Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Нереально вкусно

3 Ноября 2012
Нереально вкусно

Этой осенью на Южном Урале заработал интернет-магазин фермерских продуктов. Новый проект, стартовавший под крылом регионального минсельхоза, стал очередной попыткой связать деревню и город как производителя и потребителя натуральной еды.

Деревенская еда через интернет


Этой осенью на Южном Урале заработал интернет-магазин фермерских продуктов. Новый проект, стартовавший под крылом регионального минсельхоза, стал очередной попыткой связать деревню и город как производителя и потребителя натуральной еды.

— Мне жаль ваших детей, ведь что они едят! Молоко из пакетов, мясо в полуфабрикатах, — сочувствовала челябинским семьям Ольга Пестрикова, фермер из Октябрьского района еще полтора года назад во время презентации в областном центре медиапроекта «Натуральная еда». Его организаторы планировали рассказывать горожанам о местных фермерах и продукции, которую они могли бы поставлять в магазины и рестораны мегаполиса. Но в общем-то неплохая задумка быстро сошла на нет.

 

Вышли в оффлайн


Неудачным оказался и старт на Южном Урале теперь уже известного всей стране виртуального магазина деревенской еды «Лавка». Историю фермерского кооператива, создавшего в Москве успешный бизнес-проект по продаже экологически чистых продуктов, за молниеносное развитие называют культурным феноменом. В списке поставщиков LavkaLavka уже около сотни фермерских хозяйств. Кроме овощей, мяса, молока и прочего продовольствия организаторы продают агротуры и гастрономические мастер-классы. К примеру, за полторы тысячи рублей туристу, отправившемуся на сыроваренную ферму в Московской области, разрешат поприсутствовать на утренней дойке коров и своими руками заложить сыр под пресс, а после продегустировать фермерский сыр.


Кроме этого, бизнесмены проводят семинары для начинающих предпринимателей. Тех, кто пройдет обучение, они обещают включить в перечень потенциальных партнеров кооператива по франчайзингу.


Челябинец Александр Усяев оказался одним из тех, кому хотелось завести «Лавку» на Южный Урал.


— Проект просуществовал здесь полгода, но так и не раскрутился, — рассказывает он. — В нашем городе люди пока не готовы платить хорошие деньги за хорошие продукты. С одной стороны, регион проигрывает столице по уровню доходов населения. С другой — челябинцы меньше, чем москвичи, страдают от дефицита, скажем, нормального молока. Хотя, признаюсь, нам было сложно подобрать поставщиков той же «молочки». Если козье молоко в деревнях качественное, то коровье при сертификации довольно часто оказывалось зараженным стафилококком и другими бактериями. В любом случае в Челябинске нет смысла возвращаться к этому бизнесу раньше, чем через пару лет.

Иначе рассудили создатели магазина «Фермер-онлайн» — того, который открылся в Челябинске в начале сентября.


Особенность этого проекта в том, что за доставку деревенской еды в город взялись не бизнесмены-посредники, а сами фермеры. Заручившись поддержкой областного Союза крестьянских и фермерских хозяйств, пятеро сельских предпринимателей вышли на виртуальный рынок, чтобы, во-первых, заработать, а во-вторых, заявить о себе как о сообществе. К первооткрывателям присоединились их братья по цеху, и сейчас в проекте около 15 участников. На портале, как и заложено в шаблоне подобных сервисов, содержится минимальная информация о каждом из них.


— Фото и описание продукции выкладывать на сайт приходится мне самой, — рассказывает Светлана Калимуллина, управляющая магазином. — Немногие фермеры умеют обращаться с компьютером. Была задумка провести для них мастер-класс во время выставки «Агро-2012», но в этот момент приехали высокие гости, и урок сорвался.


По мысли создателей «Фермера-онлайн», со временем он должен превратиться в полноценный информационный портал с сельскими новостями, консультациями для фермеров, графиками проведения продуктовых ярмарок в крупных городах. Плюс к этому организаторы проекта намерены открыть к зиме обычный магазин деревенской еды, сохранив сетевую площадку как альтернативную.


— Опыт других регионов показал, что этот бизнес жизнеспособен, если развивать его сразу в комплексе, то есть не только в формате интернет-доставки, — комментирует Светлана. — Те же москвичи открыли несколько оффлайновых магазинов и ресторан деревенской еды. У меня в этом заведении работает подруга, и она говорит, что в последнее время от посетителей нет отбоя.

 

Откуда цена?


Примерно в том же ключе рассуждает челябинский предприниматель Павел Рекуданов, запустивший онлайн-магазин «Вкус еды» около года назад. Владелец небольшого молокоперерабатывающего цеха в селе Миасском, он рассматривает интернет-сервис лишь как дополнительный канал реализации молока, сливок, сыра и творога. Основные продажи — через крупные магазины.


— Пока мы все силы бросили на производство, но через месяц хотим заняться сайтом, — делится планами бизнесмен. — Работать с посредниками нам неинтересно, поскольку это сразу же отразится на цене продуктов.


Сколько же должна стоить настоящая деревенская еда?


— Как потребителю, мне всегда казалось, что цена на фермерские продукты должна быть ниже, — комментирует доцент кафедры «Маркетинг и менеджмент» ЮУрГУ
Елена Трофименко. — Но чтобы говорить об этом аргументированно, нужно знать, как формируется цена в каждом конкретном случае. На ценник довольно сильно может влиять логистика. К примеру, если предприниматели создают распределительные центры для товаров.


Предвосхищая вопросы покупателей, московские «лавочники» в одном из разделов сайта расписали, откуда берется цена на продукты. Они объяснили, что 50—70
процентов прибыли — это деньги, которые фермер оставляет себе, 30—50 процентов  уходят в кооператив на перевозку и хранение продуктов, зарплату сотрудников и прочие расходы.

— Мы бы рады снизить цену, но она и так невысокая. Особенно по сравнению со столичной, — отвечает Светлана Калимуллина. — Полкило нашей сметаны стоит
90 рублей, московской — примерно  300 рублей. Наши фермеры даже готовы помогать службе социальной помощи в доставке продуктов пожилым по хорошим ценам.

 

Без микробов и витаминов


Эксперты утверждают, что городские жители согласны платить за само определение экологически чистого продукта. Такого, чтобы без химических добавок, питательного и полезного.

— Но нельзя без проведения специальных исследований утверждать, что то же деревенское молоко наполнено витаминами и микроэлементами, — уверен Вячеслав Чаплинский, кандидат биологических наук, доцент кафедры технологии и организации питания ЮУрГУ. — Откуда в продуктах берутся микроэлементы? Из почвы. Все мы знаем о проблеме обедненности почв в современном мире.


— Да, пастеризация молока лишает его витаминов С, группы В и ряда других веществ, но зато вы можете быть уверены, что в этом молоке нет микробов, которые очень тяжело вывести из организма, — продолжает доцент. — Хорошо, если вам известна технология получения этого молока на ферме, но не каждый селянин пустит к себе на экскурсию.
Владельцы онлайн-магазинов тем временем утверждают, что ставят фильтры для фермеров, не имеющих сертификатов качества на продукцию.


На факультете пищевых технологий, где работает Чаплинский, проблему несбалансированного питания решают, разрабатывая функциональные продукты. Это не обогащенная еда, а, если так можно выразиться, скомпилированная. К примеру, одна из таких разработок — котлеты рубленные из мяса, к которым добавляют рыбу, чтобы наполнить фарш фосфором и полиненасыщенными жирными кислотами, которых нет в мясном сырье.


За подобными концентрированными продуктами ученые видят будущее. И возможно, в скором времени мы обнаружим еду, приготовленную по научным рецептам, на виртуальных прилавках, по соседству с деревенскими сливками и цыплятами.

Елена Подольская,
фото Вячеслава Шишкоедова
 

КОММЕНТАРИЙ

Евгений Литвинов, начальник отдела развития малых форм хозяйствования минсельхоза Челябинской области:

— Сегодня в реестре сельскохозяйственных товаропроизводителей области состоит 560 фермерских хозяйств. Это те, кто участвует во всех мероприятиях государственной поддержки, реализуемых в рамках областной целевой программы развития АПК на 2009 — 2012 годы. Однако именно фермерской продукции в регионе по-прежнему мало.


В 2011 году ее доля в общем объеме производства молока составила около 3—4 процентов, мяса — порядка 2—3 процентов.


Традиционно южноуральские фермеры выращивают зерно. В среднем 20—25 процентов зерна в области собирается с угодий предпринимателей.

 

БЛИЦИНТЕРВЬЮ

Молоко обязано прокисать


Несколько вопросов фермеру Александру Гладилову, владельцу хозяйства в Верхне-уральском районе, поставщику в онлайн-магазин молока, цыплят-бройлеров, мяса, крольчатины, пельменей.


— Как вы узнали о магазине?

— Через минсельхоз. До этого таких магазинов я не знал. Недавно увидел по телевизору рекламу московской «Лавки».


— Не казался ли провальным этот проект?


— Опасений таких у меня не было. Я фермер относительно молодой и с Интернетом знаком. Думаю, это перспективное дело, потому что люди все больше будут покупать через Интернет, чтобы не ездить, не искать по магазинам и рынкам, что им нужно. Лет через 10 виртуальные магазины будут уже рядовым явлением.

— Что бы хотели сказать, посоветовать своим покупателям?


— Да, об этом напишите обязательно. Многие горожане не могут понять, почему молоко с фермы вдруг прокисло через три дня. Оно же якобы должно неделями в холодильнике храниться! Но это натуральное молоко, без консервантов, оно обязано прокисать.


Еще по поводу доставки. Я живу в 250 километрах от Челябинска. Зона здесь экологически чистая, рядом Башкирия, Карагайский бор. Но расстояние создает проблему. Чтобы ехать в областной центр, мне нужно поднакопить заказ, хотя бы литров 50 молока брать и везти. Так что лучше заранее формируйте заказ, хотя бы дней за 5. Ведь наш магазин — это не доставка пиццы, которую привезут через час из соседнего квартала.


— Что из продуктов ваша семья покупает в магазине?


— Это надо жену спрашивать. Вообще, покупаем сахар, соль, ну и так, по мелочи. А в основном питаемся со своего огорода, с фермы. Это, кстати, самый верный контроль качества. Мы же не будем добавлять в продукты, которые сами едим,  допустим, пальмовое масло, чтобы нажиться на этом.

— Какое ваше любимое блюдо?


— Курник, это пирог такой. Берется бройлер домашний, нарезается на части и запекается в тесте. Пирог получается не такой плоский, какие в городе продают, а с высокими краями и вкусным соком внутри.


— Готовы ли вы принимать у себя туристов?


— Пока нет. Но в будущем, как только подзаработаю, планирую построить в своей деревне два гостевых дома для туристов.


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты