Самые старые южноуральские машины, до сих пор востребованные рынком
Многие товары южноуральских машиностроителей стали своеобразными брендами региона.
Многие товары южноуральских машиностроителей стали своеобразными брендами региона.
Некоторые модели техники, претерпев частичную модернизацию, и по сей день пользуются устойчивым спросом как на российском, так и мировом рынках. Созданные впервые в далекие 60–80 е годы прошлого века, но усовершенствованные со временем автомобили, погрузчики и краны сегодня дадут фору большинству технологических новинок.
Челябинская область входит в пятерку регионов России по объему отгруженной продукции в обрабатывающих производствах, где машиностроение занимает существенную долю — порядка 11,9 %. Исторически так сложилось, что именно в этой отрасли на Южном Урале сконцентрировано наибольшее число брендов, получивших всемирную известность.
Со стартом масштабной модернизации производства на крупнейших предприятиях нашего региона отрасль получила второе дыхание.
С начала года в Челябинской области увеличился выпуск прокатного оборудования (в 2,5 раза), минитракторов (в 2,2 раза), автомобилей-самосвалов (176,3 %), кранов башенных (115 %), кранов мостовых электрических (140,9 %), автоцистерн
(134,5 %), оборудования для кондиционирования воздуха (135,8 %).
В преддверии Дня машиностроителя, который традиционно отмечается в последнее воскресенье сентября, «ЮП» представляет подборку наиболее «долгоиграющих» моделей техники — техники, востребованной рынком не одно десятилетие.
«Урал 4320»: преград не существует
В 1977 году на Уральском автозаводе было налажено производство новой модели автомобиля высокой проходимости «Урал 4320» 6x6. Короткий передний и задний свесы, высоко установленные, защищенные от повреждений узлы автомобиля, шины большого диаметра позволяли преодолевать холмы с углом подъема до 30 градусов, овраги, а в боевых условиях и окопы. Система регулирования давления воздуха в шинах позволяла с легкостью миновать территории с заболоченным, сыпучим грунтом или снегом.
Система герметизации агрегатов защищала узлы автомобиля от попадания воды при переезде через водные преграды глубиной до полутора метров. Тяговая лебедка помогала при эвакуации автомобиля во время застревания. Дизельный V-образный двигатель мощностью 210 л. с. обеспечивал высокие скорости движения с грузом до 5000 кг по бездорожью.
Сегодня эти автомобили комплектуются дизельными двигателями ЯМЗ мощностью от 230 до 412 л. с. экологического класса «Евро 4». Существенным конструкторским переработкам подверглись практически все системы автомобиля: топливная, воздушная, электрическая, тормозная.
Автомобили «Урал 4320» изначально создавались для вооруженных сил. Ради удобства боевого применения они получили целый ряд специальных свойств, главные из которых — уникальная проходимость и приспособленность к безгаражному хранению. Но созданные для армии, они активно включились в работу многих отраслей экономики. В настоящее время «Урал 4320» является базовой моделью многочисленного семейства с широкой номенклатурой специального оборудования: вахтовые автобусы, подъемные краны, автоцистерны, топливозаправщики, пожарные автомобили, ремонтные мастерские, разнообразная спецтехника для лесопромышленного и нефтегазового комплексов… Для дорожников, коммунального хозяйства выпускаются шнекороторные снегоочистители, комплексные коммунальные машины типа «Тройка 2000»… Специальное оборудование и вооружение, установленные на шасси «Уралов» для различных родов войск МО РФ, ФПС, МВД, МЧС составляет около 400 наименований.
На сегодня базовыми моделями семейства являются автомобили многоцелевого назначения «Урал 43206» и «Урал 4320-31», предназначенные для перевозки различных грузов, личного состава, буксирования прицепных систем и эксплуатации по всем видам дорог и местности. Семейство насчитывает 30 основных модификаций: бортовые автомобили, специальные шасси, седельные тягачи и др. Выпускается свыше шести тысяч штук в год, поставляется более чем в 20 стран мира.
Олег Якупов, директор по развитию АЗ «УРАЛ»:
— Автомобили «Урал 4320» рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от — 50ºС до +50ºС, относительной влажности до 100 %, запыленности воздуха до 1,5 г/м3, скорости ветра до 20 м/с, на высоте 4500 м над уровнем моря с преодолением перевалов до 4650 м. Способны передвигаться по снежной целине глубиной до 1 метра, преодолевать ров шириной до 1,2 метра, переезжать вертикальную стену высотой 0,55 метра, преодолевать брод глубиной 1,75 метра. Как утверждают сами военные, бывает, и танки вязнут там, где проходит «Урал». По словам военнослужащих, автомобиль «Урал-4320» — «самый солдатоустойчивый автомобиль», и еще про него говорят: «полтора метра жизни впереди».
Бульдозер Б10: климат не важен
Разработанный на ЧТЗ в 90- е годы бульдозер Б10 до сих пор на постсоветском пространстве является лидером продаж среди машин этого класса. Он надежно работает в любых климатических зонах, в условиях высокогорья, при высокой влажности и запыленности. Оператору комфортно в кабине, оснащенной современным оборудованием.
В последние годы в результате усовершенствования модернизированная машина выпускается под маркой Б10М.
В Б10М с механической трансмиссией применены длинноходовые гидроцилиндры, что позволило снизить рабочее давление в гидравлической системе на 40 процентов и увеличить ресурс; вынесенные вперед точки крепления гидроцилиндров позволили уменьшить усилия в гидроцилиндрах при заглублении и подъеме отвала, повысить точность и скорость его перемещения; применение балансирной балки подвески, длинноходовых гидроцилиндров и вынесенных вперед точек крепления гидроцилиндров позволяют максимально использовать массу бульдозера; изменена компоновка моторного отсека, что обеспечивает свободный доступ к двигателю, особенно в передней его части, и облегчает техническое обслуживание.
Андрей Печеркин, начальник управления по маркетингу, рекламе и связям с общественностью ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК»:
— В результате усовершенствований Б10М выпускается с новым отвалом, который стал полусферическим. Благодаря чему производительность бульдозера увеличилась на 20 процентов. Комплектация агрегата позволяет использовать его при погоде от — 50 до + 40 градусов.
Данная машина отличается хорошими ходовыми характеристиками. Кроме того, наш бульдозер можно эксплуатировать на всех видах топлива, включая керосин и газоконденсат. Благодаря этим качествам Б10М способен работать в любом уголке мира.
ДЭТ-250: потянет и слона
Машина высокого тягового класса, чаще всего используемая для вскрытия твердых грунтов и добычи полезных ископаемых, пользуется спросом у эксплуатирующих организаций не один десяток лет. Впервые она сошла с конвейера еще в 60 е годы прошлого века!
Конечно, с течением времени произошла модернизация данной модели, многие характеристики были улучшены, но сама задумка ее разработчиков сохранилась, что говорится, «на века». Сегодня ДЭТ-250 успешно конкурирует с техникой китайских и российских производителей, побеждая в различных тендерах.
Андрей Сентябов, заместитель генерального директора по продажам и маркетингу ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК»:
— Потребители свое предпочтение объясняют тем, что челябинские агрегаты надежны, неприхотливы и оснащены электромеханической трансмиссией, обеспечивающей оператору автоматическое регулирование тяговых усилий при любой скорости.
Особой популярностью южноуральские дизель-электрические тракторы, в арсенале которых есть набор специального навесного оборудования, пользуются у горнодобытчиков Севера. Они используют эту мощную технику для рыхления скальных пород. Облегчить этот процесс позволяет модернизированная ходовая часть ДЭТов, способная приспосабливаться к неровностям грунта.
Кран ДЭК 631: 40 лет в строю
Разработка легендарного гусеничного крана — прародителя современной модели (ДЭК 631) — началась конструкторским бюро Челябинского механического завода без малого 40 лет назад. И так уж случилось, что он стал известен еще до того, как был изготовлен первый 63-тонный гусеничный кран.
— В самом конце августа 1974 года нашей группе было поручено разработать чертежи макета крана, который должен украсить праздничную колонну завода, — вспоминает конструктор Челябинского механического завода
Полякова Д. И. — На совете у главного конструктора решено, что им будет ДЭК 631. И вот в течение сентября, перемежая поездки на уборку моркови с разработкой макета, проект закончен. При этом отвергнуты варианты слишком упрощенных узлов, и чертежи откорректированы таким образом, чтобы макет был максимально приближен к проекту… Все благополучно завершается в инструментальном и модельном цехах. Детали изготавливаются быстро и качественно. Небольших размеров копии настоящих деталей приводят в умиление… В результате всего описанного и неописанного 4 ноября наш бело-красный ДЭК 631 предстал во всей своей красе!
В далекий 1974 год колонна демонстрантов Челябинского механического завода произвела настоящий фурор. Миниатюрная копия крана-гиганта поразила всех своей реалистичностью, уже глядя на нее, все были уверены, что эта новинка машиностроения станет лидером среди грузоподъемной техники. Кстати, макет сохранился и в прошлом году был реставрирован — сейчас он является своеобразным талисманом, украшая территорию ОАО «ЧМЗ».
Позднее в номенклатуре предприятия появился эффективный стреловой самоходный гусеничный ДЭК 631 грузоподъемностью 63 тонны. Он был настолько надежный и технически совершенный, что при минимальной модернизации выпускается и в настоящее время как модель ДЭК 631А. Она предназначена для выполнения строительно-монтажных работ, главным образом для крупноблочного монтажа конструкций и технологического оборудования в промышленном и гражданском строительстве, а также для обслуживания логистических и складских комплексов.
Денис Харитонов, руководитель направления маркетинга по кранам ДЭК ОАО «ЧМЗ»:
— ДЭК 631А может перемещаться с грузом до 50 тонн на крюке по неподготовленной площадке. Электрооборудование крана способно работать как от установленной на нем дизель-генераторной установки (мощность 100кВт), так и от внешней сети трехфазного переменного тока напряжением 380В. Более того, встроенная дизель-генераторная станция может быть использована для широкого спектра хозяйственных нужд или как дополнительный источник электрической энергии. Кран оборудован всеми необходимыми устройствами, обеспечивающими безопасную работу машины. А адаптация для работы в разных климатических условиях позволила осуществлять поставки ДЭК 631А от Арктики до экватора. Эта модель гусеничного крана отлично себя зарекомендовала в 45 странах мира, в числе которых Ирак, Куба, Туркмения, Индия.
Автогрейдер ДЗ 98: в карьере как дома
Выпущенный в 1972 году автогрейдер ДЗ 98 в короткие сроки стал бестселлером на рынке строительно-дорожной техники. На первой же выставке тяжелый автогрейдер ДЗ 98 был удостоен престижной Золотой медали ВДНХ СССР. Машина демонстрировалась на ВДНХ СССР, международных выставках, ярмарках, отмечается грамотами и дипломами,а в 1977 году автогрейдеру ДЗ 98 был присужден почетный пятиугольник — государственный знак качества, который затем вновь и вновь подтверждался при переаттестации.
Машина выпускалась в различных модификациях, постоянно совершенствовалась, подтверждала свои стандарты качества на сложнейших объектах дорожного, городского и промышленного строительства, в том числе на Байкало-Амурской магистрали, на восстановительных работах в Чеченской Республике.
С апреля 2010 года ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (бывший завод им. Д. В. Колющенко) значительно модернизировал ДЗ 98 и запустил в серийное производство тяжелый автогрейдер ДЗ 98В. Он дополнен рамой новой конструкции, которая позволяет оснастить машину широким перечнем сменного рабочего оборудования. Грейдер комплектуется как механической, так и гидромеханической трансмиссией, гидрораспределителем итальянского производства, передним мостом с двумя гидроцилиндрами и карьерными шинами повышенной проходимости. Не остался без внимания и внешний вид машины: значительно улучшена эргономика рабочего места оператора, разработана новая капотная система, облегчающая доступ к двигателю и другим агрегатам, установлен улучшенный топливный бак, под которым размещены глушитель и воздухоочиститель. Возможность установки более тяжелых карьерных шин 20,5–25 вместо шин повышенной проходимости 16–24 позволяет расширить область применения машины и использовать автогрейдер для проведения масштабных работ в карьерах.
Андрей Бабаков, главный конструктор ЗАО «ЧСДМ»:
— Автогрейдер ДЗ 98 эксплуатируется во всех регионах России, пользуется широкой популярностью в странах ближнего и дальнего зарубежья. Сегодня ДЗ 98 остается незаменимым помощником: это единственный тяжелый автогрейдер, который работает в суровых условиях северных широт и является самой мощной машиной в своем классе в России.
Комментарий
Егор Ковальчук, министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области:
– Далеко за пределами Челябинской области известна продукция наших предприятий – «ЧТЗ-Уралтрак», автозавода «Урал», Челябинского механического завода, ЧКПЗ, завода автоприцепов, ЧСДМ (бывший завод им. Колющенко) и других.
В условиях неблагоприятной конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка машиностроительные предприятия Челябинской области проводят политику по модернизации производственных мощностей, привлечению инвесторов.
Можно назвать целый ряд успешных крупных предприятий, финансово-экономическое состояние которых не вызывает вопросов. Но нельзя связывать отрасль только с ними, надо понимать, что в данной сфере также работают предприятия малого и среднего бизнеса, которые также вносят существенный вклад в развитие региона. Именно они быстрее реагируют на современные реалии рынка. К примеру, это такие предприятия, как «ДСТ-Урал», ИВЕКО.
Поделиться

