Природа не отдыхает. В историческом музее выставились отец и сын Исаковы
Дети часто наследуют таланты своих родителей. Это и гены, и образ жизни. Если отец живописец или музыкант, он завораживает искусством, учит ремеслу.
На выставке «Машина времени», которая открылась в Государственном историческом музее Южного Урала, ее авторы Макен и Кенеш Исаковы не конкурируют. Два непохожих художника, два поколения с разницей в полвека. Но сколько в экспозиции любви, тепла, взаимоуважения, житейской мудрости, юношеской дерзости и смелости! Работы разные, но им хорошо вместе.
Дано богом
— Я родился вскоре после войны, в горном киргизском селе, — рассказывает Макен Исакович. — Тогда я мог рисовать только на пыльной дороге. С бумагой было сложно. В ход шли старые книги и газеты. Но во мне всегда жило желание рисовать. Мне посчастливилось: я попал в художественное училище имени Чуйкова во Фрунзе. Потом поехал в Питер, где окончил училище имени Веры Мухиной (в настоящее время Государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица. — Прим. авт.). Если талант дан богом, я считаю, что это подарок. И я очень рад, что он достался и мне, и сыну. Эта выставка для меня особенная. В первый раз мы с сыном совместно решили показать свои работы. Очень важно, что Кенеш сам захотел стать художником, без нашего участия. Хотя мы его и водили по выставкам и музеям, свой вклад внесли в его становление. Он окончил с отличием челябинскую художественную школу и решил посвятить себя искусству. Мне это очень приятно.
— Выставку назвали «Машина времени», почему?
— Потому что два поколения. Я учился в 70-х годах, школа была другая. А сын мой авангардист. Но я считаю, что в свое время я тоже был непослушным сыном своего отца, если отцами считать учителей. Нельзя все втиснуть в рамки соцреализма. В жизни у меня есть другое любимое дело: я обучаю людей восточным практикам. А живопись — это для души. Я не скован идеологическими рамками, картины не продаю. У меня полнейшая свобода творчества.
Вне времени
— С сыном много занимались в детстве?
— Когда он был маленький, обращался за советом. А сейчас он все делает сам. Он со мной спорит, говорит, что классики устарели. А я ему говорю: сынок, искусство вне моды, вне времени. Любая манера, любые техники ценные, если это настоящее искусство. Иногда меня спрашивают, в каком стиле я работаю. Для меня это не главное. Вот эта картина написана в стиле оп-арт. Она называется «Миражи войны». Мой отец — участник Великой Отечественной войны. Когда я его спрашивал, было ли ему страшно, он отвечал, что было ужасно страшно. А потом эти воспоминания всплывают, как во сне. Стиль оп-арт очень подошел для воплощения идеи. Смотрится как мираж, оптические иллюзии, которые усиливают образ картины. Эта картина актуальна и сейчас. Идет война, а нам хочется мира.
На двух скакунах
— Живопись всю жизнь остается моим любимым делом, — продолжает Исаков-старший. — Как один из художников, который был еще и актером, говорил: я на двух скакунах езжу. Экспозиция собиралась довольно долго, лет двадцать. Но есть и совсем свежие работы. Вот посмотрите: могущественные тигры. Здесь они напуганные, потому что идет стихия. Я эту картину закончил, а через три дня случилось землетрясение в Турции. Возможно, это было предчувствие. Стихия настолько страшна, что даже такие могущественные звери становятся жалкими. Некоторые картины созданы лет двадцать назад. Вот там «Бабушкины сказки», где рыбы летают на небе. У всех народов есть свои сказки. И в детстве я очень любил, когда отец и бабушка мне их рассказывали. Вот: они заслушались, и уже закат. Там стог сена. Это близко для меня. У моего сына здесь графические, линейные работы. Из него получился бы прекрасный иллюстратор, книжный художник. У него тоже есть живописные работы, но он другой, современный художник.
— Да, я живу в современности, и мне хочется отображать действительность, — соглашается Кенеш. — Я начал рисовать с раннего детства. Все отцы играют с детьми. Мы рисовали. Отец изображал какую-то «каляку», а я должен был угадать, что это, увидеть какие-то символы и дорисовать. Лет в семнадцать я понял, что хочу связать свою жизнь с искусством. Отец художник, и он меня очень хорошо мотивировал. Для меня творчество — это не какой-то род деятельности. Это способ существования. И сегодня это не просто событие, а очень хороший день в моей жизни.
Быть собой
Кенешу всего девятнадцать лет. Но за плечами уже не одна выставка. Он уверен в себе, талантлив и дерзок. Не соглашается изучать академию, пробует новое, ищет свое. Казалось бы, они совсем разные. Мудрый и спокойный Макен Исакович, философ, увлеченный Китаем, и совсем юный Кенеш. Однако на выставке не покидает ощущение едва уловимой схожести. Картины писали и рисовали разные художники, у которых много общего. С этим соглашается искусствовед музея Мария Аникина:
— У них у обоих очень хороший рисунок, линия. По содержанию переклички нет. Но Кенеш настолько талантлив и молод, что ему хочется попробовать себя во всем. В нем чувствуется характер, дерзость, хорошее бунтарство. И все талантливо. Конечно, в силу юного возраста много наносного, и он пока не оформился. Но это вопрос времени. И еще из схожего — честность и искренность. Для них естественно быть собой. Вот что их объединяет. Они отдельные, и каждый остается самим собой. Это очень важно. Отец уважает выбор сына, а сын, безусловно, уважает отца.
Для справки: Макен Исаков, исследователь и практик тайцзицюань. В 1971 году окончил Ленинградское высшее художественное училище им. В. Мухиной. В Челябинске живет с 1997 года. Создатель спортивно-оздоровительного клуба «Белый журавль». С 2001 года преподавал китайскую философию и рефлексотерапию в Уральском государственном университете физической культуры. Автор книг, статей и методических пособий по цигун и тайцзицюань.
Поделиться