Чувство уходящего времени

6 Марта 2009

В Выставочном зале Союза художников России открылась персональная выставка Юрия Егакова — событие юбилейное и давно ожидаемое

В Выставочном зале Союза художников России открылась персональная выставка Юрия Егакова — событие юбилейное и давно ожидаемое. Его блестящее столичное художественное образование было подтверждено масштабными творческими работами, участием в выставках самого высокого ранга и, наконец, положением художественного руководителя большой гобеленной мастерской в Златоусте. Он обучил ткачеству целую плеяду мастеров. И благодаря этому смог осуществить свои самые смелые и масштабные замыслы.


Большой раздел выставки представляет цикл работ, выполненных по сюжетам древнерусской иконописи. Начинали новые работы без заказов. Все затраты на свой страх и риск. Это уже после заказчик, глядя на выполненный гобелен, понимал, чего хочет. Всеми почитаемую рублевскую «Троицу» ткали по заказам семь раз. Самые сложные фрагменты, тонкие цветовые переходы художник поначалу должен был выполнять сам. Зато позже Юрий Владимирович искренне радовался врожденному чувству формы и цвета в работах своих мастеров. Он и сейчас считает Златоуст местом формирования уникальных художественных возможностей и способностей мастеровых людей.


Ко времени руководства мастерской за плечами Егакова были сложнейшие годы председательства в челябинской организации Союза художников России. Начало 90-х было тем самым «временем перемен», когда нужно было обороняться, пытаясь сохранить то, что было. «Наверное, это был последний шанс собрать и объединить людей…Сегодня видно — не собрались, не смогли», — вспоминает Юрий Владимирович. Потом было много предложений работы в рекламе, в бизнесе, но художнику хотелось отдышаться от дел административных и вернуться к тому, что видится главным содержанием творческой жизни — к гобелену.


Двенадцать лет работы руководителем гобеленной мастерской — по 2007 год — стали счастливым временем его творческой жизни. Художник был свободен, занимался любимым делом — писал эскизы, выполнял картоны, путешествовал по изумительным местам, привозил из поездок десятки холстов. На выставке представлены две живописные серии «Байкал» и «Соловки». Очень интересно видеть воплощение этих тем и в гобелене. Замыслы возникали и воплощались, работы успешно продавались в России и за рубежом.
Еще в середине 90-х годов возникло пронзительно и вдруг чувство «уходящего времени». Было это связано, наверное, с противостоянием безвременью, разочарованиями и утратами, новыми впечатлениями. Тогда появилась эта тема песочных часов, по этим двухчастным композициям сегодня узнают работы Егакова его друзья и коллеги. Эта форма, по мнению художника, позволяет размышлять о жизни и смерти, об отношениях мужчины и женщины.


Простое обозначение на этикетке «Шерсть, ручное ткачество» — это гобелен.
Пять нитей основы на квадратный сантиметр — виртуозное владение материалом — это гобелен.
Особое ощущение теплоты, красоты и вечности — это гобелен.
Мечта Юрия Егакова — создать коллекцию, некий законченный по замыслу шпалерный ряд, как было в исторические времена расцвета любимого искусства художника Юрия Егакова — искусства гобелена.
Сегодня он вновь учит мастеров, уже в своей новой экспериментальной мастерской, и к воплощению готовы новые эскизы…


ИРИНА ДУХИНА

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты