Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

В Челябинске появится сеть бесплатных заправочных станций для электромобилей.

25 Ноября 2013

Строительство этих объектов станет первым шагом к развитию рынка альтернативного транспорта...

Строительство этих объектов станет первым шагом к развитию рынка альтернативного транспорта в Уральском федеральном округе.

 

 Полтора миллиона для старта

Еще в октябре компания «Экомоторс», с 2007 года специализирующаяся на продаже электротранспорта и средств альтернативной энергетики, проанонсировала строительство сети бесплатных заправочных станций в Челябинске. Федеральный дилер транспорта на электрической тяге решил, что именно промышленный город станет идеальной площадкой старта нового для России проекта.

— Нам очень нравится ваш город: он отлично приспособлен для транспорта, здесь нет таких пробок, как в столице или в соседнем Екатеринбурге, и прекрасно организовано движение на городских магистралях, — говорит Алексей Михеев, директор по продажам группы компаний «Экомоторс». — Кстати, производиться заправки будут также здесь, на заводе группы компаний «Приводная техника».

Планируется, что полностью автоматизированные заправки появятся в Челябинске в конце января у крупных ресторанов и торгово-развлекательных комплексов, которые и возьмут на себя затраты на электричество. Правда, как уверяют представители энергетических компаний, к которым мы обратились за консультацией, они впервые слышат о проекте бесплатных заправочных станций. По их словам, хозяевам заправок в любом случае придется обратится к энергетикам и «оформить» отношения. Как бы то ни было, более конкретная «география» заправок будет обнародована уже через месяц-полтора. Правда, признаются в компании, первые модели, которыми можно будет воспользоваться абсолютно бесплатно, будут довольно слабыми: сила зарядного тока составит всего 16 ампер, и для полной заправки автомобиля потребуется 6--8 часов. В будущем же технологии позволят сократить это время до 30 минут. Но и топливо к тому времени будет уже платным. Хотя даже в этом случае зарядить батарею электромобиля будет гораздо дешевле, чем залить бак у бензинового аналога.

Пока же проводятся работы по окончательной разработке дизайна станций, закупаются материалы для первой партии и делаются экономические расчеты. Ориентировочно москвичи планируют инвестировать в проект немного — около 1,5 миллиона рублей. Хотя в ближайшие годы речь будет идти уже о куда более существенных вливаниях, измеряемых также в миллионах, но уже долларов.

— Опыт работы в этом направлении у нас уже есть. Мы активно сотрудничаем с Краснодарским краем и Ростовской областью и понимаем, какие трудности могут возникнуть в Челябинске, — констатируют топ-менеджеры компании. — Во-первых, покупая электрокар, люди будут  интересоваться, где заправить такую технику и есть ли специализированные сервисные центры. Во-вторых, техника сама по себе дорогая. Хотя говоря о электрокарах, нужно понимать, что кроме относительно привычных нам электромобилей есть еще электровелосипеды, электрогрузовики, гольфкары. И цены на них более чем приемлемые.

Кстати, именно они являются наиболее покупаемыми моделями. За 2013 год было продано порядка 170 полугрузовых, грузо-пассажирских и открытых электромобилей. Основными покупателями электрокаров стали организации, работающие в сфере гостеприимства.

 

За экопрогресс

По большому счету, заправочные станции для электрокаров станут первой ласточкой в формировании абсолютно нового сегмента рынка городского транспорта и спецтехники. Помимо появления пробных станций на январь также запланировано официальное открытие филиала компании в УрФО. Ее представители считают, что, создав некую инфраструктуру, они тем самым простимулируют покупательский интерес к электрокарам. Приобретать же дорожные ноу-хау уральские покупатели, уверяют продавцы, готовы, и с каждым годом спрос на них будет расти.

— Это не фантазии. То, что на Южном Урале такие машины точно есть, можно не сомневаться, — говорит Алексей Михеев. — А в ближайшие 6--7 лет электрокары даже начнут вытеснять бензиновые аналоги с рынка.

Произойдет это, по словам экспертов, когда разработчики отобьют те огромные затраты, которые понесли при разработке, конструировании, краш-тестах и тест-драйвах. К слову, сейчас самый дешевый дорожный электромобиль, который можно сравнить с бензиновым аналогом с точки зрения уровня комфорта, стоит в районе 1,5 миллиона рублей. Потолок цен на такие машины как у хороших внедорожников: в пределах 5--6 миллионов рублей.

— В перспективе техника будет дешеветь, а пробег только увеличиваться до 500--700 километров с одной зарядки, — поясняет Алексей Михеев. — И это перспективы недалекого будущего. Если цена на электрокар упадет до 500--600 тысяч за машину, а это рано или поздно произойдет, стоимость «топлива» при этом будет ниже стоимости бензина или дизельного топлива в 5--7 раз, тогда рынок автомобильной промышленности ждет передел.

С этим полностью согласны и теоретики отрасли.

— Этот транспорт более чем жизнеспособен. К слову, все мировые автоконцерны еще 3--4 года назад начали выпускать свои модели электромобилей. За ними будущее. Думаю, у нас первое время этот бизнес будет убыточным, но в перспективе, в этом я полностью согласен с прогнозом, процесс перехода с автомобилей на электромобили просто неизбежен, — считает Юрий Рождественский, декан автотракторного факультета, доктор технических наук, профессор, академик Российской академии транспорта. — В том же Китае еще 10--15 лет назад все ездили на велосипедах, лет 7 назад — на электровелосипедах. Сейчас электротранспорт прочно вошел в жизнь Поднебесной. И думаю, лет через 5--6, максимум 10, ситуация тем более будет иной. Мы в свою очередь также готовы работать на будущее: в ЮУрГУ на автотракторном факультете уже на протяжении нескольких лет существует кафедра «Электрооборудование и электронные системы автомобилей и тракторов», где студенты сами проектируют электрокары.

Разумеется, за экологический транспорт и многие политики. Ведь во всем мире отказ от автотранспорта — один из показателей перехода экономики на принципы зеленого роста. Однако в России проекты в области «чистых технологий» на транспорте не растиражированы, считают «зеленые».

— Это точечные и далеко не всегда экономически эффективные экспериментальные инициативы, остающиеся невостребованными из-за отсутствия системной государственной политики, — говорит Виталий Михайлович Першуков, председатель совета регионального отделения партии «Альянс зеленых». — Сегодня более трети всех выбросов в атмосфере — это автомобильные выхлопные газы. Появление электромобилей на дорогах в корне не спасет экологическую ситуацию, однако поможет ее изменить.

По мнению политика, наряду с другими критериями наступления «зеленого» прогресса, выход электромобилей, электробайков, гольфкаров, сигвеев на массового потребителя, их внедрение в городскую дорожную инфраструктуру возможен, но этот процесс в России будет затянувшимся.

 

Ради «зеленого» имиджа

Сомневающихся же в жизнеспособности транспорта на электрической тяге не меньше, чем тех, кто видит его органично вписавшимся в жизнь большого города. Известный челоябинский автомобильный эксперт Артем Краснов — фанат электромобилей. И даже сидел за рулем одного из таких электрокаров. Тест-драйв проводил на трассе М5.

— Действительно, почти все автоконцерны сейчас инвестируют в это направление. Но это очень рискованная стезя, и не факт, что их разработки потом выйдут на рынок, и объем продаж будет достаточным. Переворота точно не произойдет. А если и произойдет, то не раньше 2030 года, — считает Артем Краснов. — Главная проблема электромобилей — дороговизна аккумуляторов. Например, модель Mitsubishi i Miev, официально продающаяся в России, размером с Daewoo Matiz, но стоит она 1,8 миллиона рублей. До Чебаркуля я на ней ехал около 3 часов со средней скоростью чуть более 30 километров в час. Обгонять на ней почти невозможно. Вообще, езда на такой машине — сущее наказание. Тест-драйв, кстати, проходил летом. С учетом наших климатических особенностей зимой заряда батареи электрокара будет хватать максимум на 50 километров.

Единственная модель, которая может быть востребована в России, по мнению эксперта, это Tesla Model S, по параметрам конкурирующая с BMW7. И то популярна она будет, если на законодательном уровне будут отменены таможенные пошлины на ввоз электрокаров.

— Но опять же речь идет о достаточно отдаленном будущем, — считает Артем Краснов. — Электромобили сейчас — транспорт для очень богатых людей, которые покупают его ради «зеленого» имиджа. Кстати, экономия, которую так любят озвучивать производители альтернативной техники, сомнительна. Аккумулятор электромобиля рассчитан лет на пять эксплуатации, затем его придется менять. А стоит он, например, для Mitsubishi i Miev 8 тысяч евро. Вот и посчитайте. В любом случае, развитие этого рынка нужно оценивать положительно. Другое дело, что такие громкие заявления, на мой взгляд, пока всего лишь пиар.

Что касается сферы гостеприимства, то южноуральские отельеры, на которых, по словам московских инвесторов, частично ориентирован рынок электротранспорта, также сомневаются в в востребованности техники на электротяге. По крайней мере, непосредственно в Челябинске.

— Те же гольфкары хороши для загородных отелей, которые располагают большими территориями. Если взять в качестве примера Запад, то там они очень востребованы, — комментирует Максим Концевой, PR-менеджер единственной в Челябинске пятизвездочной гостиницы, гранд отеля «ВИДГОФ». — У нас нет необходимости в электрокарах или гольфкарах: вся инфраструктура сосредоточена внутри здания. Хотя, направление очень перспективное. Пожалуй, будущее все же за ним.

 

На заметку

На мировом рынке сегодня насчитывается более 30 моделей электромобилей и подключаемых гибридов. Среди них самыми популярными являются Tesla Model S, Nissan Leaf, Kia Soul, Chevrolet Volt, Cadillac ELR, Toyota iQ, Daimler Smart electric Drive, Ford Focus Electriс, Volkswagen e-up и e-Golf, BMW i3. До 2015 года автоконцерны планируют выпустить более 50 моделей электромобилей, включая SUV и пикапы. Расширение модельного ряда к 2020 году будет около 200 тысяч электромобилей. По прогнозам ООН, к 2030 году общемировой автопарк вырастет вдвое — с 800 млн до 1,6 млрд автомобилей. К 2020 году 10 % от общего числа автомобилей придется на электротранспорт.

 

Это интересно

Наиболее популярны электрокары в Норвегии. Самым продаваемым в этой северной стране стал американский электрокар Tesla Model S. В общей сложности в стране эксплуатируется около 14,5 тысячи электромобилей. Причина такой популярности машин, которые боится покупать весь остальной мир (мало того, что зарядки не везде, так Tesla — машина премиум-класса), в поддержке правительства. В стране с населением 5 млн человек и одним из самых высоких уровней жизни действует своего рода «налоговая амнистия» — электромобили освобождены от 25 % налога на добавленную стоимость и налога на регистрацию, который может достигать десятков тысяч долларов за транспортное средство. Плюс к этому владельцы электромобилей освобождены от транспортного налога и могут беспрепятственно ездить в Осло по выделенным полосам для автобусов.

В России при условии введения мер государственной поддержки к 2020 году будет около 200 тысяч электрокаров. Правда, это пока лишь прогнозы. В настоящий момент российские чиновники обсуждают возможность отмены 19 % ввозной пошлины для импортируемых электрокаров. Планируемые нововведения могут вступить в силу уже в следующем году. По словам законодателей, изменения коснутся лишь электромобилей, обеспечивающих нулевой выброс CO2 в окружающую среду. За импортируемые же «гибриды» будет взиматься пошлина как и прежде.


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты