920x70.jpg
Издание Правительства и Законодательного Собрания Челябинской области
Сегодня Четверг, 23 Февраля 2017, 07:31

Челябинское УФАС хочет лишить владельца шлаковых отвалов в Карабаше «антикризисного» иммунитета

25 Ноября 2016 Автор: Станислав Смирнов
Челябинское УФАС хочет лишить владельца шлаковых отвалов в Карабаше «антикризисного» иммунитета

Антимонопольная служба предложила внести изменения в закон «О защите конкуренции», чтобы пресечь деятельность собственника шлаковых отвалов в Карабаше. Ранее дело в отношении компании «Урал-Мегаполис» о монопольно высоких ценах на шлак было закрыто из-за поправок в антимонопольном законодательстве.

Иммунная поправка

ФАС России рассмотрит предложение челябинского регионального управления антимонопольной службы о внесении изменений в закон «О защите конкуренции», которые позволят предотвратить практику манипулирования ценами на локальных рынках оптовой торговли шлаком. Соответствующее письмо, как сообщили «ЮП» в челябинском УФАС, направлено в центральный аппарат ведомства.

Напомним, дело в отношении ООО «Урал-Мегаполис» из Карабаша было заведено весной этого года по результатам рассмотрения жалобы компании «Катух», владельца части территории на шлаковом отвале в Карабаше. По данным заявителя, компания «Урал-Мегаполис», основной владелец шлакоотвалов обанкротившегося в 2010 году Карабашского медеплавильного комбината, блокировала технику конкурента, чтобы единолично продавать сырье по монопольно высокой цене. Руководитель «Урал-Мегаполиса», в свою очередь, заявлял о попытке рейдерского захвата со стороны «Катуха».

Челябинское УФАС установило, что «Урал-Мегаполис» занимает доминирующее положение на рынке оптовой торговли шлаком Карабашского городского округа. Пользуясь этим, компания за три года почти втрое повысила отпускные цены на шлак, в результате чего в сложной ситуации оказался Карабашский абразивный завод, основной потребитель сырья. Собственники абразивного завода рассматривали вариант закупки сырья у ОАО «Уфалейникель», однако из-за высоких затрат на перевозку сочли приобретение у этого поставщика невыгодным, и тоже обратились с жалобой в УФАС. Ситуацию усугубило то, что  «Урал-Мегаполис» продавал шлак не напрямую, а только через торговые дома, что привело к еще большему увеличению цен.

Ситуация, сложившаяся в результате конфликта поставщиков сырья, рассматривалась и на уровне регионального правительства: после личного обращения руководства Карабашского абразивного завода к губернатору Борису Дубровскому к решению проблемы подключились специалисты минэкономразвития региона. Специалисты УФАС уже занимались этими вопросами, однако во время рассмотрения дела вступили в силу поправки в антимонопольное законодательство, направленные на защиту малого и среднего бизнеса. Они предусматривают введение иммунитета в отношении субъектов малого бизнеса с выручкой менее 400 млн рублей, а также компаний, учредителями которых являются физлица. То есть положение таких предприятий не может быть признано доминирующим. Проверка показала, что «Урал-Мегаполис» относится к этой категории хозяйствующих субъектов, поэтому дело было прекращено.

Цепная реакция

Однако, судя по результатам детального изучения рынка оптовой торговли шлаком, которое было проведено челябинским УФАС, точку в этом деле ставить еще рано.

«Этот рынок, казалось бы, ничем не примечателен, поскольку ограничен пределами муниципального образования, а взаимоотношения его участников специфичны, — отмечает руководитель челябинского управления Федеральной антимонопольной службы Анна Козлова. — Однако его уникальность заключается в том, что он сопряжен с множеством других, так называемых смежных рынков, куда более глобальных и масштабных, оказывающих влияние на экономику не только отдельного муниципального образования, но и на экономику региона и даже страны. Например, шлак гранулированный от плавки меди может использоваться в целях дальнейшей переработки до абразивного порошка, который применяется в таких областях, как нефтяная и газовая отрасли, судоремонтное дело и строительство. Следовательно, рост цены шлака, реализуемого на локальном рынке, напрямую влияет на цену абразивного порошка, который изготавливается из шлака и реализуется по всей стране. А цены на абразивы оказывают влияние на конечные товары».

Специалистами УФАС была выявлена следующая взаимосвязь: повышение цены одной тонны шлака ООО «Урал-Мегаполис» в два с половиной раза привело к сопоставимому удорожанию абразивного порошка, реализуемого ООО «Карабашский абразивный завод», — в два раза.

Решающее влияние

В УФАС отмечают, что уникальная сырьевая база в виде шлака свидетельствует о наличии рыночной власти у владельца этого ресурса. По словам г-жи Козловой, в зарубежном конкурентном праве США и Евросоюза феномен рыночной власти в ситуации, когда имущественный комплекс либо ресурс (без доступа к которому вход на товарный рынок невозможен) находится в частном владении, описан в так называемой концепции необходимой инфраструктуры.

«В отличие от актов конкурентного права зарубежных стран, российское антимонопольное законодательство не содержит положений концепции необходимой инфраструктуры, — продолжает руководитель управления. — Складывается уникальная ситуация, когда феномен рыночной власти, описанный в зарубежной концепции, присущ владельцу ресурса, действующему на локальном рынке шлака в Карабаше. Эта ситуация стала возможна ввиду того, что значительная часть шлаковых отвалов доминанта — компании «Урал-Мегаполис» — была сформирована в 90-х годах прошлого столетия и в настоящее время не пополняется. Ситуация уникальна вдвойне тем, что все признаки концепции необходимой инфраструктуры, описанные в зарубежной практике, обычно присущи субъектам естественных монополий, а в нашей ситуации — участнику локального рынка, который таковым не является».

Аналогичные локальные рынки шлака существуют по всей стране. Каждый из них в отдельности, может быть, и не оказывает решающего влияния на «смежные» рынки, но в совокупности действия обладателей рыночной власти могут приносить серьезный ущерб.

Челябинское УФАС предлагает дополнить пункт 2.1 статьи 5 закона «О защите конкуренции» перечнем субъектов, на которых не распространяется иммунитет, введенный «антикризисными» поправками. Это компании, которые имеют рыночную власть и необходимую инфраструктуру на локальных рынках и могут существенно влиять на состояние конкуренции на «смежных» рынках. Это позволит сделать более прозрачной деятельность хозяйствующих субъектов, обладающих рыночной властью, и предотвратить необоснованный рост цен, считают в антимонопольной службе. Кроме того, челябинское УФАС подготовило поправки, направленные на ограничение влияния торговых домов.
21.02.2017 | 16:27
Точки опережения. Первыми ТОСЭР в Челябинской области станут Усть-Катав и Бакал

Несколько моногородов Челябинской области уже в первом полугодии 2017 года могут получить статус территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Об этом сообщил директор регионального Агентства инвестиционного развития (АИР) Анатолий Лобко на пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс».

17.02.2017 | 14:23
Холманских считает, что проект Томинского ГОКа должен пройти определенные экспертизы

Игорь Холманских сообщил о возобновление роста в промышленности Урала

13.02.2017 | 09:28
«Полет» нормальный. Челябинский завод, находившийся на грани банкротства, вышел из кризиса

Процесс финансового оздоровления на предприятии идет успешно. По итогам прошлого года радиозавод «Полет» увеличил выручку более чем вдвое, сократил кредитный портфель, погасил задолженность перед работниками и осваивает новые изделия.

10.02.2017 | 10:03
Владимир Новиков: «Мы берем в оборот металлы, которые лежат под открытым небом»

На освоение промплощадок завода «Уфалейникель» претендуют девять потенциальных инвесторов. В том числе компания «Гидромет», которая ранее планировала построить завод по переработке непрофильной продукции медного производства в поселке Сулея, но по просьбе жителей перенесла строительство на промышленную территорию.

Новости   

23 февраля_240x200.jpg



стань приемным родителем-вертикаль.png

180x240.jpg

180x240.jpg

Баннер_180х240.jpg

240x80-gub.jpg

Азбука_180 150.jpg

180x240.png

 Строим храм вместе
Спецпроекты