Сказки Вагнера. В Челябинске показали волшебный мир Кота-мурлыки
Челябинский театр кукол имени Валерия Вольховского подарил юным зрителям новый спектакль. Абсолютно новый, не похожий на предыдущие, которые теперь будут соседствовать с ним на одной афише.
На этот раз детям и их родителям показали «Сказки Кота-мурлыки». Спектакль получился удивительным, милым, добрым, уютным и веселым. Именно получился. Если бы мы обратились к оригиналу, то впечатления остались иными. Сами по себе эти сказки насколько интересны, настолько непросты в восприятии: там есть мистика и философия, и веселыми их вряд ли можно назвать.
Но как красота в глазах смотрящего, так и добро в душах читающих. Авторы идеи обращения к сказкам Николая Вагнера, популярного во второй половине XIX и начале XX веков, прочитали их так, чтобы остались в сердцах зрителей только светлые впечатления. Приглашенные на премьеру гости, большие и маленькие, погрузившись в волшебный мир Кота-мурлыки, смотрели и очаровывались, а потом ушли из зала с улыбками и ощущением, что они увидели самые добрые истории.
Конкурент Андерсена
В спектакле три 90-летние бабушки рассказывают четыре сказки. Сюжеты узнаваемые, где-то услышанные, что-то в них есть знакомое. А вот кто написал эти истории, ни один из взрослых зрителей ответить не смог. Есть сказки, за которыми крепко закреплены имена авторов. Никто и никогда не перепутает, какие из них написал Ганс Кристиан Андерсен, Шарль Перро или братья Гримм. Николая Петровича Вагнера (1829-1907) в современном мире знают разве что специалисты: зоологи, экологи или литературоведы. Именно в этих сферах он был в свое время весьма популярен.
Между тем родился он на Урале, на территории современной Свердловской области. Жил и работал в Казани и Санкт-Петербурге. Был видным ученым, исследовал насекомых, беспозвоночных и много чего еще из области естествознания. Создал биологическую станцию на Соловецких островах. Преуспел в литературе. Человеком он слыл неоднозначным, и относились к нему по-разному: кто-то восхищался, кто-то изумлялся. Его критиковали за увлечение спиритизмом и убежденность в возможности общения с душами умерших.
Когда в 1868 году в России впервые вышел перевод сказок Андерсена, 39-летний Вагнер остался многими из них недоволен. «Неужели я не могу написать так же или лучше?» — задал себе вопрос ученый и создал «Сказки Кота-мурлыки». Впервые книга была опубликована в 1872 году и до 1913 года выдержала девять переизданий. Не лишним будет и сегодня иногда вспоминать, какие истории написал русский сказочник, явно конкурируя со своим датским коллегой.
Маски вместо грима
— На самом деле, эта идея родилась давно, — рассказывает автор инсценировки и режиссер спектакля Александр Борок. — Московский художник Виктор Никоненко однажды спросил меня, знаю ли я такого автора Николая Вагнера. Я ответил, что нет. И стал искать эти сказки. Спектакль долго планировался, и вот, наконец, он родился. Мы взяли первые три сказки. Они довольно простые. А четвертая «Чудный мальчик», которая моя самая любимая, она сложная и философская, с подтекстами и со смыслом. Вагнер на самом деле сложно писал. То, что вы видите в спектакле, очень сжато. В оригинале сказки большие, и каждая из них могла стать отдельным спектаклем. Но нам хотелось, чтобы было как можно больше Вагнера.
— Очень интересные образы бабушек в этом спектакле. Мы даже не заметили, что у них не грим, а настоящие силиконовые маски. Эффект потрясающий.
— Мы с художником Еленой Хохлович нашли такое решение. Грим уступает маскам. Он стирается, гаснет, вянет. А нам нужно, чтобы были прямо настоящие бабушки. У нас есть спектакли «Колобок» и «Репка», в которых бабушки и дедушки рассказывают русские народные сказки. И они там в гриме. Но молодую актрису, каким бы хорошим ни был грим, состарить не удается. А в этих масках может играть актер любого возраста. В них работать тяжело, но, я надеюсь, наши бабушки привыкнут. Хотелось бы этого, потому что я бы с головой окунулся в эту форму: пробовал, пробовал и пробовал. Эти маски мы специально заказывали мастеру. А те маски, которые продаются в магазинах, они легче. Я их проверял на себе, и мы много чего с ними делали. А вот такой опыт — это впервые.
Пусть все смеются
Образы бабушек в спектакле и правда настоящая находка. Они веселые и задорные. Несмотря на 90-летний возраст, героини получились красивыми и, что особенно важно, добрыми. Именно такие бабушки любят рассказывать деткам сказки.
— Я играю бабушку с собакой. Есть еще бабушка с котом и бабушка с крысой. Я рассказываю испанскую сказку, — говорит заслуженная артистка России Арина Жарикова. — Первая сказка у нас английская, потом идет испанская, потом вьетнамская. Каждая рассказывает по одной, а четвертую мы сочиняем все вместе. Моя сказка «Невеста трех женихов». Мы взяли забытые сказки, которые никто не популяризировал. Наша миссия — достать их из сундуков и рассказать детям. Очень хорошие, симпатичные сказки. У них нешаблонные, интересные ходы и повороты. И мы рады, что зрители их достойно оценили.
— А теперь давайте про маски. Мало кто в театрах использует такой прием старения, как вам в них работается?
— У нас есть такая волшебница, ее зовут Елена Рубцова, которая создает такие маски. С нас сделали слепки, целиком, по грудь, долго и тщательно подбирали цвета и тон, придумывали прически. Все сложно. И работать в них сложно. Спасибо, что вырезан рот, а через нос я дышать не могу. У нас два состава. Шесть бабушек. Мы меняемся, потому что два спектакля играть тяжело. Зато нас одели в модные костюмы в стиле бохо. Мы бабушки современные. И мы рассказываем сказки про главное: про совесть, про сердце, про любовь. Моя собачка играет в четвертой сказке роль пса, которого зовут Вовок. У него вихры, он нечесаный, лохматый. При этом он уму-разуму учит царевну, чтобы она не стеснялась некрасивого платья или каких-то рваных шубеек. Пусть все смеются! Если смеются, значит, не зря мы на свете живем. Лучше веселый смех, чем горькое горе. Это его слова. Он у нас мудрец.
Справка «ЮП»
В премьерном спектакле «Сказки Кота-мурлыки» использованы четыре сказки Николая Вагнера: «Тростниковая шапка», «Невеста трех женихов», «Трое умельцев» и «Чудный мальчик». Режиссер, автор инсценировки — Александр Борок, художник — Елена Хохлович, композитор — Лариса Паутова, художник по свету — Анатолий Пристай. В спектакле заняты актрисы Наталья Балдина, Елена Блажеева, Елизавета Борок, Елена Дрыгина, Арина Жарикова и Марианна Тарасова.
Поделиться