1 процента. На первый взгляд немного, но за месяц удорожание может составить 3 процента, а по году такое неторопливое ценовое наступление сравняется с удорожанием дизельного топлива, которое с начала года составило 30 процентов. По ценам на зерно ситуация противоположная.

— Когда начинаем считать, становится грустно,— говорит начальник Чесменского районного управления сельского хозяйства Алексей Чешко.— На урожай грешно обижаться. По району намолотили 132 тысячи тонн зерна с урожайностью 14,8 центнера зерна с гектара. За пшеницу нам предлагают в среднем 5 тысяч рублей за тонну при себестоимости 4,5 тысячи рублей за тонну. На оставшиеся 500 рублей и до следующего урожая не дотянуть. Сегодня многие с тоской вспоминают низкие цены на прошлогодний урожай — более 6 тысяч рублей за тонну. Как при таком рынке рассчитываться за технику, а по району кредитов набрали на 80 миллионов рублей, не знаем. Поэтому на селе хлеб больше не сдают и ждут нормальных цен.

Такой тактики придерживаются все производители зерна южных районов области. С зерна нового урожая сделали только необходимые платежи по самым неотложным долгам. Остальной урожай лежит без движения.

— По нашему району в переводе на хлеб обязательные платежи составили 40 тысяч тонн зерна,— говорит начальник Кизильского управления сельского хозяйства Евгений Корсаков.— Еще 26 тысяч тонн засыпали на семена. От урожая в 170 тысяч тонн осталось более 100 тысяч тонн зерна. Даже с учетом инвесторов, у которых нет забот с реализацией зерна, на селе без движения остается огромное количество хлеба. Его сдают на хранение на элеваторы.

За первые три месяца хранения оплату не берут. За это время цены, надеемся, подрастут. К тому же на юге страны основной урожай пшеницы на этот раз уступает нашей пшенице по качеству. Там он соответствует четвертому и пятому классам, тогда как у нас вся мягкая продовольственная пшеница ниже третьего класса не опускается. Поэтому и ждем.

В Кизильском районе себестоимость производства мягкой пшеницы третьего класса также составила 4,5 тысячи рублей. Она примерно равная по всем южным районам области, но у всех производителей себестоимость складывается по-разному. Одинаковыми являются лишь энергетические затраты. По сравнению с прошлым годом они в очередной раз увеличились. В одних хозяйствах, где не закончили техническое обновление, они превысили половину всех затрат, в других — с новой техникой, на топливе стали экономить.

На втором месте по затратам стоит заработная плата. Здесь особого единства не наблюдается. Заработок в себестоимости колеблется от 20 до 40 процентов. Он выше там, где за счет современных технологий меньше затрат уходит на топливо. На юге области высоким заработком отличаются в Челябинской птицефабрике, центре пищевой индустрии «Ариант», холдинговой компании «Ситно».

На третье место в себестоимости перебрались затраты на минеральные удобрения. В этом году по удобрениям отмечен небывалый — до 70 процентов — рост цен. При таких темпах «минералка» скоро разорит село. Более скромными выглядят затраты на техническое обновление. И в этом году техника не подешевела, но областные субсидии — до 30 процентов — сделали процесс технического перевооружения на селе наиболее эффективным.

Исходя из практики прошлых лет, своего пика зерновые цены достигнут в январе — феврале будущего года. На селе зимы ждут с надеждой и с одновременной тревогой — массовый выброс зерна на рынок может в очередной раз сбить цены на него, и ожидание может обернуться дополнительными потерями. В такой ситуации уверенней чувствуют себя инвесторы с полным производственным циклом — производством, переработкой и реализацией. В Верхнеуральском районе Петропавловский зерновой комплекс намолотил 54 тысячи тонн зерна. Инвестор — Челябинская птицефабрика без труда найдет применение такому урожаю. Но в районе тоже останется около 100 тысяч тонн зерна, и ожидание «лучших времен» не всегда является спасительным. В прошлом году в том же Верхнеуральском районе семенное предприятие «Хлебинка» могло реализовать урожай семян пшеницы по 9 тысяч рублей за тонну, но по такой цене продавать зерно не стали. Позднее, весной, урожай продали по 6 тысяч рублей за тонну, потеряв на ценовой разнице более трех миллионов рублей.

— Ожидание более высоких цен иногда может обернуться потерями,— говорит глава Нагайбакского района Владимир Федоров.— У нас значительная часть урожая, а по району он превысил 100 тысяч тонн, расписана по инвесторам. На первый взгляд нам до него нет дела, но вопросы себестоимости и у инвесторов стоят не менее остро, и от них зависят многие социальные программы. У нас невозможно провести четкую грань между поселениями и работой холдинговых компаний. Все взаимосвязано, и хорошо то, что к такому выводу стали приходить инвесторы.

Крестьянские хозяйства успели сдать часть хлеба еще в начале уборки, до общего падения цен на зерно, и успели рассчитаться по долгам. Остальной урожай рассредоточили по складам. Продадут ли его с прибылью — вопрос немаловажный, так как от ответа на него зависит предстоящая посевная. К ней надо начинать готовиться уже сегодня, но сейчас подготовка к севу ограничилась запасом семян.

Сейчас крестьянин опять стоит на перепутье. Выбор есть, но какой окажется правильным, он не знает и поэтому посматривает на государство — может, оно подскажет и, наконец, установит минимальные и максимальные ограничения цен. Ввели же квоты на мясной импорт, и рынок от этого не пострадал.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты