Сказка для взрослых. Итальянские страсти в челябинской опере
В каждом сезоне Челябинский театр оперы и балета им. М. И. Глинки старается впечатлить своих поклонников удивительной премьерой. Одним из таких восхитительных акцентов сезона стала опера Джакомо Пуччини «Турандот».

Музыка Пуччини наполнена драматизмом, энергией, передавая глубину переживаний главных героев. Грандиозные хоровые номера, красочные оркестровые пассажи создавали неповторимую атмосферу. «Турандот» — последнее произведение творческого гения композитора Пуччини, написанное им незадолго до смерти. Считается, что композитор не завершил свой труд полностью, оставив в опере открытый финал, и его коллега, композитор Франко Альфано, позже дописал заключительную сцену. С этой расхожей версией о финале оперы «Турандот» не согласен режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Стародубцев. По его мнению, Пуччини завершил сочинение, доведя сюжет до логического конца, и опера не нуждается в дополнительно сочиненном финале.

— Классика вечна, — комментирует Вячеслав Стародубцев. — Чем больше в нее погружаешься, тем больше открываешь пластов, новых смыслов. Уникальность нашей постановки заключается в сочетании сказки и реальности, жизни и театра, современности и историзма. Происходит противоборство между этими антагонистическими структурами.
Вячеслав Стародубцев хорошо знаком зрителям, несколько его спектаклей входят в активный репертуар театра. Новая постановка известного режиссера на сцене оперного театра отвечает запросам самых взыскательных и искушенных зрителей. Фантастически огромные шикарные декорации, буйство цвета и красок, яркие костюмы, видеопроекции, развернутое по всему зрительному залу действие — все это искусно сплетается в полотне спектакля. В постановке «Турандот» режиссеру удалось мастерски сочетать знаменитые образы итальянского кинематографа, экспрессивный итальянский темперамент, творчество именитой киностудии «Чинечитта» с классической музыкой Пуччини. Получилась такая историческая надстройка, наполнившая свежим дыханием традиционный оперный сюжет. Современный зритель уже привык к кинематографу, потому легко считывает кинообразы, его знаки и символы. Классическая опера дополнилась новым привлекательным прочтением, притягательным для сознания современной публики.

Оформлением визуальной части спектакля занимался художник-постановщик, художник по костюмам, народный художник России Вячеслав Окунев. Для него челябинская «Турандот» — уже четвертая постановка этой оперы в карьере. По словам художника, такое творческое соревнование с самим собой — один из самых захватывающих видов состязаний.
— Мы решили показать великую итальянскую оперу с помощью узнаваемых образов Италии, — рассказывает Вячеслав Окунев. — Поэтому получился такой театр в театре. На сцене театра выстроена вторая сцена, на которой мы разыгрываем спектакль в китайской специфике, но с абсолютно итальянскими страстями. Происходит столкновение миров: реальной итальянской жизни с бурными страстями, ревностью и сказочным волшебным восточным миром.

В оперном театре солистов на главные партии распределяют коллегиальным решением художественного руководства театра. Партия китайской принцессы Турандот по сценическому времени не очень продолжительная, но архисложна и насыщена музыкально. Гузелья Шахматова блестяще справилась с поставленной задачей. Первый спектакль всегда самый волнительный, самый запоминающийся, самый знаковый.

— «Турандот» — большое испытание для голоса, — рассказывает Гузелья Шахматова. — Музыка Пуччини очень эмоциональная, партия рваная по высоте звука. Необходимо использовать весь диапазон голоса: то во всю мощь поешь, то тихонечко шепчешь. Сейчас меня просто переполняет счастье от того, что удалось совершить.
В партии принца Калафа в премьерном показе оперы «Турандот» прозвучал тенор Александра Павлова. Сложный репетиционный процесс длился более полугода и логично продолжился ярким выступлением на первом показе спектакля.

— Да, выдался тяжелый постановочный период, — делится Александр Павлов. — У меня еще не очень большой личный опыт работы в театре. Но я рад, что удалось реализоваться в партии Калафа. Перед премьерой мне дали несколько дней отдыха. Вернулись силы и свежесть. Чувствую, что дальше будет лучше. Знаете, каждая новая партия немного похожа на новый костюм. Требуется некоторое время, чтобы он сел по фигуре и раскрыл все свои преимущества. Так и с партией Калафа. Еще предстоит глубже ее изучить, находить и справляться со всеми подводными камнями великой музыки.
Волшебная красивая сказка со счастливым концом, сказка о любви — то, чего так часто не хватает взрослому зрителю. «Турандот» — восхитительное произведение, обволакивающее зрителя с первых нот и погружающее в бурю эмоциональных страстей.

Поделиться

