Ценовой апгрейд. Участники рынка ЭБТ реанимируют продажи снижением цен

15 Мая 2015 Автор: Алина Голованова Фото: Вячеслав Шишкоедов
Ценовой апгрейд. Участники рынка ЭБТ реанимируют продажи снижением цен

Чтобы подстегнуть покупательский спрос, сжавшийся до мелких и редких покупок, этой весной продавцы электроники и бытовой техники (ЭБТ) стали снижать цены на свою продукцию. Правда, по их прогнозам, к концу лета «ценопад» может превратиться в «ценовзлет».

Техническое поражение

По итогам первого квартала 2015 года рынок продаж бытовой техники и электроники в России упал, по оценкам аналитиков, примерно на четверть. Связано это падение со снижением покупательской активности из-за высокой стоимости валюты, с одной стороны, и из-за максимального удовлетворения спроса (покупок впрок в целях защитить сбережения) в конце прошлого года, с другой. Как пишет «Российская газета», спад продаж у розничных компаний составил в среднем от 15 до 30 % в зависимости от формата и товарного портфеля. Если, например, продажи мелкой бытовой техники снизились на 10-15 %, то реализация ноутбуков и телевизоров просела на 40 %.

Наибольший провал отмечен в сегменте смартфонов. Как сообщает газета "РБК" со ссылкой на аналитическую компанию IDC, за первые три месяца 2015 года этот рынок потерял половину объема в абсолютных и почти 60 % в денежных показателях по сравнению с четвертым кварталом 2014-го, когда россияне активно скупали премиальные смартфоны в преддверии подорожания электроники. В штучном выражении объем рынка сократился до 4,29 млн штук (-21 %), в деньгах — до $723 млн (-49 %). Более того, это падение стало максимальным с 2009 года. Лидерами со знаком минус стали Apple Inc. и Samsung Electronics Co., а предпочтение россияне стали отдавать брендам второго эшелона на базе Android стоимостью до 10 тыс. рублей.

Эти тенденции, по словам экспертов, актуальны и для южноуральской розницы.

— Челябинский рынок электроники и бытовой техники не сильно отличается от общероссийского, — комментирует сложившуюся ситуацию «Южноуральской панораме» Владимир Найденов, гендиректор «Найфл». — Падение у нас, возможно, более сильное, чем, например, в Екатеринбурге, но в принципе упадок такой же, как в целом по стране: челябинские цифры с погрешностью в 1-3 % согласуются с общероссийскими показателями.

В первом квартале этого года южноуральцы и в принципе совершали меньше покупок, и приобретали преимущественно недорогие товары. До настоящего времени люди старались удовлетворить лишь текущие потребности — покупали мелкую бытовую технику (чайники, миксеры и т.д.), а крупная техника и электроника была не востребована. «Наибольший спад отмечен в ценовом сегменте «выше среднего», — рассказывает Владимир Найденов. — Например, в категории «телевизоры». Маленькие никто не хотел покупать (думали, зачем, когда можно обойтись тем, что уже есть дома), а на большие у людей не хватало денег».

Об этом же говорят и в одном из челябинских магазинов сети DNS. Как сообщил «ЮП» его представитель, больше всего снижение спроса отмечено по категории дорогостоящей техники, в частности по дорогим телевизорам. «Сейчас, конечно, не сезон, — рассуждает наш собеседник, — но в этом году падение сильнее, чем обычно. Сейчас люди покупают в основном лишь то, что им действительно нужно, а не что-нибудь лучше, больше, красивее».

Одна из основных причин, по которой сократилось количество крупных покупок, — недоступность финансирования. Банки серьезно пересмотрели политику одобряемости кредитов, и те, кто раньше приобретал крупную технику с привлечением займа, в первой половине 2015-го этот инструмент уже не использовали. И не только из-за снижения банковской лояльности к заемщикам: люди и сами стали более взвешенно подходить к тому, брать ли им что-то в кредит или дождаться лучших времен и купить это за наличные.

Ценосбросом — по спросу

Пробудить рынок его участники решили снижением цен на свою продукцию. Начиная с марта эта тенденция отмечается как со стороны производителей, подстраивающихся под гибкий валютный курс, так и со стороны ритейлеров, замораживающих свои торговые наценки в угоду экономному потребителю.

Как сообщили недавно «Известия», об урезании оптовых и собственных розничных цен заявили нидерландская компания Philips (на 15-20 %) и российская Vitek (на 17-30 %). Кроме них удешевление части ассортимента проанонсировали в российской «дочке» BSH Bosch und Siemens Hausgerate и в компании Electrolux (ей также принадлежат бренды AEG и Zanussi). К примеру, Philips готова понизить цены до уровня октября-ноября прошлого года. Объясняя это решение, в компании отметили, что стоимость товаров формируется главным образом в зависимости от курса рубля, а российская валюта с начала года укрепилась к доллару почти на 20 %.

По более низким ценам покупатели могут сегодня приобрести не только бытовую технику — дешевеют, к примеру, и наиболее чувствительные к колебаниям валюты компьютеры. Значительная же часть электроники, по словам специалистов, не поднималась до реального курса доллара, и сегодня ее стоимость определяется текущим рыночным курсом.

Опрошенные «Южноуральской панорамой» участники челябинского рынка ЭБТ подтвердили нашему изданию тренд на ценовое снижение.

— Корректировка цен на технику в нашей сети началось еще с марта, — рассказывает «ЮП» Антон Пантелеев, руководитель управления по связям с общественностью компании «М.Видео». — В первую очередь снизились цены на товары с быстрым оборотом: смартфоны, планшеты. Затем — на популярные сейчас телевизоры с большими диагоналями. В среднем снижение по категориям составило 5-15 %. Но мы продолжаем переговоры с поставщиками об уменьшении закупочных цен. Отметим: с конца прошлого года стоимость техники изменилась в среднем на 40 % при росте доллара на 75 %.

О предпринимаемых, и не безрезультатно, попытках достигнуть компромисса по закупкам сообщили нам и в компании «Эльдорадо». Не называя конкретных цифр, демонстрирующих уровень нынешнего снижения цен, здесь наше внимание обратили на некоторые акции.

— В настоящее время полным ходом идут переговоры с поставщиками бытовой техники и электроники относительно пересмотра закупочных цен, — заявил «ЮП» Алексей Сердюченко, вице-президент «Эльдорадо» по закупкам. — Мы запустили акцию «Распродажа по закупочным ценам», в рамках которой можно приобрести товары из разных категорий. Кроме того, предусмотрели программу «110 % уверенности в цене»: если цена у нас или у конкурентов снизится в течение двух недель от даты покупки, мы вернем 110 % процентов разницы.

Отметили тренд на ценовую «оттепель» и в DNS. В территориальном офисе сети получить комментарий на момент подготовки материала нам не удалось, но в одном из челябинских магазинов, работающих под этой вывеской, курс на ценовую корректировку зафиксировали.

— Тенденция на понижение цен на технику прослеживается однозначно: практически все сейчас становится дешевле, чем было в декабре, когда цены были сумасшедшими, — признает Кирилл Хабин, заместитель управляющего магазином DNS на ул. Дзержинского. — К прежнему, докризисному, уровню цены, конечно, не вернулись, потому что они завязаны на курсе валют, а рубль пока еще не полностью укрепился. Но в любом случае отдельные производители свои прайсы переписывают. К примеру, ценники стабилизируются у Lenovo.

«Действительно, в последний месяц становятся дешевле все основные бренды в основных товарных группах, — подтверждают тенденцию и в «Найфле». — Уровень удешевления зависит от того, на сколько производители увеличивали цены в декабре. Кто поднимал аккуратно, у тех сейчас и снижение соответствующее — порядка 15 %. А у кого прошлогоднее подорожание достигало 40-60 %, у тех и ценовые корректировки сегодня более заметные».

У весеннего ценопада есть несколько объективных причин. Во-первых, снизился курс доллара, а во-вторых, наступил так называемый низкий сезон, когда спрос на технику традиционно падает. «В апреле-мае всегда происходит снижение продаж, — говорит Владимир Найденов. — Потому что в этот период меняется структура трат: у людей в приоритете смена одежды, подготовка к дачному сезону, строительство и т.д. А покупка техники в этот период минимальна».

Пытаясь простимулировать спрос на свою продукцию, производители и ритейлеры отказываются от наценок в ущерб прибыли, чтобы сохранить свою рыночную долю и продержаться до восстановления экономики, отмечает наш спикер. Правда, по его словам, снижение цен не будет бесконечным, товары будут дешеветь до определенного уровня и периода. «Ценники уже почти приблизились к своей нижней точке, и, возможно, к осени производители начнут пересматривать свои прайсы в сторону повышения, — говорит наш собеседник. — Все это, конечно, будет завуалировано акциями и распродажами, но фактически цены, думаю, будут расти».

Весенняя перезагрузка

С апреля рынок ЭБТ начал понемногу оживать, а в первых числах мая некоторые игроки даже зафиксировали несвойственный этому периоду рост продаж. «Начало мая было довольно неплохим по продажам: в связи с холодной погодой люди не уезжали на дачи, а сидели в Интернете, в том числе совершая покупки, пусть даже недорогой техники, в онлайне, — сообщили нам в «Найфле». — И вообще сейчас, перед летом, спрос на крупную технику потихоньку начинает оживать: люди покупают холодильники».

Отметили пробуждение потребительского спроса на крупные товары в этом месяце и в «М.Видео». Здесь нам сообщили, что в Челябинске в период майских праздников люди активно покупали крупную бытовую технику, телевизоры, товары для приготовления кофе и для ухода за телом. «Среди лидеров продаж — холодильники и телевизоры LG, а также Sony PlayStation4», — добавили в компании.

В целом по всей сети в период майских праздников продажи «М.Видео» немного превысили результат аналогичного периода 2014 года. Наибольшим спросом пользовались телевизоры и крупная бытовая техника, причем все товары — А-брендов. Среди продаж смартфонов уверенно лидироали iPhone 6/6+. То есть перехода в более низкий ценовой сегмент здесь не заметили.

Правда, в этой компании отмечают, что и в предыдущие месяцы дела у них шли неплохо: по итогам первого квартала 2015 года продажи не снизились, оставшись на уровне первого квартала 2014-го, а интернет-продажи даже выросли на 31 % — до 4,8 млрд рублей (с НДС). «Наши результаты оказались намного оптимистичнее ожиданий рынка», – заключил представитель «М.Видео».

В режиме ожидания

По данным аналитической компании GfK, продажи бытовой техники и электроники в России будут падать еще два года, при этом наибольшее падение — до 1,1 трлн рублей — ожидается в 2016-м. К уровню же прошлого года, по прогнозам аналитиков, рынок вернется только в 2019-м, достигнув объема в 1,34 трлн рублей (в четвертом квартале 2014 года из-за падения рубля и ажиотажного спроса рынок вырос до 1,3 трлн рублей). До этого момента крупнейшие игроки будут расширять ассортимент товаров и занимать место ушедших компаний, пишет газета «Ведомости».

С какими показателями будет встречать каждый следующий год ЭБТ-розница в Челябинске, местные эксперты не берутся прогнозировать. И не только из-за неопределенности с курсами валют и дальнейшим развитием ситуации в экономике, но в том числе потому, что в последнее время меняется структура местного рынка. «На нем происходит перераспределение, — говорит Владимир Найденов. — С одной стороны, сворачивают свою деятельность крупные оптовики федерального уровня, с другой — уходят или сокращают свое присутствие некоторые интернет-компании, такие как «Сотмаркет», Е96, «IdeЯ!». Те, кто остается, стараются держаться до последнего. Чем все это закончится, сказать пока трудно».

Поделиться

Вчера | 15:10
Гонки и цифры. Челябинск принял молодежный IT-форум

Челябинск в очередной раз стал площадкой проведения всероссийского IT-форума. Если год назад слет был ориентирован по большей части на взрослую аудиторию, то в этот раз мастер-классы, конкурсы и другие активности подготовили с прицелом на молодежь. Школьники и студенты быстро осваивают новые технологии, поэтому название форума «на ТЫ с IT» стало очень символичным.

17.04.2024 | 17:17
Челябинск представит креативный потенциал Урала

В областном центре пройдет окружной форум «Российская креативная неделя».

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты