Сказки Вагнера. В Челябинске показали волшебный мир Кота-мурлыки

10 Декабря 2023 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Сказки Вагнера. В Челябинске показали волшебный мир Кота-мурлыки


Челябинский театр кукол имени Валерия Вольховского подарил юным зрителям новый спектакль. Абсолютно новый, не похожий на предыдущие, которые теперь будут соседствовать с ним на одной афише.

Так всегда поступают творческие люди, которые любят свою работу: они ищут новые материалы, новые подходы и новые технологии. Премьера уходящего года включила в себя много всего нового и даже экспериментального, чтобы маленький зритель остался доволен. И это важно, потому что именно этот театр является первым в его жизни. А первый обязательно должен стать любимым.

кукольный_фото_Людмилы_Ковалевой_28794.jpg

На этот раз детям и их родителям показали «Сказки Кота-мурлыки». Спектакль получился удивительным, милым, добрым, уютным и веселым. Именно получился. Если бы мы обратились к оригиналу, то впечатления остались иными. Сами по себе эти сказки насколько интересны, настолько непросты в восприятии: там есть мистика и философия, и веселыми их вряд ли можно назвать.

Но как красота в глазах смотрящего, так и добро в душах читающих. Авторы идеи обращения к сказкам Николая Вагнера, популярного во второй половине XIX и начале XX веков, прочитали их так, чтобы остались в сердцах зрителей только светлые впечатления. Приглашенные на премьеру гости, большие и маленькие, погрузившись в волшебный мир Кота-мурлыки, смотрели и очаровывались, а потом ушли из зала с улыбками и ощущением, что они увидели самые добрые истории.

кукольный_фото_Людмилы_Ковалевой_28778_юные-зрители.jpg

Конкурент Андерсена

В спектакле три 90-летние бабушки рассказывают четыре сказки. Сюжеты узнаваемые, где-то услышанные, что-то в них есть знакомое. А вот кто написал эти истории, ни один из взрослых зрителей ответить не смог. Есть сказки, за которыми крепко закреплены имена авторов. Никто и никогда не перепутает, какие из них написал Ганс Кристиан Андерсен, Шарль Перро или братья Гримм. Николая Петровича Вагнера (1829-1907) в современном мире знают разве что специалисты: зоологи, экологи или литературоведы. Именно в этих сферах он был в свое время весьма популярен.

Между тем родился он на Урале, на территории современной Свердловской области. Жил и работал в Казани и Санкт-Петербурге. Был видным ученым, исследовал насекомых, беспозвоночных и много чего еще из области естествознания. Создал биологическую станцию на Соловецких островах. Преуспел в литературе. Человеком он слыл неоднозначным, и относились к нему по-разному: кто-то восхищался, кто-то изумлялся. Его критиковали за увлечение спиритизмом и убежденность в возможности общения с душами умерших.

Когда в 1868 году в России впервые вышел перевод сказок Андерсена, 39-летний Вагнер остался многими из них недоволен. «Неужели я не могу написать так же или лучше?» — задал себе вопрос ученый и создал «Сказки Кота-мурлыки». Впервые книга была опубликована в 1872 году и до 1913 года выдержала девять переизданий. Не лишним будет и сегодня иногда вспоминать, какие истории написал русский сказочник, явно конкурируя со своим датским коллегой.

кукольный_фото_Людмилы_Ковалевой_28791.jpg

Маски вместо грима

Александр Борок.jpg— На самом деле, эта идея родилась давно, — рассказывает автор инсценировки и режиссер спектакля Александр Борок. — Московский художник Виктор Никоненко однажды спросил меня, знаю ли я такого автора Николая Вагнера. Я ответил, что нет. И стал искать эти сказки. Спектакль долго планировался, и вот, наконец, он родился. Мы взяли первые три сказки. Они довольно простые. А четвертая «Чудный мальчик», которая моя самая любимая, она сложная и философская, с подтекстами и со смыслом. Вагнер на самом деле сложно писал. То, что вы видите в спектакле, очень сжато. В оригинале сказки большие, и каждая из них могла стать отдельным спектаклем. Но нам хотелось, чтобы было как можно больше Вагнера.

— Очень интересные образы бабушек в этом спектакле. Мы даже не заметили, что у них не грим, а настоящие силиконовые маски. Эффект потрясающий.

— Мы с художником Еленой Хохлович нашли такое решение. Грим уступает маскам. Он стирается, гаснет, вянет. А нам нужно, чтобы были прямо настоящие бабушки. У нас есть спектакли «Колобок» и «Репка», в которых бабушки и дедушки рассказывают русские народные сказки. И они там в гриме. Но молодую актрису, каким бы хорошим ни был грим, состарить не удается. А в этих масках может играть актер любого возраста. В них работать тяжело, но, я надеюсь, наши бабушки привыкнут. Хотелось бы этого, потому что я бы с головой окунулся в эту форму: пробовал, пробовал и пробовал. Эти маски мы специально заказывали мастеру. А те маски, которые продаются в магазинах, они легче. Я их проверял на себе, и мы много чего с ними делали. А вот такой опыт — это впервые.

кукольный_фото_Людмилы_Ковалевой_28782.jpg

Пусть все смеются

Образы бабушек в спектакле и правда настоящая находка. Они веселые и задорные. Несмотря на 90-летний возраст, героини получились красивыми и, что особенно важно, добрыми. Именно такие бабушки любят рассказывать деткам сказки.

— Я играю бабушку с собакой. Есть еще бабушка с котом и бабушка с крысой. Я рассказываю испанскую сказку, — говорит заслуженная артистка России Арина Жарикова. — Первая сказка у нас английская, потом идет испанская, потом вьетнамская. Каждая рассказывает по одной, а четвертую мы сочиняем все вместе. Моя сказка «Невеста трех женихов». Мы взяли забытые сказки, которые никто не популяризировал. Наша миссия — достать их из сундуков и рассказать детям. Очень хорошие, симпатичные сказки. У них нешаблонные, интересные ходы и повороты. И мы рады, что зрители их достойно оценили.

— А теперь давайте про маски. Мало кто в театрах использует такой прием старения, как вам в них работается?

— У нас есть такая волшебница, ее зовут Елена Рубцова, которая создает такие маски. С нас сделали слепки, целиком, по грудь, долго и тщательно подбирали цвета и тон, придумывали прически. Все сложно. И работать в них сложно. Спасибо, что вырезан рот, а через нос я дышать не могу. У нас два состава. Шесть бабушек. Мы меняемся, потому что два спектакля играть тяжело. Зато нас одели в модные костюмы в стиле бохо. Мы бабушки современные. И мы рассказываем сказки про главное: про совесть, про сердце, про любовь. Моя собачка играет в четвертой сказке роль пса, которого зовут Вовок. У него вихры, он нечесаный, лохматый. При этом он уму-разуму учит царевну, чтобы она не стеснялась некрасивого платья или каких-то рваных шубеек. Пусть все смеются! Если смеются, значит, не зря мы на свете живем. Лучше веселый смех, чем горькое горе. Это его слова. Он у нас мудрец.

кукольный_фото_Людмилы_Ковалевой_28787.jpg

Справка «ЮП»

В премьерном спектакле «Сказки Кота-мурлыки» использованы четыре сказки Николая Вагнера: «Тростниковая шапка», «Невеста трех женихов», «Трое умельцев» и «Чудный мальчик». Режиссер, автор инсценировки — Александр Борок, художник — Елена Хохлович, композитор — Лариса Паутова, художник по свету — Анатолий Пристай. В спектакле заняты актрисы Наталья Балдина, Елена Блажеева, Елизавета Борок, Елена Дрыгина, Арина Жарикова и Марианна Тарасова.


Поделиться

08.09.2024 | 14:14
«Слона» заметили. Почему театру так интересны забытые пьесы

Челябинский камерный театр открывает сезон премьерой. Ждали неожиданного? Получите! Театр, ищущий, жадный до экспериментов, на сей раз обратился к творчеству Александра Копкова (1907-1942).

06.09.2024 | 15:10
Детская филармония Челябинской области будет носить имя Адика Абдурахманова

Губернатор Алексей Текслер поддержал инициативу присвоить Детской филармонии Челябинской области имя прославленного дирижера, музыканта, педагога, заслуженного артиста России Адика Абдурахманова. Об этом губернатор сообщил на торжественном мероприятии в честь сорокового дня рождения Детской филармонии.

08.09.2024 | 14:14
«Слона» заметили. Почему театру так интересны забытые пьесы

Челябинский камерный театр открывает сезон премьерой. Ждали неожиданного? Получите! Театр, ищущий, жадный до экспериментов, на сей раз обратился к творчеству Александра Копкова (1907-1942).

03.09.2024 | 14:01
Челябинский симфонический оркестр отметил первый юбилей

Народный артист России Денис Мацуев, новый главный дирижер оркестра Алексей Рубин, Второй концерт Сергея Рахманинова, Пятая симфония Чайковского, пятилетие оркестра — каждый из названных поводов способен сделать событие незабываемым. А если все это объединить в один концерт?

Новости   
Спецпроекты