«Обжигающее» тепло. Челябинские предприниматели в шоке от счетов за отопление
Южноуральские коммерсанты озабочены взрывным ростом платы за теплоснабжение и приводят примеры неправильного расчета суммы платежей. Четкого представления о том, как решить эту проблему, пока ни у кого нет, но защитники прав предпринимателей обещают не оставлять проблему без внимания.
- Лебедев бросил вызов Навальному. Отголоски рассмотрения спора по логотипу Сатки в Челябинском УФАС
- Челябинское УФАС хочет лишить владельца шлаковых отвалов в Карабаше «антикризисного» иммунитета
Ошибочка вышла
Основным поставщиком тепловой энергии в областном центре является муниципальное предприятие «Челябинские коммунальные тепловые сети» (ЧКТС). Как заметила руководитель Челябинского УФАС Анна Козлова, из-за многочисленных обращений коммерсантов в антимонопольном ведомстве решили убедиться, что ЧКТС не злоупотребляет своим положением монополиста. «Мы должны разобраться, в чем причина сложившейся ситуации: ошибка ЧКТС, ошибка в правилах начислений или нарушение антимонопольного законодательства», — отметила Анна Козлова.
Напомним, что с 1 июля 2016 года вступили в силу изменения федерального законодательства, согласно которым показания индивидуальных счетчиков учитываются только в том случае, если они установлены в 100 % помещений. Если хотя бы в одной квартире прибора нет, плата за тепло насчитывается исходя из показания общедомового счетчика и площади помещений. А если нет и общедомового счетчика — по нормативам, которые, по мнению предпринимателей, серьезно завышены. Например, если в 2015 году фирма оплачивала лишь 16 % от общедомового потребления тепла, то в октябре 2016 года уже 42 %. Между тем, по данным ОНФ, в Челябинске около 70 % многоквартирных домов не оборудованы общедомовыми теплосчетчиками.
В конце прошлого года в Челябинске был зафиксирован резкий рост (в ряде случаев — в 11 раз по сравнению с 2015 годом) платы за отопление для владельцев нежилых помещений на первых этажах многоквартирных домов. Немало нареканий вызывают и случаи, когда отдельно стоящие коммерческие помещения рассчитываются коммунальными тепловыми сетями как обычный многоквартирный дом, да еще и с повышенным коэффициентом норматива. Частный предприниматель Александр Кийко рассказал об одном из случаев, когда по теплосчетчику в отдельно стоящем здании получилась сумма 19 тысяч рублей, но в результате ошибочного расчета по нормативу цифра выросла до 119 тысяч рублей. Гендиректор компании «Руминтер» Николай Дейнеко привел пример, когда в результате перерасчета сумма платы за теплоснабжение снизилась на 42 тысячи рублей.
Напомним, на круглом столе «Качество повседневной жизни», который проводился в региональном штабе ОНФ в декабре прошлого года, директор МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети» Сергей Лобанов признавал, что ошибки в начислениях его ведомства действительно случаются, в частности, относительно стоящих нежилых помещений. При этом глава предприятия не смог объяснить многократное увеличение платежей для юридических лиц.
Простой калькулятор
В России фактически нет контролирующего органа, который отвечал бы за правильность расчета норматива потребления теплоэнергии, отмечает Анна Козлова. «Эта сфера из компетенции Минстроя РФ ушла, и оспаривать правильность норматива можно только в суде. Однако это очень сложно. Еще один вариант действий — выходить с законодательной инициативой в Госдуму о том, чтобы наделить соответствующими функциями какое-либо ведомство», — считает руководитель УФАС.
По ее словам, злоупотреблений со стороны ЧКТС пока не просматривается (есть только ошибки), поэтому проблема все-таки не в компетенции антимонопольного ведомства. Вместе с тем Анна Козлова предлагает сделать простой калькулятор на сайте ЧКТС, с помощью которого предприниматели могли бы рассчитать стоимость потребляемого тепла.
Бизнес-омбудсмен Александр Гончаров заявляет о намерениях разобраться в ситуации и принять меры. «Мы направили запрос в ресурсоснабжающие организации, ответы будем пристально изучать. Также мы не можем пустить на самотек вопрос по нормативам теплоснабжения. В самое ближайшее время эта проблема будет обсуждаться у нас на экспертном совете. Посмотрим, что лучше сделать — сформировать законодательную инициативу с помощью депутатов Госдумы и наделить Минстрой функциями контроля за нормативами или плотно поработать с органами местного самоуправления, их утверждающими».
Поделиться