Музей готовится к юбилею
В этом году областной Музей искусств отмечает свой 70-летний юбилей
В этом году областной Музей искусств отмечает свой 70-летний юбилей. Вполне объяснимо желание его сотрудников как можно более полно показать челябинцам музейные коллекции.
На этой неделе без всяких вернисажных торжеств, что называется в рабочем порядке, для посетителей откроется, наконец, долгожданный раздел древнерусского искусства постоянной экспозиции музея. Мне кажется, это верное решение. Пусть торжественное открытие состоится парой месяцев позже.
Всем понятно, что работа с экспонатами, дошедшими до нас из таких дальних временных и пространственных пределов, — дело тонкое, кропотливое, торопливости не терпящее. Пусть научно-реставрационные работы продолжаются, как и насыщение экспозиции новыми историческими и культурными памятниками, присутствие раздела «древнерусское искусство» само по себе имеет эталонно-музейный смысл.
Думаю, не только для посетителей, но и для сотрудников музея. Точка отсчета другая.
Раздел уже сегодня расширен и дополнен. Он занимает площадь небольшую, но абсолютно цельную и эмоционально сосредоточенную. Даже в незавершенном виде (пока не все работы защищены стеклом, не все иконы доставлены из реставрационной мастерской, не весь этикетаж в наличии) экспозиция производит впечатление таинственного чуда.
Она погружает зрителя в мир культуры, до конца не познаваемой, прямых ответов ни на какие вопросы не дающей. И вообще, пришедшей к нам так издалека, что время в этом зале как будто приостановило свой маятник.
Самая ранняя икона коллекции — «Богоматерь Знамение» ХVI века, родом из новгородских земель. И это не случайное начало коллекции. История заселения Урала первопроходцами и переселенцами угадывается в географии иконописных школ — Москва, Владимиро-Суздальские земли, Новгород, русский Север. Люди привозили с собой иконы, старопечатные книги, меднолитые складни, эмали, целые домашние божницы.
Это было неотъемлемой частью их жизни. На оборотах некоторых икон сохранились надписи: «Пред сим образом молился московский купец Лаврентий Иванов» или «Племяннику моему князю Волконскому от Елизаветы Петровны Колобовой в благодарность». Люди несли с собой и отстраивали заново культурную среду, в которой предстояло жить им и их потомкам.
Из этого многоголосья постепенно, веками формировались на Урале иконописные школы. Большая часть коллекции — древнерусские памятники Урала, Зауралья, Сибири. Красоты это все необыкновенной. Темные, строгого угловатого рисунка старые изображения ХVI века. Затем изысканное миниатюрное письмо с обильными деталями сложностью символики — это уже ХVII век, столичная «строгановская школа».
Есть абсолютно уникальные вещи. Так «Богоматерь с младенцем Христом» итало-греческого письма — образ, близкий западноевропейскому искусству, одет в резную раму с рельефным изображением русалок — берегинь явно славянского происхождения. Но это стилевое несоответствие ничуть не противоречит народным представлениям о едином мире с добрыми покровителями и заступниками.
Или «Богоматерь Ахтырская» ХVIII века, так называемое «сибирское барокко». Аналогов этому изображению исследователями пока не обнаружено. Я возле этой иконы столбиком стояла в восхищении и удивлении. Слов нет для описания ее яркости и самобытности. Специалисты предполагают, что автор образа из среды крещеных бурят.
Вообще экспозиция предлагает несколько новых атрибуций, то есть уточнений в датировке, авторстве, иконографических описаниях. Куратором выставки, как, впрочем, и всей коллекции древнерусского искусства является Юлия Львовна Алферова. Ей помогает реставратор Виктор Чичиланов.
В подготовке материала мне большую помощь оказал каталог иконописи, составленный Галиной Игнатьевной Пантелеевой. Ей же принадлежит приоритет собирателя челябинской коллекции.
Как красиво сказал один поэт: «В течение дня дерево сохраняет в своих ветвях немного ночи». Вот так и эта небольшая экспозиция сохраняет для нас среди сует дня темно-золотой воздух культуры и искусства тех исторических времен, с которых и следует начинать музейное путешествие по эпохам и странам.
ИРИНА ДУХИНА
Поделиться

