Мой блистательный развод. Рефлексия расставания

4 Декабря 2022 Автор: Мария Русакова Фото: Людмила Ковалева
Мой блистательный развод. Рефлексия расставания


Пьеса ирландской писательницы Джеральдины Эрон «Мой блистательный развод» поставлена более чем в 30 странах мира.

В России же она существует лишь в двух исполнениях — в постановке режиссера челябинского драмтеатра Вячеслава Харюшина и работе астраханского театра «Периферия», режиссером которой выступил Александр Беляев. Интересно, что произведение переведено на русский язык в прошлом году, но уже интересует и привлекает театралов. Чем же?

Горько…

Джеральдина Эрон, ирландская писательница, представила свою пьесу «Мой блистательный развод» на суд читателям в 2003 году, но с тех пор, как это ни печально, тема, затрагиваемая автором, приобретает все большую актуальность и популярность. Спектакль играют более чем в 30 странах мира, в Праге по состоянию на 2016 год книга имела 14-летний рекордный успех в продажах, в 2018 году вышел фильм Мишеля Ларока «Великолепная». И чем же цепляет история?

В первую очередь, Эрон создает «типичную героиню в типичных обстоятельствах»: от Ангелы в канун Рождества уходит муж, разумеется, к любовнице, и, конечно, об этом знали все. Поддержать женщину некому: у дочери своя взрослая жизнь, роман с молодым барабанщиком; мать занята походами на похороны своих подруг, к тому же выбор Ангелы она так и не смогла принять, ведь католичка решила выйти замуж за еврея, пренебрегая всеми религиозными традициями; у близких подруг новые романы и заботы. И кроме белого керн-терьера Декстера у нашей бедняги никого и нет.

развод_фото_Людмилы_Ковалевой_19778.jpg

Но эта лишь сказка? К сожалению, реальность не предоставляет положительных картин: статистика разводов в нашей стране растет. Только за январь 2022 года, согласно данным Росстата, в Челябинской области было оформлено 1212 заявлений о расторжении брака, в то время как в 2021 году эта цифра составляла 1168.

В августе прошлого года Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные опроса россиян об их отношении к расторжению брака. Интересно, что с течением времени отношение к разводу в России меняется. На сегодняшний день более половины (57 %) опрошенных считают, что каждый развод — частный случай, решение о «ликвидации» семьи зависит от конкретной ситуации. А в 1990 году распространенным убеждением, которое поддерживало 39 % респондентов, считалось принимать решение о разводе стоит только после фактического распада союза, сейчас же статистика свидетельствует об отходе от такой позиции, поддерживают подход лишь 27 % людей. ВИЦОМ фиксирует, что в 2021 году лишь 9 % россиян убеждены, что брак нужно сохранить любой ценой.

Распространенные причины разногласий и системных поломок в ячейках общества: бедность (33 %), взаимное непонимание (15 %), неверность одного из партнеров (14 %), бытовые проблемы (10 %), а также несовместимость характеров и пьянство (по 8 %).

развод_основной_фото_Людмилы_Ковалевой_19775.jpg

Пациент скорее мертв, чем жив

Джеральдина Эрон создает историю для некого клуба «между нами, девочками». Монопьеса предполагает наличие лишь одного актера, а в нашем случае актрисы, потому произведение становится ироничной исповедью одинокой женщины. Материал удобный для постановки и экранизации: автор пользуется легкостью клишированных образов. Ангела безапелляционно заявляет в начале пьесы, что ей 39 лет, тремя годами позже ей уже 51. Также абсолютно очевидно, что каждая новая возлюбленная бывшего мужа — стерва, мы-то с вами в этом уверены. От матери поддержки можно не ждать: как же можно было довести до развода? Налицо психологическая колонизация отчаяния женщины в постразводном периоде. И в этом, наверное, вся прелесть и легкость «Моего блистательного развода».

Вячеслов Харюшин, режиссер-постановщик, отмечает, что история должна быть со счастливым концом: «Мы только устроили читку пьесу, Катя, актриса, пришла и сказала: «Хочу хеппи-энд. Сделайте все, чтоб был хеппи-энд». Все равно это всегда этап, жизнь продолжается. Про это и пытались сказать. Зацикливаться на одном событии жизни никогда не стоит. Жизнь продолжается, и жить надо дальше».

развод_фото_Людмилы_Ковалевой_19787.jpg

В центре внимания пьесы — женщина со всеми ее комплексами и мучениками-тараканами. А кто в реальной жизни страдает больше? Женщины? Мужчины?

Многочисленные исследования подтверждают, что женщины куда чаще испытывают трудности в постразводный кризис. При этом по данным крупнейшего в России международного выборочного исследования демографы ВШЭ установили, что женщины чаще мужчин задумываются о разводе и решительнее расторгают брак: «Выяснилось, что женщины, состоящие в отношениях самой разной длительности, вдвое чаще мужчин задумывались о качестве отношений. Они также чаще собирались расстаться с партнером, и в итоге так и поступали».

Наряду с юристами по разводам пользуются популярностью и другие специалисты — психологи. Героиня Ангела во время приступов меланхолии звонит по телефону доверия: «Меня зовут Уоррен. Дышите глубже. Дышите глубже и точно скажите мне, что вы приняли». В реальности же получить поддержку с большей вероятностью можно у частных специалистов.

Для феминисток, вероятнее всего, пьеса станет предметом дискуссии, ведь главная героиня цепляется за идею обретения свободы и счастья исключительно путем завоевания достойного мужчины. Так или иначе все мысли Ангелы заняты поиском ответа на вопрос: как создать гармоничные и успешные отношения? Личное счастье женщины в условиях пройденного «блестящего развода» зависит от достойного мужчины рядом. Поэтому для тех, кто за «свободу, равенство, сестринство», лучше поберечь нервы. Это всего лишь мнение, которое имеет право звучать.

фото_Людмилы_Ковалевой_19781.jpg

В эфире шоу

Постановка челябинского театра драмы интересна своим сюжетным решением. Монопьесу оживили за счет введения нового героя, причем в оригинальном тексте его не существует. Действия «Блистательного развода» развиваются в рамках телевизионного шоу. И этот ход оправдан: действительно, пьеса развивается более динамично, главная героиня раскрывается за счет живого общения. Вячеслав Харюшин объясняет такое решение: «Все равно же хочется что-то придумать. Вот почему главная героиня рассказывает что-то? Вот мы сделали такую отсылку к телевизионному шоу, сейчас модному. И человек на этом шоу рассказывает о своей жизни».

Сложность произведения Эрон состоит в монологичности высказываний. Главная героиня говорит и за себя, и за всех своих друзей, и за бывшего мужа, и за родственников. Актрисе, исполняющей роль Ангелы Кеннеди Липски, необходимо мгновенно переключаться в образах. И актриса челябинского драмтеатра Екатерина Зенцова справляется с этим прекрасно: «Даже сама автор посмотрела на фотографии наших актеров и сказала, что утверждает. Интернет! Так что вроде и никогда не виделись и не увидимся, но она видела наших актеров».

развод_фото_Людмилы_Ковалевой_19789.jpg

Постановка «Мой блистательный развод» впервые состоялась год назад. И с тех пор на спектаклях аншлаг, зрители оставляют свои отзывы даже на официальном сайте театра. Ольга Филиппова поделилась своими впечатлениями после просмотра и оставила такой комментарий: «Спектакль замечательный. Превосходная игра актеров. Блистательная, трогательная и нежная Ангела — Екатерина Зенцова! Браво! За спектакль пережила широкий аспект эмоций, от слез до смеха!»

За год актеры сыграли спектакль почти двадцать раз, а в новом театральном сезоне историю пришлось проработать заново: «Можно считать, что у нас премьера, потому что в этом сезоне играет другой актер — заслуженный артист Алексей Мартынов. Поэтому у нас практически все по-новому: мы осенью вставали на репетиционный период и зарядили все по новой. Например, тексты для него (для героя Алексея Мартынова. — Прим. авт.), а поскольку этого персонажа в тексте пьесы не было, написаны новые. «Новая» премьера практически».

фото_Людмилы_Ковалевой_19792.jpg

В своей роли Алексей Мартынов становится чутким медиатором, способным понять боль, переживания и даже капризы женщины. И хочется верить герою. Неподдельная искренность цепляет зрителей.

«Наверное, развод в современной жизни человека один из (после смерти) самых трагических моментов, когда двое людей расстаются. Вот про это мы и сделали спектакль, — обсуждаем с режиссером-постановщиком реакцию зрителей. — Мы же выезжаем со спектаклем. Например, в Миассе мы играли на зал в 500 мест. Нам показалось: а как это? А сумеем ли? Смогут ли вдвоем актеры отопить этот зал?»

развод_фото_Людмилы_Ковалевой_19785.jpg

В этот момент журналист задает наглый вопрос: получилось? Ответ был очевиден: «Зал встал».

Для всех, кто ищет хеппи-энд, спектакль «Мой блистательный развод» станет отличной терапией. Сказка о взрослых и позитивная мотивация способны изменить ситуацию в лучшую сторону и двигаться дальше. (12+)

развод_фото_Людмилы_Ковалевой_19793.jpg

Поделиться

Вчера | 11:10
Четыре раза на бис. Оркестр Владимира Спивакова играл в Челябинске

Выступление Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» состоялось 2 февраля в концертном зале имени Сергея Прокофьева Челябинской филармонии. Событие долгожданное. Перерыв между уральскими гастролями столичных музыкантов получился довольно длительным — три года.

05.02.2023 | 17:08
Паспорт для книжки. История тайн главного книжного дома области

Это «Закулисье» начнется с конца: я взяла книгу в библиотеке. Издание 1981 года, небольшой сборник повестей со светлой желтой обложкой, пометкой «К» в верхнем углу и отремонтированным аккуратным корешком, на котором тонким каллиграфическим почерком подписали название и автора.

05.02.2023 | 17:08
Паспорт для книжки. История тайн главного книжного дома области

Это «Закулисье» начнется с конца: я взяла книгу в библиотеке. Издание 1981 года, небольшой сборник повестей со светлой желтой обложкой, пометкой «К» в верхнем углу и отремонтированным аккуратным корешком, на котором тонким каллиграфическим почерком подписали название и автора.

21.01.2023 | 13:13
Киты с копытами. Что надо знать о морских млекопитающих

Бескрайнее море в порыве чувств бьется об острые скалы, рассыпается солеными волнами-великанами, нападая на береговые камни; одинокий маяк подмигивает закату; ветер, штурмуя местную природу, гонит мурашки по ледяной воде, но вдруг стихия будто уступает место хозяину: здесь правит кит. Такая картина не знакома южноуральцам, ведь правда? Но ничего страшного: все исправит Информационный центр по атомной энергии.

Новости   
Спецпроекты