«Лифтовый вопрос» сегодня один из самых острых из проблем ЖКХ Челябинской области
Как обеспечить обновление лифтового хозяйства, сделать его надежным и безопасным?
Как обеспечить обновление лифтового хозяйства, сделать его надежным и безопасным?
— Эту задачу призван решить новый технический регламент Таможенного союза, — говорит Надежда Макарова, руководитель регионального представительства Национальной лиги предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры, почетный работник ЖКХ России, директор предприятия «Челяблифтмонтаж». — Согласно ему лифты, проработавшие четверть века, должны быть модернизированы или заменены на новые. Однако реализовать это требование без помощи государства вряд ли возможно. В Челябинской области уже более 3000 лифтов отработали этот срок — около 30 процентов всего лифтового парка региона! Среди них есть и такие, которым и 30, и 40 лет!
Для сравнения, в Тюмени за счет бюджета замена лифтов проводится ежегодно, сразу же после отработки назначенного «служебного срока». В Екатеринбурге за 2009 — 2013 годы заменены около 2000 лифтов. А в Новосибирске только в 2014 году их заменили почти полтысячи! В Москве программу замены лифтов планируют выполнить уже к 2016 году! С 2011 года здесь заменено 18 тысяч лифтов, осталось еще 7 тысяч — работы на год-полтора. Только в 2014 году в столице произведена замена 4560 подъемников. В Санкт-Петербурге же в 2015 году на замену лифтов выделено 2,6 млрд рублей. Этого хватит на обновление 950 лифтов, а по расчетам, в городе нужно их ежегодно ремонтировать 1500 — 1600, с учетом увеличения отработавших 25-летний срок. Мало того, в Санкт-Петербурге озаботившиеся состоянием лифтового хозяйства собственники жилья на общем собрании решили повысить взнос на капитальный ремонт. Почему бы и нашему региону не перенять этот опыт?
Ежегодно в России запускают, включая замену, около 35 тысяч лифтов. Но региональных лифтовых программ немного, а федеральные средства на это теперь почти не направляются. Если в последние годы лифтовое хозяйство все же обновлялось за счет федерального фонда, то теперь капремонт домов и его «подъемная составляющая» возлагаются на собственников квартир.
— Мы обслуживаем в основном жилой фонд управляющей компании «Ремжилзаказчик» — Ленинский и Центральный районы, — сообщила Надежда Макарова. — Лифт — самое дорогостоящее оборудование в составе жилого дома! Обслуживать его не так просто. Здесь полный штат работников должен быть и порядка 1200 наименований запчастей. Современные лифты — уже электронные, для их обслуживания нужны электронщики, связисты, электромеханики, аварийная и диспетчерская службы…
Жильцам в одиночку заменить лифт зачастую не по карману. Ведь стоимость замены стандартного лифта в девятиэтажке — порядка 1,7 миллиона рублей. Чтобы накопить такие деньги «в складчину» на спецсчете дома, потребуются десятилетия. По Челябинской области с 2008 по 2014 год даже в условиях федерального софинансирования заменено 300 лифтов — около 10 процентов от числа отслуживших срок.
— Сейчас обсуждается необходимость квотирования программ по замене лифтов либо выведения их в самостоятельные региональные программы в рамках фондов капремонта, — делится Надежда Макарова. — Но есть опасение, что лифтовые расходы могут раствориться в общей смете затрат. По расчетам, не менее 30 процентов расходов на капремонт жилья должно идти на замену лифтов.
По мнению лифтовиков, средств фондов капремонта недостаточно, и собственники жилья должны участвовать в финансировании обновления лифтового хозяйства. Есть различные финансовые инструменты привлечения средств — например, кредитование под гарантии, а расплачиваться с банком можно за счет взносов, поступающих на счет регионального оператора, и дополнительных сборов жителей.
— Региональные программы капремонта жилья не могут снять проблему обновления лифтового парка, — считает Надежда Макарова. — Для этого нужны отдельные лифтовые программы со своим финансированием. Так, в Башкортостане и Татарстане они уже запущены, в их рамках на замену лифтов выделяются большие средства. Почему бы не перенять этот опыт? Мы направили в областное правительство письмо с просьбой обратить внимание на эту проблему и оказать содействие по созданию в регионе специальной программы по замене лифтов.
Поделиться