НОУ-ХАУ промышленников: поиск заказчиков в сети

14 Апреля 2009

Традиционные формы ведения бизнеса, наработанные годами в рамках региональной промышленной кооперации, постепенно сменяют новые европейские механизмы поиска заказчиков и поставщиков продукции

Традиционные формы ведения бизнеса, наработанные годами в рамках региональной промышленной кооперации, постепенно сменяют новые европейские механизмы поиска заказчиков и поставщиков продукции. Привычную промкооперацию замещает ее европейский аналог — субконтрактация, которая предполагает активный поиск клиентов компании и субподрядчиков по выполнению затратных видов работ, в том числе и через Интернет.

Заморское слово «субконтрактация»
В рамках Уральской промышленно-экономической недели, организуемой в области уже в девятый раз, за круглым столом собрались представители крупных промышленных предприятий области, консалтинговых компаний, малого и среднего бизнеса, чтобы обсудить механизмы работы субконтрактинга на Южном Урале в условиях экономического кризиса. Сегодня многие российские промышленные предприятия активно переходят к доказавшим свою эффективность в международной практике способам организации производства, таким как субконтрактация. Вообще замор-ское слово «субконтрактация» подразумевает эффективный способ организации промышленного производства, использующий разделение труда между головным предприятием — контрактором и широкой сетью гибко специализированных поставщиков — субконтракторов.


— Кооперация — более привычный термин для промышленников Южного Урала — подразумевает некое объединение производственных ресурсов для выполнения конкретного заказа. Тогда как субконтрактация, пришедшая сравнительно недавно в связи с образованием регионального центра субконтрактации в Челябинской области в ноябре прошлого года, подразумевает наличие двух субъектов в производственном процессе — головного предприятия и поставщиков, — говорит директор АНО «Челябинский предпринимательский дом», руководитель регионального центра субконтрактации Марина Волкова. — Такая «двойная система» производства, введенная на некоторых предприятиях региона, уже доказала свою эффективность, тем более в условиях временных экономических трудностей.
К подобному разделению про-изводственного процесса в по-следнее время обратились на Челябинском механическом заводе, единственном в УрФО специализирующемся на выпуске крановой техники.
— У нашего предприятия есть опыт как подрядчика по выполнению работ, так и заказчика в рамках внедрения механизма субконтрактации, — рассказывает начальник производства Челябинского механического завода Лев Уваров. — Например, сотрудничаем сегодня с Магнитогорским заводом по выпуску корпусов для крановой техники ДЭК. Самим этим видом работ заниматься стало невыгодно — слишком большие затраты. Чтобы минимизировать себестоимость продукции, часть работ отдаем на выполнение подрядным организациям.

Виртуальное сотрудничество
Количество участников системы субконтрактации постоянно растет, сейчас в базе данных информацию о заказах или предоставляемых услугах разместили более 14 тысяч промышленных предприятий России. В основном по схеме субконтрактинга работают предприятия из таких отраслей, как машинострое-ние, металлообработка, электротехника, а также занимаю-щиеся выпуском деталей из резины и полимеров.
— В условиях кризиса важно обеспечить конкурентоспособность производимой продукции, в большинстве случаев это возможно за счет ее удешевления. Я уверен, что в ближайшее время все промышленные предприятия перейдут на субконтрактинг, как это уже сделал весь автопром, где головное предприятие является только владельцем бренда, максимум занимается еще и проектированием и сервисом, но детали никто из них не производит, — говорит генеральный директор ОАО «АРБ-Консалтинг» Виктор Вальчук. — Благодаря субконтрактингу возможно установить взаимодействие не только с российскими субподрядчиками, способными с минимальными затратами выполнить требуемую работу, но и с зарубежными.


Участники круглого стола акцентировали внимание на том, что крупные промышленные гиганты региона уже давно оценили положительный эффект глобальной сети и поиска в ней заказчиков: на ММК существует система электронных торгов, ЧТПЗ на первом этапе поиска заказчиков использует виртуальный поиск клиентов.
Однако есть среди промышленников и негативный опыт следования схеме субконтрактинга с поиском поставщиков «дешевого» сырья через Интернет. Доступный по цене металл из Новосибирска, в большом количестве закупленный Копейским машиностроительным заводом, в процессе производства стал расслаиваться, однако с возвратом его поставщику возникли большие трудности, так как гарантийных обязательств последний не имел. Теперь руководство Копейского машзавода считает обязательным оградить предприятие, выступающее в роли заказчика сырья или услуг, «железными гарантиями».

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты