В Магнитогорске городской транспорт работает без убытков и долгов

30 Мая 2009

Введение в Магнитогорске автоматизированной системы оплаты проезда в городском общественном транспорте основано на использовании социальной карты. Это позволило сократить за пару лет расходы городской казны на транспортные нужды почти вдвое.

Введение в Магнитогорске автоматизированной системы оплаты проезда в городском общественном транспорте основано на использовании социальной карты. Это позволило сократить за пару лет расходы городской казны на транспортные нужды почти вдвое.

Острую полемику на этой неделе инициировала информация о долге в 57 миллионов рублей за электричество муниципального предприятия «Челябгортранс», курирующего работу общественного городского транспорта областного центра. Сегодня МУП «Челябгортранс» рекомендовано оптимизировать издержки и структуру управления для погашения существующего долга перед энергетиками.

В Магнитогорске местные власти нашли свой способ урегулировать систему работы городского общественного транспорта, внедрив в 2007 году автоматизированную систему оплаты проезда.

— До 2007 года существовала следующая схема работы: транспортники по итогам года приходили к главе муниципалитета и предъявляли сумму убытков. Расчет убытков производился так: количество проживающих в Магнитке пенсионеров умножалось на среднее количество поездок в городском транспорте, — рассказывает глава Магнитогорска Евгений Карпов. — Размер убытков получался весьма внушительным, поэтому мы решили в качестве эксперимента внедрить автоматизированную систему оплаты проезда в городе, что позволило исследовать транспортные потоки и их наполняемость.

Испробовать новую систему решено было на пенсионерах муниципальных, которые не попадают в льготные программы — ни в областные, ни в федеральные. Таким образом, каждый магнитогорский пенсионер, не имеющий льгот, получил 200 рублей из городской казны с тем условием, что на них пенсионер приобретет проездной билет. Как выяснилось, так поступили только 55 процентов жителей почтенного возраста, остальные предпочли проездному на неограниченное число бесплатных поездок деньги. В результате местным властям удалось безошибочно определить, сколько пенсионеров пользуется услугами городского пассажирского транспорта.

Следующим шагом было введение социальной карты жителя Магнитогорска, по которой льготами на проезд могли воспользоваться как региональные, так и муниципальные получатели социальной помощи пенсионного возраста. Из 106 тысяч пенсионеров, проживающих в Магнитогорске, более 54 тысяч сегодня уже имеют социальную карту. В среднем по социальной карте ее обладатели могут совершить в месяц по 30 поездок, и все они будут абсолютно бесплатны, то есть из собственного кармана денег платить не нужно. К тому же карта автоматически пополняется «льготными деньгами», и самостоятельно пополнять ее нет необходимости.

Механизм проезда по социальной карте прост: карта предъявляется кондуктору, который при помощи терминала фиксирует поездку и в электронном варианте снимает со счета карты деньги. Это дало возможность провести мониторинг ситуации с пассажирскими перевозками, определив наиболее популярные среди пенсионеров маршруты, и выявить время максимальной за-грузки транспорта. При расчете убытков больше не стали применять среднее число поездок пассажиров на транспорте, стали известны более точные цифры.

Но главное, чего удалось достичь при введении данной схемы работы городского транспорта, — это оптимизация расходов муниципального бюджета. Если в 2006 году финансирование из городской казны на покрытие убытков достигало 45,8 миллиона рублей, то уже в 2007 году эта часть расходов бюджета сократилась до 29,1 миллиона, а в прошлом году и вовсе составила только 25,7 миллиона рублей. Таким образом, удалось сократить затраты на содержание городского пассажирского транспорта за пару лет почти в два раза. Выбор пенсионеров — приобретать соцкарты или платить за проезд наличными — позволил оптимизировать расходы муниципального бюджета с помощью введения такого дифференцированного подхода.

— В этом году, опять же с целью оптимизации бюджетных расходов на транспортные нужды, предстоит объединить автотранспортное предприятие Магнитогорска, занимающееся автобусными перевозками, и «Горэлектротранспорт», создав единое муниципальное учреждение, — говорит Евгений Карпов. — Это позволит посмотреть на функционирование транспортных потоков в городе еще и с точки зрения логистики: зачем дублировать маршрут автобуса аналогичным трамвайным маршрутом?
Параллельные ветки двух видов транспорта таким образом удастся исключить. При объединении двух транспортных предприятий города появится возможность установить баланс между доходами и расходами этих транспортных компаний.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты