После Питера. Челябинский детско-юношеский симфонический оркестр покорил Северную столицу

21 Ноября 2022 Автор: Ирина Дурманова Фото: предоставлены Челябинской филармонией
После Питера. Челябинский детско-юношеский симфонический оркестр покорил Северную столицу


Созданный чуть больше года назад коллектив начал свою гастрольную историю.

Когда дети впервые пришли в филармонию, еще не очень понимая, что такое быть музыкантом симфонического оркестра, им объяснили: «В школе вы получаете образование, постигаете теорию и технику. А здесь мы научим вас быть артистами, расскажем обо всех тонкостях сценической жизни». Кто бы мог тогда подумать, что спустя небольшой отрезок времени юные музыканты будут играть в одном из главных центров музыкального искусства России — в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга.

Юные челябинские музыканты в Северной столице выступили с программой «Новые имена. Окрыленные музыкой». Аншлаг, вызовы на бис, зашкаливающие аплодисменты — наши дети получили самые главные награды зрителей за прекрасную музыку, за таланты и за огромный труд, который привел оркестр к первому успеху. Каким был звездный час для оркестра, как удалось всего за год достичь такого высокого результата, корреспонденту «ЮП» рассказали директор Челябинской детской филармонии Татьяна Денисова и художественный руководитель и дирижер оркестра Валерий Уткин.

Высокая оценка

Концерт в Санкт-Петербурге, несомненно, главное событие короткой истории симфонического оркестра. Надо понимать, что в Челябинске впервые создан такой коллектив. Не было опыта, но были огромный интерес, желание и стремление осуществить успешный проект. Можно подвести первые итоги, оценить результат.

— Результат меня очень порадовал, — говорит Валерий Николаевич. — Для меня самое важное, что после концерта ко мне подошли зрители и сказали, что их дети захотели заниматься музыкой. Подходили мамы с детьми, говорили, что они потрясены концертом. Мы до этого играли в Челябинске, Миассе и Южноуральске. Нас очень хорошо встречали. Но выступить в сердце культурной столицы! Потрясающий зал, потрясающая акустика. И билеты все были проданы. Для детей этот концерт может стать поворотным моментом в их жизни. Они поняли, что занимаются благородным, прекрасным делом и что у них получается, а люди их слушают.

Питер_006_VV1_3229.jpg

Солисты от «Новых имен»

— Вы играли программу, которая была в Челябинске, с теми же солистами?

— Не совсем. Здесь было четыре солиста, там — семь. Все стипендиаты фонда «Новые имена». В первом отделении выступили наши — Лев Камаев (флейта), Ильяз Идирисов (гобой) и саксофонист Володя Пецкус. Он челябинец, но сейчас учится в Москве. Настоящий фурор произвел виолончелист Фатхулла Ильясов. Он вообще уникальный музыкант, в четвертый раз стал лауреатом «Новых имен». Во втором отделении выступил московский скрипач Сергей Мкртичян, который был в Челябинске. Володя Пецкус заменил девочку, которая не смогла приехать в Питер. Всего за месяц выучил ее произведение и сыграл великолепно! Уникальные были солисты.

— Фатхулла Ильясов, он потрясающий виолончелист, — вступает в разговор Татьяна Денисова. — Кстати, он вырос из своей виолончели. Ему нужен следующий инструмент. А он стоит около миллиона рублей. И семье, в которой пятеро детей и все музыканты, такие траты не по силам. Надо подключать меценатов, чтобы всем миром купить ему виолончель. А мальчик действительно очень перспективный. Хрупкий, невысокий, еще и выглядит младше своих лет. Когда он вышел на сцену, поразил всех. Такая глубина, такая мощь! Он еще и очень скромный, видимо, у него внутри такая серьезная жизнь происходит! И когда он играет, конечно, выдает все.

Питер_главное_011_VV2_4214.jpg

Настоящие герои

— Эмоционально было сложно готовиться к такому концерту?

— Детям легче. И мы им внушили, что они гениальные, — заверяет дирижер. — Чтобы хорошо играть, дети должны быть счастливыми. Работать с такими детьми одно удовольствие. Другое дело, если с профессиональным коллективом что-то можно сделать за неделю, то здесь — за два месяца. Для них это все постижение нового. И мы подобрали соответствующую их уровню программу. И все в один голос нам сказали, что она удивительная. Они настоящие герои, потому что любят играть в оркестре и готовы много работать.

— Конечно, дети очень волновались, — добавляет Татьяна Денисова. — У нас накануне концерта, 11 ноября, началась психосоматика. Голова болит, живот прихватило, что-то лишнее съел! Напряжение чувствовалось. Я переживала, как они выдержат. Это же два отделения! В день концерта все собрались и очень четко отработали программу. Такие молодцы! Это дорогого стоит. И солисты из «Новых имен», которые с нами выступали, они с восхищением отзывались о нашем оркестре.

Питер_010_VV1_3369.jpg

Невозможное возможно

— Какие вы получили отклики после концерта?

— Во-первых, я пригласил ребят, которые у меня когда-то учились в Ульяновске, — делится впечатлениями Валерий Николаевич. — Приведу мнение одного из них, на мой взгляд, ценное: «Оказывается, дети могут играть лучше, чем взрослые. Глаза закрываешь — большой симфонический оркестр. Открываешь — одни деточки сидят». Подходили профессиональные музыканты, говорили, что невозможно такое сделать за год! Для меня ведь это тоже событие. Так получилось, что я должен был остаться в Питере после учебы. Не случилось. Столько лет прошло, и я приехал с концертом как дирижер. И я больше волновался, чем дети. О публике что можно сказать, если зрители все руки отбили? Так хлопали ребятам!

— Солисты на бис выходили и два, и три раза, — продолжает Татьяна Олеговна. — Еще хочу сказать про Ирину Текслер. Можно просто прийти на концерт, а можно сопереживать артистам, как это происходит в нашем случае. Она пришла на репетицию, передала запись приветствия Дениса Мацуева. На концерте снимала, радовалась. Пригласила Ирину Дрозденко, супругу губернатора Ленинградской области. От нее, кстати, была обратная связь, которую пересказал гендиректор Челябинской филармонии Алексей Пелымский. Ирина Григорьевна рассказала, что поначалу сомневалась, идти или нет на концерт. Не смогла отказаться от приглашения и ни на секунду об этом не пожалела, получив невероятное восхищение, радость и счастье. Так что мы заявили о себе очень громко!

Питер_015_VV1_3419.jpg

Только пряником

— С нашими ребятами сегодня занимаются лучшие педагоги, — рассказывает руководитель филармонии. — Они правильно их воспитывают, понимая, что мало любить детей, надо их уважать. Тут еще есть нюанс: оркестр — это не сольное исполнительство. Когда ребенок приходит в оркестр, он должен стать частью целого. В этом ценность, и это большое искусство. Это еще сложнее, чем воспитать солиста. Или ты сам за себя отвечаешь, или за всех.

— Я об этом им постоянно говорю, — соглашается Валерий Уткин. — Я много с детскими коллективами работал, чувствую детей и знаю, как можно достичь результата. В моем случае только пряником.

— Валерий Николаевич тут недоговаривает. Он с пряником, да. А педагоги достаточно строгие. Он тоже строгий. Но это не значит грубый.

— Я и наказываю, и отчитываю, если опоздали. Но помните, женщина из Москвы приехала к своей внучке на концерт? Она поблагодарила как раз за то, что я выбрал «пряничный» метод, потому что для детей он оказался самым результативным.

Питер_016_VV1_3439.jpg

Сыграть с Мацуевым

Музыкантам детско-юношеского оркестра недолго «улыбается» наслаждаться первым серьезным успехом. Их ждет очередная высота. В марте следующего года они станут участниками фестиваля Дениса Мацуева в Челябинске. Юным музыкантам предстоит сыграть на одной сцене с самим маэстро! Денис Леонидович сам выразил такое желание и в очередной раз подтвердил, что его планы не изменились.

— Мы предполагаем, что будем играть фортепианный концерт Грига. Настоящий трехчастный фортепианный концерт, один из самых популярных в мире, — сообщил дирижер.
— Плюс сейчас подводятся итоги конкурса композиторов. Те произведения, которые станут победителями, оркестр должен выучить. Награждение лауреатов состоится, когда мы уже будем готовы сделать концерт. Столько работы предстоит ребятам, что нам некогда долго наслаждаться успехом. Мы взяли такую высокую планку, что важно не только ее удержать, но и шагнуть выше.

Поделиться

Сегодня | 10:53
Челябинская область подсчитывает достижения в сфере культуры

А ведь есть что считать. Сегодня никто и не вспоминает те времена, когда здания учреждений культуры находились в плачевном состоянии, крыши протекали, а чиновники разводили руками. Когда спектакли ставили из ничего, опираясь только на драматургию и актерское мастерство.

Вчера | 18:06
Мой блистательный развод. Рефлексия расставания

Пьеса ирландской писательницы Джеральдины Эрон «Мой блистательный развод» поставлена более чем в 30 странах мира.

Сегодня | 10:53
Челябинская область подсчитывает достижения в сфере культуры

А ведь есть что считать. Сегодня никто и не вспоминает те времена, когда здания учреждений культуры находились в плачевном состоянии, крыши протекали, а чиновники разводили руками. Когда спектакли ставили из ничего, опираясь только на драматургию и актерское мастерство.

29.11.2022 | 12:26
Встречаем «Лекаря…». Премьера Челябинского камерного театра выше ожиданий

«Лекарь поневоле» Мольера в стилистике площадного театра масок — довольно смелый эксперимент. И даже риск. Но это тот самый риск, который позволяет выпить шампанское за прекрасную премьеру, ставшую настоящим предновогодним подарком и зрителям, и артистам.

Новости   
Спецпроекты