Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Память о художнике

22 Сентября 2010
Память о художнике

Посмертная выставка Виктора Петровича Меркулова (1936 — 2010) открылась в Зале искусств ЮУрГУ. На прошлой неделе состоялся вечер памяти художника. Выставка продолжит работу до конца октября.

 

Память о художнике
Посмертная выставка Виктора Петровича Меркулова (1936 — 2010) открылась 
в Зале искусств ЮУрГУ. На прошлой неделе состоялся вечер памяти художника. Выставка продолжит работу до конца октября.
Виктор Петрович Меркулов обладал удивительным мягким лирическим живописным даром. Его уход в августе нынешнего года стал невосполнимой утратой для его семьи, круга коллег — художников и зрителей, знающих цену искусству искреннему и тонкому, далекому от конъюнктурной фальши. Он прожил свою жизнь скромно, без наград и громких почестей, но знал много радостей, понятных, может быть, только людям искусства. И поверьте мне, не так уж это и мало. Виктор Петрович учился, работал и жил на Урале. Дружил и очень дорожил дружбой с Николаем Аникиным. 
Тесно общался с живописцами Рубеном Габриэляном и Кнариком Оганесяном. С начала 1960-х годов много ездил на этюды по Уралу. У художников тогда был для этого свой маленький «фондовский» автобус. Эти совместные поездки и шумные споры об искусстве в мастерских были счастливой школой жизни, ремесла, обретения смысла любимой профессии. Двери мастерских Ивана Кучмы и Николая Аникина были открыты для друзей. Творческая среда тогда была щедрой, интересной, заводной. Из Питера приехал Виктор Тайницкий, потом Константин Фокин. Своя мастерская появилась у Виктора Меркулова уже в 1970-е годы, до этого он работал в мастерских друзей. Приходил к шести утра и работал до прихода хозяина.
Его предпочтения в искусстве были осмысленны и закономерны. Это суровые и одновременно романтичные «шестидесятники» — Николай Андронов, Виктор Иванов, Павел Никонов, Виктор Попков, братья Смолины. Строгое, эмоционально возвышенное содержание их работ стало живым творческим источником для Виктора Меркулова. Он очень любил писать портреты. Совсем не заказные. Один из самых значительных его холстов был посвящен Чехову и Левитану, как глубоко любимым персонажам всей жизни художника.
На выставке присутствует одна из самых трогательных его картин — «Семейный портрет. Пятый километр», написанная в 1990 году. Картина будто посылает нежные зеленые рефлексы в зал и создает иллюзию подцвеченного пространства. Как будто августовский вечерний свет, окрашенный уставшей за лето листвой, накрыл всех своей мягкой прелестью и сохранил для нас мгновение редкого счастья. Когда семья в сборе, все стоят на дачной платформе с букетами гладиолусов, а тонкий, пронизанный светом мальчишечка, балансирующий на рельсе, — как воплощенная радость, как знак детских полетов во сне.
За всю жизнь у художника были только две персональные выставки — в 1988 и в 1995 годах. Скромные застенчивые люди каждое пятилетие творческой жизни юбилейными торжествами не отмечают. Но само участие Виктора Петровича в художественной жизни Челябинска было очень заметно и даже творчески необходимо. Он был членом Союза художников России, участником общесоюзных, региональных, областных и городских выставок. В течение десяти лет принимал участие в выставках известного на Урале объединения «Традиция». И очень гордился своим участием в группе художников, где все участники были моложе его.
Выставку организовала искусствовед Галина Семеновна Трифонова. Она сделала это с любовью и истинным пониманием творчества художника. Экспозиция расположилась в зале естественно и точно. Все живописные акценты учтены и проявлены со всем возможным тактом.
На встрече памяти художника всем хотелось говорить о Викторе Петровиче хорошие слова. Все и говорили их — негромко и с любовью. В заключение вечера слушали пленку с записью голоса художника, записанную пятнадцать лет назад. Виктор Петрович говорил по обыкновению, как будто чуть стесняясь проявленного к нему внимания, но сосредоточенно и серьезно. Говорил о профессии, о своей любимой живописи. «Я потрясен всем этим», — сказал один из студентов-зрителей выставки.
ИРИНА ДУХИНА


Посмертная выставка Виктора Петровича Меркулова (1936 — 2010) открылась в Зале искусств ЮУрГУ. На прошлой неделе состоялся вечер памяти художника. Выставка продолжит работу до конца октября.

Виктор Петрович Меркулов обладал удивительным мягким лирическим живописным даром. Его уход в августе нынешнего года стал невосполнимой утратой для его семьи, круга коллег — художников и зрителей, знающих цену искусству искреннему и тонкому, далекому от конъюнктурной фальши. Он прожил свою жизнь скромно, без наград и громких почестей, но знал много радостей, понятных, может быть, только людям искусства. И поверьте мне, не так уж это и мало. Виктор Петрович учился, работал и жил на Урале. Дружил и очень дорожил дружбой с Николаем Аникиным. 

Тесно общался с живописцами Рубеном Габриэляном и Кнариком Оганесяном. С начала 1960-х годов много ездил на этюды по Уралу. У художников тогда был для этого свой маленький «фондовский» автобус. Эти совместные поездки и шумные споры об искусстве в мастерских были счастливой школой жизни, ремесла, обретения смысла любимой профессии. Двери мастерских Ивана Кучмы и Николая Аникина были открыты для друзей. Творческая среда тогда была щедрой, интересной, заводной. Из Питера приехал Виктор Тайницкий, потом Константин Фокин. Своя мастерская появилась у Виктора Меркулова уже в 1970-е годы, до этого он работал в мастерских друзей. Приходил к шести утра и работал до прихода хозяина.

Его предпочтения в искусстве были осмысленны и закономерны. Это суровые и одновременно романтичные «шестидесятники» — Николай Андронов, Виктор Иванов, Павел Никонов, Виктор Попков, братья Смолины. Строгое, эмоционально возвышенное содержание их работ стало живым творческим источником для Виктора Меркулова. Он очень любил писать портреты. Совсем не заказные. Один из самых значительных его холстов был посвящен Чехову и Левитану, как глубоко любимым персонажам всей жизни художника.

На выставке присутствует одна из самых трогательных его картин — «Семейный портрет. Пятый километр», написанная в 1990 году. Картина будто посылает нежные зеленые рефлексы в зал и создает иллюзию подцвеченного пространства. Как будто августовский вечерний свет, окрашенный уставшей за лето листвой, накрыл всех своей мягкой прелестью и сохранил для нас мгновение редкого счастья. Когда семья в сборе, все стоят на дачной платформе с букетами гладиолусов, а тонкий, пронизанный светом мальчишечка, балансирующий на рельсе, — как воплощенная радость, как знак детских полетов во сне.

За всю жизнь у художника были только две персональные выставки — в 1988 и в 1995 годах. Скромные застенчивые люди каждое пятилетие творческой жизни юбилейными торжествами не отмечают. Но само участие Виктора Петровича в художественной жизни Челябинска было очень заметно и даже творчески необходимо. Он был членом Союза художников России, участником общесоюзных, региональных, областных и городских выставок. В течение десяти лет принимал участие в выставках известного на Урале объединения «Традиция». И очень гордился своим участием в группе художников, где все участники были моложе его.

Выставку организовала искусствовед Галина Семеновна Трифонова. Она сделала это с любовью и истинным пониманием творчества художника. Экспозиция расположилась в зале естественно и точно. Все живописные акценты учтены и проявлены со всем возможным тактом.

На встрече памяти художника всем хотелось говорить о Викторе Петровиче хорошие слова. Все и говорили их — негромко и с любовью. В заключение вечера слушали пленку с записью голоса художника, записанную пятнадцать лет назад. Виктор Петрович говорил по обыкновению, как будто чуть стесняясь проявленного к нему внимания, но сосредоточенно и серьезно. Говорил о профессии, о своей любимой живописи. «Я потрясен всем этим», — сказал один из студентов-зрителей выставки.

ИРИНА ДУХИНА

 


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты