Картины в коммуналке. Челябинский музей изобразительных искусств ждет новое здание

1 Апреля 2021 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Людмила Ковалева
Картины в коммуналке. Челябинский музей изобразительных искусств ждет новое здание


Челябинская область стала одним из первых российских регионов, демонстрирующим на своей площадке выставки из фондов ведущих музеев страны.

Показательным стал 2020 год, когда, несмотря на пандемию, в Челябинске состоялось открытие сразу двух масштабных выставочных проектов — «Русская жизнь. Живопись второй половины XIX — начала XX веков» из собрания Государственной Третьяковской галереи и «Сокровища Востока» из Музеев Московского Кремля. Площадками для размещения экспозиций стали Челябинский государственный музей изобразительных искусств и Государственный исторический музей Южного Урала.

Однако то, каких усилий стоила организация этого и других проектов, обывателю, как правило, неведомо. О том, что же остается «за кадром», в эксклюзивной беседе с корреспондентом «ЮП» рассказал директор Челябинского государственного музея изобразительных искусств Станислав Ткаченко.

— За полтора месяца «Третьяковку» посетили 12 тысяч человек. Это хорошая для вас статистика?

— Выставка действительно получилась достойной, даже несмотря на то что проходила буквально сразу после снятия ограничений. Притом что мы могли одновременно впускать в зал не более 50 человек и у нас очереди стояли на улице. Тем не менее зал у нас никогда не пустовал. У нас четыре экскурсовода, которым пришлось провести более 350 экскурсий, а Настя Степанова поставила личный рекорд: 92 экскурсии! Людям на самом деле было интересно увидеть живьем шедевры русской живописи.

Но беда в том, что наши залы позволяют показывать лишь 30 картин. А нам бы хотелось провести выставку на 150 картин. Хотелось бы делать большие проекты, связанные с современным искусством.

— А для этого нужны более масштабные экспозиционные площади…

— Не только! Необходимо изменить условия хранения и экспонирования картин, условия для работы сотрудников и условия для приема посетителей. Эти три важнейших компонента возможны лишь в новом современном здании музея.

Текслер_культура_Куткин_DSC08729.jpg
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)

К счастью, губернатор четко понимает проблемы нашего музея. Алексей Леонидович уже дал соответствующие поручения главе города, своим заместителям. Знаю, что в этот проект активно включился и главный архитектор.

Важно, что в нынешней команде есть понимание того, что музею действительно нужно достойное здание, где были бы достойно представлены и наши шедевры, и то, что мы привозим.

Речь идет о выборе места и вопросах проектирования нового здания для музея. При этом Алексей Текслер обозначил одну важную вещь: новый музей должен быть удобным, просторным, с хорошими, доступными путями подъезда, возможностью приезда школьников на автобусах, на машинах, общественным транспортом. Отметил он и то, что музей должен располагаться в центре города, в непосредственной близости от других учреждений культуры и транспортных коммуникаций. И это действительно очень важно: с одной стороны — доступность музея, с другой — непосредственное взаимодействие с театрами, концертным залом. Эта связь есть и на уровне духовных потребностей, и на уровне логистики, и на уровне удобства, когда можно в один день посетить сразу несколько учреждений культуры.

— Этот вопрос поднимался раньше?

— Да, но всегда звучал несколько расплывчато. Раньше было отношение примерно такое: вам тесно? Но ведь вы же как-то работаете, еще и выставки открываете…

По существу, от Алексея Леонидовича мы впервые услышали четкую, конкретную позицию: музею нужно новое здание, у музея большие и очень серьезные фонды!

В ходе разговора он вспомнил свое детство, когда их водили в картинную галерею. И он припомнил, что картины тогда висели в два ряда. В ответ на это я заметил: «Сейчас они висят в три и даже в четыре ряда!» И это неудивительно: прошли годы, картин стало больше, а площади, к сожалению, не увеличились.

Губернатор, конечно же, понимает, что нужно дать возможность землякам общаться с искусством и показывать картины из наших фондов, делать большие выставки.

Текслер_культура_Ковалева_k-2866.jpg

— Речь все-таки идет о строительстве нового здания или возможности использовать уже имеющееся?

— К сожалению, исторического здания, которое нам бы подходило, в Челябинске нет. Первое, что приходит на ум, это, конечно же, здание пассажа Яушевых, которое, на мой взгляд, всегда будет сохранять свою актуальность, даже независимо от того, что будет в нем находиться. Как известно, сегодня здание разделено на две части. Мы неоднократно поднимали тему передачи нам второй части пассажа. Но, даже если когда-то такая передача и станет возможна, то она не решит проблем с площадью. Во-вторых, она не решит и логистических проблем музея.

Поэтому рассматриваются другие варианты, но все они связаны с появлением нового здания. Возможно, что это будет комплекс с концертным залом, такой вариант, к слову, весьма интересный, тоже рассматривается.

— Губернатор знает, какое здание вам нужно?

— Да, он сам меня спрашивал об этом. И я ответил: здание на 20 тысяч квадратных метров. Половину здания занимали бы экспозиции — постоянные, временные выставки, а во второй половине здания разместились бы фондохранилище, реставрационные мастерские, залы для занятий с детьми, киноконцертный зал, кафе, музейный магазин, залы для мастер-классов, для детской изостудии. То есть это все те подразделения, которые в современном художественном музее обязательно должны присутствовать. Он согласился со мной и сказал: «Важно сделать так, чтобы там было интересно и взрослым, и детям».

Помимо этого, очень важно, что у нас сохраняется нормальное финансирование, мы привозим большие выставки, причем весьма затратные. Например, выставка картин Третьяковской галереи — это очень дорогостоящий проект. И он не был бы осуществлен без поддержки губернатора, который лично обращался к директору Третьяковской галереи.

Текслер_культура_Куткин_DSC08460.jpg
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)

Алексей Леонидович — человек современный и в хорошем смысле прагматичный, имеющий опыт жизни и работы в Москве. Он отлично понимает значение художественных ценностей, которые у нас хранятся и которые мы показываем. Если в городе есть подлинные картины Шишкина, Левитана, Айвазовского, Крамского, Венецианова, то с этим можно и нужно работать. И это нужно достойно репрезентировать, и тогда сам музей мог бы стать одним из брендов региона.

Помню, как на одном из совещаний в период подготовки к саммитам ШОС и БРИКС проговорили, что в программе должно быть и посещение художественных музеев. Все в этот момент задумались о том, что же у нас есть. Картинная галерея? И наступила долгая пауза, поскольку все представили: а как туда будет подъезжать кортеж представительских машин? Как показывать гостям висящие в четыре ряда картины? Как объяснять, что единственный известный автопортрет Дмитрия Левицкого у нас живет словно в коммунальной квартире? И почему Карл Брюллов у нас находится почти на уровне пола, а Венецианов почти под потолком? Это картины, которые должны висеть просторно, свободно, с аннотациями на красивой, цветной поверхности, с хорошим светом.

Не секрет, что к искусству больше тянутся женщины. Очень важно, что и первая леди Ирина Текслер, возглавляющая Фонд социальных, культурных и образовательных инициатив, уже была несколько раз в нашем музее и также готова нас поддержать.

18.06.2021 | 15:23
Музыка в «дистанте» и трудные соседи. Как юная пианистка из Челябинска покоряет Москву

С Алисой Рогулиной мы учились в одной музыкальной школе, у одного педагога Людмилы Байдиной, но в разные годы. Я на вокальном отделении, она — по классу фортепиано. Сейчас Алиса живет и учится в Москве.

17.06.2021 | 13:50
Все мы немного Толики. «Молодежка» завершает театральный сезон

В Челябинском молодежном театре состоялась премьера спектакля «Я танцую как дебил» по пьесе рязанского драматурга Игоря Витренко.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты