Картины в коммуналке. Челябинский музей изобразительных искусств ждет новое здание
Челябинская область стала одним из первых российских регионов, демонстрирующим на своей площадке выставки из фондов ведущих музеев страны.
- И роза станет садом. Почему художника не съели людоеды
- Лекарство от хандры. Челябинцы могут увидеть шедевры из Третьяковки
Однако то, каких усилий стоила организация этого и других проектов, обывателю, как правило, неведомо. О том, что же остается «за кадром», в эксклюзивной беседе с корреспондентом «ЮП» рассказал директор Челябинского государственного музея изобразительных искусств Станислав Ткаченко.
— За полтора месяца «Третьяковку» посетили 12 тысяч человек. Это хорошая для вас статистика?
— Выставка действительно получилась достойной, даже несмотря на то что проходила буквально сразу после снятия ограничений. Притом что мы могли одновременно впускать в зал не более 50 человек и у нас очереди стояли на улице. Тем не менее зал у нас никогда не пустовал. У нас четыре экскурсовода, которым пришлось провести более 350 экскурсий, а Настя Степанова поставила личный рекорд: 92 экскурсии! Людям на самом деле было интересно увидеть живьем шедевры русской живописи.
Но беда в том, что наши залы позволяют показывать лишь 30 картин. А нам бы хотелось провести выставку на 150 картин. Хотелось бы делать большие проекты, связанные с современным искусством.
— А для этого нужны более масштабные экспозиционные площади…
— Не только! Необходимо изменить условия хранения и экспонирования картин, условия для работы сотрудников и условия для приема посетителей. Эти три важнейших компонента возможны лишь в новом современном здании музея.
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
К счастью, губернатор четко понимает проблемы нашего музея. Алексей Леонидович уже дал соответствующие поручения главе города, своим заместителям. Знаю, что в этот проект активно включился и главный архитектор.
Важно, что в нынешней команде есть понимание того, что музею действительно нужно достойное здание, где были бы достойно представлены и наши шедевры, и то, что мы привозим.
Речь идет о выборе места и вопросах проектирования нового здания для музея. При этом Алексей Текслер обозначил одну важную вещь: новый музей должен быть удобным, просторным, с хорошими, доступными путями подъезда, возможностью приезда школьников на автобусах, на машинах, общественным транспортом. Отметил он и то, что музей должен располагаться в центре города, в непосредственной близости от других учреждений культуры и транспортных коммуникаций. И это действительно очень важно: с одной стороны — доступность музея, с другой — непосредственное взаимодействие с театрами, концертным залом. Эта связь есть и на уровне духовных потребностей, и на уровне логистики, и на уровне удобства, когда можно в один день посетить сразу несколько учреждений культуры.
— Этот вопрос поднимался раньше?
— Да, но всегда звучал несколько расплывчато. Раньше было отношение примерно такое: вам тесно? Но ведь вы же как-то работаете, еще и выставки открываете…
По существу, от Алексея Леонидовича мы впервые услышали четкую, конкретную позицию: музею нужно новое здание, у музея большие и очень серьезные фонды!
В ходе разговора он вспомнил свое детство, когда их водили в картинную галерею. И он припомнил, что картины тогда висели в два ряда. В ответ на это я заметил: «Сейчас они висят в три и даже в четыре ряда!» И это неудивительно: прошли годы, картин стало больше, а площади, к сожалению, не увеличились.
Губернатор, конечно же, понимает, что нужно дать возможность землякам общаться с искусством и показывать картины из наших фондов, делать большие выставки.
— Речь все-таки идет о строительстве нового здания или возможности использовать уже имеющееся?
— К сожалению, исторического здания, которое нам бы подходило, в Челябинске нет. Первое, что приходит на ум, это, конечно же, здание пассажа Яушевых, которое, на мой взгляд, всегда будет сохранять свою актуальность, даже независимо от того, что будет в нем находиться. Как известно, сегодня здание разделено на две части. Мы неоднократно поднимали тему передачи нам второй части пассажа. Но, даже если когда-то такая передача и станет возможна, то она не решит проблем с площадью. Во-вторых, она не решит и логистических проблем музея.
Поэтому рассматриваются другие варианты, но все они связаны с появлением нового здания. Возможно, что это будет комплекс с концертным залом, такой вариант, к слову, весьма интересный, тоже рассматривается.
— Губернатор знает, какое здание вам нужно?
— Да, он сам меня спрашивал об этом. И я ответил: здание на 20 тысяч квадратных метров. Половину здания занимали бы экспозиции — постоянные, временные выставки, а во второй половине здания разместились бы фондохранилище, реставрационные мастерские, залы для занятий с детьми, киноконцертный зал, кафе, музейный магазин, залы для мастер-классов, для детской изостудии. То есть это все те подразделения, которые в современном художественном музее обязательно должны присутствовать. Он согласился со мной и сказал: «Важно сделать так, чтобы там было интересно и взрослым, и детям».
Помимо этого, очень важно, что у нас сохраняется нормальное финансирование, мы привозим большие выставки, причем весьма затратные. Например, выставка картин Третьяковской галереи — это очень дорогостоящий проект. И он не был бы осуществлен без поддержки губернатора, который лично обращался к директору Третьяковской галереи.
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
Алексей Леонидович — человек современный и в хорошем смысле прагматичный, имеющий опыт жизни и работы в Москве. Он отлично понимает значение художественных ценностей, которые у нас хранятся и которые мы показываем. Если в городе есть подлинные картины Шишкина, Левитана, Айвазовского, Крамского, Венецианова, то с этим можно и нужно работать. И это нужно достойно репрезентировать, и тогда сам музей мог бы стать одним из брендов региона.
Помню, как на одном из совещаний в период подготовки к саммитам ШОС и БРИКС проговорили, что в программе должно быть и посещение художественных музеев. Все в этот момент задумались о том, что же у нас есть. Картинная галерея? И наступила долгая пауза, поскольку все представили: а как туда будет подъезжать кортеж представительских машин? Как показывать гостям висящие в четыре ряда картины? Как объяснять, что единственный известный автопортрет Дмитрия Левицкого у нас живет словно в коммунальной квартире? И почему Карл Брюллов у нас находится почти на уровне пола, а Венецианов почти под потолком? Это картины, которые должны висеть просторно, свободно, с аннотациями на красивой, цветной поверхности, с хорошим светом.
Не секрет, что к искусству больше тянутся женщины. Очень важно, что и первая леди Ирина Текслер, возглавляющая Фонд социальных, культурных и образовательных инициатив, уже была несколько раз в нашем музее и также готова нас поддержать.
Поделиться