В Челябинске состоялась головокружительная премьера балета «Раймонда»
![В Челябинске состоялась головокружительная премьера балета «Раймонда» В Челябинске состоялась головокружительная премьера балета «Раймонда»](/upload/iblock/00b/00b2d02eaaacc4a01564e2c8689bb129.jpg)
Два премьерных показа прошли в Театре оперы и балета им. Глинки в минувшие выходные, 27 и 28 мая. Южноуральские зрители с восторгом приняли новую работу челябинской балетной труппы.
Они это сделали!
«Раймонда» — лебединая песня великого балетмейстера Мариуса Петипа. И напротив, первый и лучший опыт обращения к жанру балета композитора Александра Глазунова. В этом году это величайшее произведение отмечает свое 125-летие. Его абсолютная премьера состоялась в январе 1898 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Больше века «Раймонда» не сходит с афиш самых прославленных театров мира.
А вот в Челябинске эту красивую средневековую историю о любовном треугольнике поставили впервые. Поэтому мы и говорим о знаковости события и том, что сегодня челябинский балет «дорос» до «Раймонды». Этот спектакль насколько хорош, настолько и сложен в постановке. Он считается вершиной балетного искусства. Создатели челябинского балета после премьеры ощущают себя победителями. Они это сделали!
![Раймонда_фото_Людмилы_Ковалевой_23985_Клевцов-и-артисты.jpg Раймонда_фото_Людмилы_Ковалевой_23985_Клевцов-и-артисты.jpg](/upload/medialibrary/389/389ba87454a469457386a870eb236e99.jpg)
Но обычному зрителю из зала не очень понятны профессиональные сложности. Для них важно, что отныне в афише театра регулярно будет значиться один из самых красивых и зрелищных балетов мировой истории.
Классика в динамике
— Совершенно верно, в челябинском театре никогда не было балета «Раймонда», поэтому у нас двойная премьера, — говорит Юрий Клевцов. — Все-таки это шедевр. Он идет во всех театрах, которые уважают себя и которые имеют соответствующую труппу. Вот сегодня мы имеем соответствующую труппу, и мы можем себе это позволить. И я этому очень рад. Мы постарались сохранить историческую хореографию Мариуса Петипа, но мы сделали спектакль более динамичным и более понятным современному зрителю. Новые технологии, проекции, гораздо более интенсивный свет — все это придает спектаклю живость и современность. Повторюсь, при этом мы стараемся сохранить дух того спектакля Петипа, который был поставлен 125 лет назад. Что касается артистов, они прекрасно справились с задачей. И, я считаю, во многих моментах наши артисты ничуть не хуже столичных, а, может, даже и лучше.
![Раймонда_фото_Людмилы_Ковалевой_24041_.jpg Раймонда_фото_Людмилы_Ковалевой_24041_.jpg](/upload/medialibrary/e89/e89400af104a03687bb5cce2078b9be1.jpg)
Действие балета происходит в средневековом Провансе. Раймонда, живущая в замке пожилой тетушки, обручена с венгерским рыцарем-крестоносцем Жаном де Бриеном. Но тот отправляется в военный поход. В период разлуки сначала в вещем сне героини, потом наяву приходит сарацинский шейх Абдерахман. Сраженный красотой Раймонды, он страстно добивается взаимной любви, обещая бросить к ее ногам все свое могущество и сокровища мира. Но Раймонда напугана, она ждет своего рыцаря и отвергает страстную любовь шейха. Абдерахман не сдается и пытается похитить прекрасную девушку. Но в самый последний момент возвращается Жан де Бриен и спасает Раймонду. В честном поединке он одерживает победу, а сарацинский шейх погибает. Влюбленные, конечно, женятся. Казалось бы, такая незамысловатая история о любовном треугольнике, когда один — лишний. Но это всего лишь сюжет.
Фейерверк ощущений
Визуальный ряд спектакля — отдельная история, яркая и насыщенная по цвету и свету. Заслуга неповторимой красоты челябинской «Раймонды» принадлежит художнику из Санкт-Петербурга Олегу Молчанову, который признается, что работа доставила ему огромное профессиональное удовольствие.
![Раймонда_Лири-Вакабаяси-и-Кубаныч-Шамакеев.jpg Раймонда_Лири-Вакабаяси-и-Кубаныч-Шамакеев.jpg](/upload/medialibrary/598/598add8b6c0d5298b70d8f57db3e3d33.jpg)
— Конечно, это потрясающий балет, — говорит художник. — Вершина искусства Петипа на прекрасную музыку Глазунова. И нам захотелось создать атмосферу Средневековья. Это сказка. Но она такая очаровательная! В ней есть прекрасные рыцари и их отношение к прекрасной даме. Есть влюбленный Абдерахман, который погибает из-за своей страсти. Здесь есть интрига. Она заключается в том, что Юрий Клевцов танцевал в Большом театре партию Абдерахмана. И он решил привнести в эту роль свое звучание. Обычно это злодей, который пытается похитить Раймонду. Наш Абдерахман — прекрасный, благородный арабский шейх, который не готов отступиться от любви. Его партия невероятно усилена, и это добавляет красок. «Раймонду» не везде можно поставить, а только там, где балет находится на высоте. Как в челябинском театре. Здесь потрясающие ребята! И я вам должен сказать: у нас два состава, и это абсолютно две разные истории. Каждый солист вкладывает в роль свой темперамент, свой характер. Зрителей ждет фейерверк ощущений средневекового темперамента и потрясающие исполнители. Я понимаю, о чем говорю. Я из Санкт-Петербурга и могу оценить достойный уровень. Над спектаклем работали глубочайшие профессионалы, которые дело не только знают, но и любят. Мы ничего не заказывали на стороне. Декорации, костюмы, грим, отделка, детали — все сделано в Челябинске. Я потрясен мастерством!
Эталонный балет
— Мне безумно нравится Раймонда, — признается исполнительница главной партии Екатерина Хомкина-Сафронова. — Для меня это благородная героиня, при этом она радуется жизни. И ей нужно правильно себя вести с Абдерахманом, несмотря на то, что она его не любит. Партия действительно очень сложная. У самой героини Раймонды семь вариаций, плюс еще адажио с разными партнерами, плюс в каждом действии еще кода — все возможные технические элементы классического балета, как некий экзамен для балерины. Нужно показать всю палитру техники владения телом, владения ролью. Это эталон балета. Да, это рост для труппы, конечно, рост.
![Раймонда_фото_Людмилы_Ковалевой_23983.jpg Раймонда_фото_Людмилы_Ковалевой_23983.jpg](/upload/medialibrary/77b/77bf7fa247ee874937613c269d951fe7.jpg)
На двух премьерных показах на сцене блистали оба состава балета. Образ Раймонды воплотили Лири Вакабаяси и Екатерина Хомкина-Сафронова. В роли Жана де Бриена зрители увидели Алексея Шакуро и Валерия Целищева. В партии Абдерахмана выступили Кубаныч Шамакеев и Александр Кочетков.
Программу XIV Международного фестиваля «В честь Екатерины Максимовой» продолжит Большой театр Беларуси со спектаклями «Лебединое озеро» (2 и 3 июня) и «Анна Каренина» (5 и 6 июня), а ярким завершением фестиваля станет грандиозный гала-концерт «Татьяна Предеина приглашает…», который состоится 10 июня. (12+)
Поделиться