Челябинские работодатели озвучили собственную позицию по результатам работы наших вузов
Минобрнауки России провело комплекс мероприятий по мониторингу деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и филиалов.
Минобрнауки России провело комплекс мероприятий по мониторингу деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и филиалов.
Всего в нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. По итогам мониторинга в Челябинской области так же, как и в других российских регионах, одни вузы и филиалы были отнесены к категории эффективных, в других образовательных учреждениях обнаружены «признаки неэффективности».
Как признают сами эксперты, «эффективный вуз» — понятие в известном смысле относительное, о чем можно судить по тем показателям, по которым, собственно, образовательные учреждения и были отнесены к группе вузов, имеющих «признаки неэффективности».
В частности, к приоритетам отнесены такие показатели, как средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам этих экзаменов, удельный вес численности иностранных студентов и даже общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента. Безусловно, в этом наборе есть своя логика, однако, результаты мониторинга входят в определенные противоречия с тем, что сегодня на рынке труда является более приоритетным.
Что думают в этой связи руководители предприятий и учреждений Челябинской области, также являющиеся потребителями вузов с разной степенью эффективности? Какие элементы высшего образования работодатели считают неэффективными и почему?
— Первый показатель эффективности вуза — это то, насколько востребован сам выпускник на рынке труда по той специальности, по которой он выпускается, — говорит Марина Горюшкина, директор челябинской гимназии № 80. — Если вуз нацелен на конъюнктуру востребованности в хорошем смысле этого слова, выпускник находит себя на рынке труда и мотивирован именно на ту специальность, которую получил, то такой вуз, наверно, можно считать вполне эффективным. Пример — медицинская академия, выпускающая дипломированных врачей, но которые в итоге до места преломления своей профессиональной подготовки не доходят. Они идут куда угодно — в ФОМСы, распространителями БАДов, но только не в больницы, где их ждут условия, которые вряд ли их устраивают. Но ведь когда то, в 17--18 лет они прекрасно понимали, на что шли и были готовы к этому. Что же тогда случилось с ними за шесть-семь лет учебы? Значит, вуз не смог их мотивировать, не подготовил их, а значит, не выполнил свою главную задачу. Точно также и с педвузами. Но если выпускники Челябинского педуниверситета, например, охотно идут в школу, значит, вуз в известном смысле состоялся.
Немало примеров, когда дипломированные энергетики и металлурги идут в коммерческие структуры. И это тоже означает, что вуз не готовит молодых людей к производству.
Второй показатель. Очень важно, чтобы выпускник был коммуникабелен, чтобы ему достаточно было общей эрудиции, умения выстраивать отношения с людьми, коллегами — в той иерархии взаимоотношений, которые сложились на том или ином предприятии. К сожалению, психологии бизнеса, умению развить и адаптировать свои профессиональные качества в наших вузах тоже не учат.
«Все вузы, которые сегодня есть на рынке, условно могут быть разделены на две большие группы, — говорит Константин Захаров, руководитель челябинского отделения организации «Деловая Россия», председатель Совета директоров ОАО «Челябинский завод «Теплоприбор». — К первой относятся образовательные учреждения, где разрабатываются такие учебные программы, в формате, когда студенты могут вообще не приходить на занятия. Подобные вузы, по сути, специализируются только на продаже дипломов, не давая взамен никаких знаний. Такие горе-специалисты, попадая на рынок труда, оказываются никому не нужны.
Есть вторая категория вузов, в которых достаточно строго следят за тем, чтобы их студенты ходили на занятия, сдавали зачеты и экзамены, писали курсовые, в конце концов, получали честно заработанные дипломы. Но и они, попадая на рынок, тоже, как ни странно, оказываются никому не нужны. Значит, сами критерии эффективности вузов тоже можно считать несостоятельными? Ситуация по-своему парадоксальная.
А нам сегодня нужно образование, которое было бы адаптировано по учебным программам к тому, что сегодня востребовано на рынке. Что имеется в виду прежде всего? В стенах вуза студент сегодня должен получать не только знания, но и навыки работы. То есть из вузов должны выходить уже практически готовые предприниматели, руководители, которые еще на третьем-четвертом курсах точно знали, куда они пойдут работать. Поэтому тогда же у них начинается специализированная практика по предприятиям. У такого студента и сам дипломный проект становится основанием для вполне реальной реструктуризации предприятия или для внедрения новых технологий, или даже для создания с нуля новых предприятий. К большому сожалению, подобная система подготовки студентов нигде не практикуется.
Между тем, с точки зрения процессов адаптации к внешним изменившимся условиям ни один наш российский вуз не подготовлен. Это и является сегодня главной причиной того, что даже такие наши самые элитные вузы, как МГИМО, тоже теряют свои позиции в международных рейтингах. И эти рейтинги тоже составляются по своим критериям, ориентирующимся на максимальное приближение к практике, в том числе и научных работ.
«К нам приходят большей частью выпускники Челябинской агроинженерной академии — достаточно грамотные специалисты, — комментирует Наталья Внукова, начальник отдела кадров ООО «Ресурс» (компания «Увелка»). — Однако жизнь показывает, что объем их знаний зачастую ограничен теорией. Ребята явно нуждаются в практике, которую нужно начинать задолго до того, как выпускник получает диплом».
— Я вас разочарую, но я уже, пожалуй, лет двадцать и в глаза не видел выпускников нашей сельхозакадемии, — делится своим мнением Сергей Мельников, директор СПК «Подовинное» Октябрьского района. — Сегодняшних молодых людей и калачом не заманишь на село, тем более, в такое дальнее, как наше. Вы думаете, мы не пытались создавать им условия? И стипендией обеспечивали, и социальными льготами. Что ж, очевидно, новое поколение специалистов эффективность понимает по-своему…
Поделиться

