Тысячи малых предпринимателей в Челябинской области могут уйти в тень из-за налога на имущество
Южноуральский бизнес ожидает роста арендной платы за торговые и производственные помещения. Скачок цен на аренду, поясняют предприниматели, спровоцирует новый налог на недвижимость, утвержденный в Налоговом кодексе на прошлой неделе.
Южноуральский бизнес ожидает роста арендной платы за торговые и производственные помещения. Скачок цен на аренду, поясняют предприниматели, спровоцирует новый налог на недвижимость, утвержденный в Налоговом кодексе на прошлой неделе.
Остается крутить шаурму?
Поправки, внесенные в налоговое законодательство, отменяют часть льгот для спецрежимов. Теперь плательщики УСН и ЕНВД будут платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости, а не из инвентаризационной, как было раньше. Однако часто кадастровая стоимость в разы превосходит балансовую и приближается к рыночной, так что новая схема начисления налога на имущество может больно ударить по прибыли собственников, а следовательно, и нарастить ставки для арендаторов коммерческой недвижимости.
— По оценкам ряда экспертов, налоговая нагрузка на бизнес возрастет в два с лишним раза, — комментирует зампредседателя челябинского отделения «ОПОРА РОССИИ» Николай Дейнеко. — Пострадают не только собственники, но и арендаторы помещений, которым «автоматом» поднимут плату за квадратный метр коммерческой недвижимости. Но в итоге рост налогов отразится на конечном потребителе, поскольку любое повышение платежей продавец закладывает в стоимость товара или услуги.
Федеральная «ОПОРА РОССИИ» свою позицию по поводу поправок высказывала еще до их принятия Госдумой. В частности, эксперты организации засомневались в прозрачности процедуры оценки кадастровой стоимости недвижимости, а также спрогнозировали рост банкротств в малом бизнесе и уход предпринимателей в тень.
Безрадостные предположения общественников от бизнеса поддерживаются и комментариями самих предпринимателей. Вот одно из таких мнений на сайте российской «ОПОРЫ» от пользователя Маргариты:
«Имеем небольшое кафе, работаем по ЕНВД, платим налоги на зарплату, то есть сегодняшним пенсионерам, а также соцстрах, ТБО, электроэнергия по сумасшедшим ценам, экология, НДФЛ, медкомиссия работникам за медосмотр, лицензия за алкоголь и фирме, которая принимает отчеты за алкоголь, и так далее. Очень хотелось сделать в родном доме — России — хоть что то хорошее, а с этой поправкой лучше на дому идти крутить шаурму и развозить по офисам. Если там хоть кто то останется».
В свою очередь владелица трикотажного производства в Миассе Елена Терехова больше всего опасается роста арендных платежей.
— Аренда однозначно вырастет, — говорит она. — Хотя в Миассе она и так немаленькая, особенно торговых площадей. Нам пришлось закрыть две торговые точки с трикотажными изделиями только потому, что не потянули аренду. В это же время многие магазины стоят пустыми. Как поговаривают, пустуют они в ожидании платежеспособных арендаторов, таких как банки, к примеру.
Елена добавляет, что в случае повышения арендной платы за производственные помещения ей придется несладко.
— У нас предприятие, работающее с НДС, платим страховые взносы и прочие платежи — и выходит немалая сумма. Если еще и аренду поднимут, то нагрузка на нас вырастет и станет еще более ощутимой. Пока, к счастью, в законе этого нет.
Столичный опыт
Смягчить налоговую нагрузку на малый бизнес может гибкий подход к начислению платежей, считают в «ОПОРЕ РОССИИ»:
— В Москве и Московской области предприниматели уже сейчас платят налог по новой схеме, но ставку по налогу планируется увеличивать постепенно в течение нескольких лет, начиная от 0,8 процента от кадастровой стоимости имущества, а также площади до 5 тысяч квадратных метров налогом не облагаются. Думаю, нам в Челябинской области стоит придерживаться этого же принципа, и, основываясь на московском опыте, разработать свою гибкую систему начисления налога, — отмечает Николай Дейнеко.
Этого же мнения придерживается и председатель Южно-Уральского правового партнерства Татьяна Еремеева:
— На федеральном уровне основные правила игры уже приняты. Но регионам дано право корректировать условия. Мы предлагаем начать с максимально низкой налоговой ставки для предпринимателей в 0,5 процента, не начислять налог на объекты, чья площадь менее трех тысяч квадратных метров, — комментирует эксперт, отмечая также, что лучше не бороться с результатом роста налоговой нагрузки, а предотвратить массовый уход предпринимателей в тень.
Нечто подобное уже происходило в Челябинской области в прошлом году. Тогда после повышения страховых взносов в регионе за три месяца закрылись 13 тысяч индивидуальных предпринимателей, хотя обычно в тот же период снимаются с налогового учета и регистрируются около трех тысяч предпринимателей. Вполне можно предположить, что часть из тех, кто ушел с рынка, продолжили бизнес, но уже в «подполье». В 2014 году, по прогнозам областного министерства экономического развития, в Челябинской области должны работать более 36 тысяч предпринимателей. Скорректирует ли эти цифры новый закон, станет ясно уже в ближайшем будущем.
Цифры
На долю малого бизнеса на Южном Урале приходится:
99,8 % туристских услуг
88,3 % бытовых услуг
87,5 % выловленной рыбы
81,1% производства минеральной воды
71 % оборота розничной торговли
50,5 % производства рыбной продукции
Поделиться

