Начали с Баха. Прекрасная история фестиваля Юрия Башмета

26 Октября 2022 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Начали с Баха. Прекрасная история фестиваля Юрия Башмета


В минувшее воскресенье, 23 октября, в концертном зале имени Прокофьева Челябинской филармонии прошел гала-концерт, означающий закрытие фестиваля. Весь вечер для поклонников классической музыки играли «Солисты Москвы».

Дирижировал создатель и художественный руководитель камерного ансамбля маэстро Башмет. В этом году «Солисты Москвы» празднуют 30-летие. Повезло челябинцам, магнитогорцам, миассцам и жителям Трехгорного: они смогли побывать на юбилейных встречах и бурными аплодисментами поздравить музыкантов с красивой и солидной датой. Фестиваль завершился, но вместе с грустью по этому поводу надолго сохранится в памяти хорошая и глубокая музыка, которая звучала на фестивальных концертах.

Соло на рояле

Юрий Башмет не только гениальный альтист, но и прекрасный «продвигатель» талантов. В этом благородном деле он использует разные формы. К примеру, уже в шестнадцати городах работают его образовательные центры «Юрий Башмет — молодым дарованиям России». Есть такой и в Челябинской детской филармонии, в рамках его работы одаренные дети имеют возможность участвовать в мастер-классах лучших педагогов и лучших музыкантов, которые регулярно приезжают в наш город. Фестиваль тоже работает на идею продвижения талантов. Наряду с известными музыкантами в башметовских концертах принимают участие новые имена, которым еще предстоит попасть на Олимп классического искусства.

Многим музыкантам он помог состояться, и первой в этом списке стоит талантливая пианистка Ксения Башмет, дочь знаменитого альтиста. Именно она открывала челябинский фестиваль, исполнив соло на рояле в Первом концерте для фортепиано с оркестром И.С. Баха. Произведением самого божественного композитора и открылся фестиваль, который подарил южноуральцам много интересного и много нового.

Башмет_Исполняется-впервые_Каргаполов_KarOl_0034_Максим-Пастер-(тенор).jpg
Фото Олега Каргаполова

Исполняется впервые

Первый день фестиваля стал самым многочисленным по составу участников концерта. В один вечер зрители услышали сразу три оркестра: камерный ансамбль «Солисты Москвы», Челябинский симфонический оркестр и Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной. Ведущий концерта Станислав Хазов, объявляя тот или иной номер, часто повторял: «На челябинской сцене это произведение исполняется впервые». Так, впервые на челябинской сцене прозвучал вокальный цикл «Озарение», его по праву можно назвать музыкальной редкостью. Английский композитор XX века Бенджамин Бриттен написал этот цикл на стихи французского поэта Артюра Рембо. Его исполнил лауреат премии имени Ирины Архиповой, обладатель золотой медали «Национальное достояние», солист Государственного академического Большого театра Максим Пастер.

Впервые на челябинской сцене в этот день прозвучала и драматическая симфония «Слово о полку Игореве», автором которой является современный композитор Александр Чайковский. Она написана по заказу Юрия Башмета для двух оркестров, симфонического и народного, альта и чтеца. Роль чтеца в Челябинске исполнил народный артист СССР, народный артист РФ Сергей Шакуров. И это еще один замечательный подарок южноуральцам.

Башмет_Держать-скрипку_Каргаполов_KarOl_0038.jpg
Фото Олега Каргаполова

Держать скрипку

«С Юрием Башметом мы дружим очень давно, — рассказывает Сергей Каюмович, в качестве доказательства предъявляя фотографию 1998 года, где изображены оба артиста вместе. — Это я его альт держу в руке. Если вы помните, была картина «Визит к Минотавру», где я играл Антонио Страдивари. И мне надо было научиться держать скрипку. И я начал бегать по скрипичным мастерам, а никого поймать невозможно. Спиваков — в отъезде, Башмет — в отъезде. Держать скрипку, тем более перебирать, оказывается не так просто. И я был в отчаянии. Моя дружба с великими мастерами не помогла. Тогда я попросил скрипача встать за камеру, держа скрипку в руке. И, как обезьяна, повторил его движения. И профессионалы сказали, что незаметно, что ты ни бе ни ме ни кукареку. Зато получилась замечательная картина. Участие в этом проекте мне очень интересно. Сложность была только с языком, которым написано произведение. Там есть даже такие слова, в которых я не знал, как поставить ударение. И никто не знал. Сделал пометки в тексте по интуиции, надеюсь, правильно. Мне нравится сама оратория. Всегда интересно попробовать что-то новое, посмотреть, насколько у тебя хватит страсти это хорошо исполнить».

Башмет_детская-тема_фото_Людмилы_Ковалевой_18868.jpg

Детская тема Башмета

В прошлом году Юрий Абрамович в рамках фестиваля посетил только что открывшуюся Челябинскую детскую филармонию и познакомился с созданным на ее базе симфоническим оркестром. Он был приятно поражен как самим зданием, так и тем, как организована работа с подающими надежды юными южноуральскими музыкантами. Когда версталась программа фестиваля, он попросил включить в нее новую встречу с оркестром в формате открытой репетиции. Дети были счастливы находиться на одной сцене с маэстро и слушать, как он говорит о музыке. Главный совет от маэстро — испытывать счастье от исполнения. Музыка как полет. Надо только научиться отрываться от земли.

И опять применяем слово «впервые». Впервые в этом году Детская филармония принимала фестиваль Юрия Башмета. Детям гости привезли сказку «Путешествие Нильса с дикими гусями» на музыку Грига с участием заслуженной артистки РФ Полины Агуреевой и камерного ансамбля «Солисты Москвы».

Башмет_фото_Людмилы_Ковалевой_18977_Юрий-Башмет.jpg

Жить по графику

Юрий Башмет всегда на своих фестивалях старается выступать не только в областных центрах, но и в малых городах, которые редко посещают известные музыканты. В этом году концерты, опять же впервые, прошли в Миассе и Трехгорном. После некоторого перерыва фестиваль вернулся в Магнитогорск.

«Зал Дворца культуры автомобилестроителей в Миассе был полон, пришлось даже ставить дополнительные стулья, — рассказывает пресс-секретарь Челябинской филармонии Александра Третьякова. — Программа юбилейная, посвященная 30-летию «Солистов Москвы». Юрий Башмет выступал и как дирижер, и как альтист. Вместе с камерным ансамблем в концерте приняли участие солисты Всероссийского юношеского симфонического оркестра маэстро Башмета, потрясающая скрипачка Валерия Абрамова и виртуозный трубач Александр Рублев. Что касается впечатлений Башмета, он сказал, что ему очень понравились акустика и зал в Миассе. И он намерен приехать туда в следующем году. Я не думаю, что ему удалось рассмотреть красоты Южного Урала даже из окон автомобиля, потому что график был настолько насыщенным, что я искренне не понимаю, как он в этом режиме живет. После открытой репетиции в Детской филармонии он сразу поехал в Миасс. Там репетиция, концерт. Сразу же едем в Магнитогорск. Днем репетиция. Вечером концерт. Отъезд. Я ему задала вопрос про его график. Он ответил, что в этом и есть его жизнь. Его директор берет всю организацию на себя. А он занят музыкой, только творческой частью».

фото_Людмилы_Ковалевой_18965.jpg

…Гала-концерт в Челябинске, которым фестиваль завершился, был посвящен юбилею «Солистов Москвы». На бис музыканты исполнили музыку из кинофильма «Другое лицо» японского композитора Тору Такэмицу. И вторым подарком опять стал Бах — «Ария» из сюиты № 3 ре мажор. Когда зазвучал Бах, зал затих настолько, что казалось, люди перестали дышать, так красиво звучала эта музыка! И даже когда музыканты сыграли последний аккорд, несколько секунд зрители находились под магией звуков. В это время на сцене появился Станислав Хазов и объявил, что V Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета завершен. «Он вошел в историю, — сказал ведущий. — Но, согласитесь, это прекрасная история».

Справка

За 30 лет камерный ансамбль «Солисты Москвы» Юрия Башмета сыграл более 2,5 тыс. концертов в разных странах. Если суммировать все расстояния, которые музыканты проехали, пролетели, проплыли за годы концертной деятельности, получится, что коллектив осуществил кругосветное путешествие по экватору больше 42 раз.

Поделиться

29.11.2022 | 12:26
Встречаем «Лекаря…». Премьера Челябинского камерного театра выше ожиданий

«Лекарь поневоле» Мольера в стилистике площадного театра масок — довольно смелый эксперимент. И даже риск. Но это тот самый риск, который позволяет выпить шампанское за прекрасную премьеру, ставшую настоящим предновогодним подарком и зрителям, и артистам.

28.11.2022 | 16:14
К 200-летию Островского в Челябинске ставят балет «Бесприданница»

Впервые пьеса «Бесприданница» выдающегося русского драматурга Александра Николаевича Островского будет рассказана языком танца. Новый балет создается при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации.

29.11.2022 | 12:26
Встречаем «Лекаря…». Премьера Челябинского камерного театра выше ожиданий

«Лекарь поневоле» Мольера в стилистике площадного театра масок — довольно смелый эксперимент. И даже риск. Но это тот самый риск, который позволяет выпить шампанское за прекрасную премьеру, ставшую настоящим предновогодним подарком и зрителям, и артистам.

21.11.2022 | 12:01
После Питера. Челябинский детско-юношеский симфонический оркестр покорил Северную столицу

Созданный чуть больше года назад коллектив начал свою гастрольную историю.

Новости   
Спецпроекты