Июньский зной подвел к критической черте

30 Июня 2009

Евгений Скориков, директор «Красного Урала» из Кизильского района, несколько раз на дню бросает взгляд на барометр, который упрямо предсказывает ясную погоду

Евгений Скориков, директор «Красного Урала» из Кизильского района, несколько раз на дню бросает взгляд на барометр, который упрямо предсказывает ясную погоду. Разогретая июньским зноем ситуация накалилась до предела. Без дождей травы не устояли под солнцепеком, и когда пришло время сенокоса, оказалось, что косить почти нечего. Для «Красного Урала» жаркое и сухое начало лета в очередной раз предопределяет проблемную зимовку скота. Самое большое в районе дойное стадо в полторы тысячи животных предстоящую зиму без кормов может не выдержать.

— В июне мы заготовили всего 400 тонн сена на том поле, где обычно набираем 900 тонн грубых кормов,— говорит директор.— На других полях урожай и того хуже. В принципе его нет совсем.
Подобная ситуация и в других хозяйствах юга области, с той разницей, что прокормить зимой необходимо меньшее количество коров. В том же Кизильском районе из 2300 коров общественного стада более половины приходится на одно хозяйство — «Красный Урал», что во многом способствует экономической и социальной стабильности на селе. Такое стадо обеспечивает скромный, особенно в последнее время, но постоянный доход, с сохраняет надежды на развитие животноводства.
В других хозяйствах ничего подобного нет. Как и в заготовке кормов, на начало этой недели на «Красный Урал» приходилось 80 процентов всего объема заготовленного в районе сена. А заготовили там всего 700 тонн сена. Такое соотношение пропорционально количеству коров в хозяйствах района, но не говорит о всей тревожности положения. Оно усугубляется еще и тем, что на частном подворье содержится еще большее количество животных, чем в общественном стаде, и его тоже зимой надо чем-то кормить.
В далекое прошлое ушло то время, когда частник с одной косой мог за одну-две недели обеспечить кормом своих животных на год. Сейчас личное подворье обеспечивается кормами в счет платы за аренду паевых земель или за наличные в хозяйствах. Единоличные сенокосы сохранились крайне редко, что отражает существующие планы заготовки кормов.
В Кизильском районе без учета личного подворья надо заготовить 10 тысяч тонн сена, а с учетом частника — 19 тысяч тонн. Примерно в такой же пропорции план по сенажу — 28 тысяч тонн для коллективных хозяйств и 41 тысяча тонн с учетом личного подворья. Кроме коллективных хозяйств, больше нигде такого количества сена частник не возьмет, поэтому у руководителей хозяйств голова болит и за свое стадо, и за всех сельских коров.


— В июне по заготовке кормов мы подошли к критической черте,— говорит начальник Кизильского управления сельского хозяйства Евгений Корсаков.— За весь месяц по району выпало 6,1 миллиметра осадков при норме в 50 миллиметров. В соответствии с влагой и получаем в пять раз меньший урожай трав.
Подобная ситуация складывается и во всех южных районах области. Кизильский по поголовью крупного рогатого скота и соответственно по кормовым проблемам занимает средние места среди других районов юга области. Сейчас и на летних выпасах животные уже не находят прежнего богатства летних трав. За подножным кормом коровы «осваивают» такие подъемы, которые не осилит и человек. В пойме Урала коровы находят траву на скалах, чего раньше никогда не было (на снимке). Так животные сами начинают решать ставшую уже во многом социальной кормовую проблему.


— Проблема заготовки кормов давно уже вышла за рамки сельскохозяйственных предприятий,— говорит глава Верхнеуральского района Игорь Сурменев.— Прежде всего, не надо забывать, что частник поставляет на продовольственный рынок не менее половины всего объема продукции животноводства. Без корма мы вплотную подойдем к проблеме сохранения поголовья. Для села это имеет жизненно важное значение. Во все времена корова на частном подворье считалась кормилицей семьи. Крестьянин мог расстаться со многим имуществом, но только не с коровой, которая давала молоко и мясо. В начале 90-х хозяйства резко сбросили поголовье скота, которое не восстановили и до сих пор. Еще одного сокращения поголовья животных село не переживет.
В Верхнеуральском районе болезненно реагируют на создавшуюся ситуацию еще и потому, что там впервые за много лет начали получать реальные результаты от программы развития животноводства почти по всем показателям. Пошли в рост надои, численность дойного стада, начал укрепляться специализирующийся на молоке малый бизнес. Но засушливое лето поставило под сомнение дальнейшее выполнение программы. На вчерашний день в Верхнеуральском районе заготовили всего сто тонн сена — менее одного процента. При этом в районах отмечают подобную засуху во время заготовки кормов в течение последних нескольких лет. Но если в прежние годы все было на грани планового набора кормов, то в этом году июньский зной нарушил это хрупкое равновесие.


В Кизильском, Верхнеуральском, Нагайбакском и некоторых других районах юга области дойное стадо не отличается большой численностью. В Кизильском сельхозпредприятия содержат 2300 коров, в Верхнеуральском немногим более двух тысяч, в Нагайбакском еще меньше.
Намного серьезнее ситуация в Агаповском районе, где дойное стадо более чем вдвое превышает количество коров в любом из этих районов. Там на вчерашний день заготовили 200 тонн сена. Сохраняют большую численность поголовья крупного рогатого скота и в Чесменском районе. В этом районе заготовили больше всех на юге области — 800 тонн сена. Но все это лишь малые проценты, которые отражают положение дел по области.
На вчерашний день на Южном Урале заготовлено 6 процентов сена и 2 процента сенажа. Это больше, чем в прошлом году на эту же дату. Но если в прошлом году сохранялись перспективы, то нынче без дождей «кормовой» просвет не просматривается. Они традиционно помогли Красноармейскому — 38 процентов заготовленного от плана сена, Еткульскому — 24 процента, Каслинскому — 23 процента, но на юге области ситуация противоположная.


В хозяйствах начинают искать выход из создавшегося положения. Рассматривают несколько вариантов. Поселковые власти Агаповского, Верхнеуральского и Нагайбакского районов организуют заготовку кормов на неудобьях, лесных опушках. В хозяйствах оценивают состояние зерновых для последующего их списания на корма. Здесь все зависит от экономической целесообразности — сколько прибыли принесет зерно нового урожая, а сколько сможет сберечь средств сохранившееся поголовье. Как показывает сельскохозяйственная практика, восстановить утраченное невозможно.


При заготовке кормов учитывается и прошлогодняя солома, которую ежегодно сжигают тысячами тонн. Из всех хозяйств по-хозяйски к ней относятся, пожалуй, в том же «Красном Урале». Каждую осень, после обмолота, ее сдвигают и затем вывозят на фуражный двор. После ее смешивают с молочным обратом и кормят скот. Питательная ценность от такого корма невелика, и молока от него много не получишь, но сохранить дойное стадо можно.
В овощных хозяйствах Агаповского района уже сейчас определены возможности использования корнеплодов во время зимовки. Существуют и другие варианты, но как об окончательном факте о них не говорят. Ждут согласования с областными властями. Это не перестраховка. Возможную бескормицу животных можно одолеть лишь согласованными действиями.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты