Литейных дел художественные мастера
В одном из залов Челябинского музея искусств, что на площади Революции, открылась выставка художественного литья из бронзы предприятия художественных промыслов «Уральская бронза».
В одном из залов Челябинского музея искусств, что на площади Революции, открылась выставка художественного литья из бронзы предприятия художественных промыслов «Уральская бронза».
Сразу скажем, это редчайшая возможность увидеть скульптуру так называемых «кабинетных» размеров, выполненную с классических моделей, в классическом материале, с действительно высоким качеством литья. Модели с именами Фальконе, Баха, Клодта, мастеров Китая ХVIII века и модерна начала ХХ — чего на выставке только нет! С уважением заметим, что предприятие «Уральская бронза» проводит большую работу по поиску, атрибуции и приобретению моделей в свой фонд. Руководители предприятия изыскали возможность получить разрешение на копирование скульптур в запасниках Эрмитажа и Русского музея. Исследовательская работа происходит, конечно же в Кусе и Каслях, чьими преемниками предприятие себя хочет считать. Есть уникальные истории о случайно найденных (буквально в земле) и восстановленных по фрагментам моделях. Есть истории долгих, пока ничем не завершившихся поисков.
А начиналось все в 1997 году с сувенирной продукции массового спроса. То, что предприятие с тех пор смогло вырасти до высот художественных и получить этому подтверждение как на выставках Российского антикварного салона, так и в экспозициях международного класса — безусловная заслуга основателя и руководителя «Уральской бронзы» Сергея Николаевича Зорина.
Выставка представляет редкую по нынешним временам живую заинтересованность подлинным искусством скульптуры. Наиболее удачными, то есть адекватными классическим подлинникам, представляются произведения, отлитые по моделям Евгения Александровича Лансере. Этот мастер ХIХ века был известным знатоком в изображении конных жанровых скульптур. Ряд его работ был предназначен для тиражирования на каслинском чугунолитейном заводе. Вероятно отсюда высокий класс исполнения произведений. Все стадии, которые проходит скульптура, — от восковой модели до завершающих тонких работ, включающих патинирование (то есть создание как бы «налета старины»), — все эти рабочие процессы чрезвычайно важны и требуют не просто мастерства, но ремесла, возведенного в ранг искусства. С давних времен скульпторы, можно сказать, молились на своего литейщика.
Широко известна питерская история со скульптурными группами Клодта на Аничковом мосту. Тогда, в 1838 году внезапно умер крупнейший российский мастер художественного литья Виктор Екимов, и все работы по отливке уже готовых статуй были остановлены. Замены найти не могли. И только решение Петра Карловича Клодта самому заняться делами Литейного двора Академии художеств спасло положение. Эта история позволяет себе представить всю редкость и сложность такой и сегодня уникальной профессии — мастера художественного литья.
С его же, Петра Карловича легкой руки родилась российская анималистика. Изображения животных наделялись узнаваемыми, тонко наблюдаемыми повадками, характерами и даже судьбами. На выставке этот раздел весьма внушителен. Не говоря уж о лошадях всех мастей — от арабских до битюжных, хорош «Лев», выполненный по модели В. Шарля ХIХ века. Так хорош, что именно это изображение выведено на афишу выставки. Замечательно интересна группа «Кролики» по модели В. Кригера 1877 года. Скульптура живописно дополнена подставкой из зеленого змеевика.
Менее удачна, на мой взгляд, пластика обнаженной женской натуры. Есть неточности, много приблизительности в моделях. Присутствуют явные неудачи редукции, то есть перевода скульптуры в меньший чем оригинал размер. Сюда же я бы отнесла «Амура» с модели Фальконе.
Зато очень хороша витрина с тремя вариантами окраски поверхности скульптуры, где одна и та же «Голова лошади» с модели Клодта представлена патинированной, золоченой и серебреной. Зрителю наглядно предъявляют все декоративные возможности.
Прекрасны парные настольные светильники в стиле модерн «Лель» и «Пастушка». Художественное стекло как будто «от Тиффани» зрительно обогащает тонкую, легкого рисунка бронзу.
Интересны произведения, выполненные с китайских моделей ХVIII века, «Восточный воин», «Гейша» и «Китайский мандарин». Того, кого интересует Восток, привлечет и «Сидящий Бодхисатва» по модели ХVIII века из коллекеции графа Юсупова.
По счастливому стечению обстоятельств я смотрела выставку с гостем Музея искусств из Каслей, специалистом модельного фонда каслинского завода Ларисой Павловной Столбиковой и куратором выставки Ларисой Девятовой. Мои собеседники оказали мне неоценимую фактологическую помощь.
Выставка будет работать до конца февраля. Она безусловно заслуживает зрительского внимания. Радует, что предприятие «Уральская бронза» вошло в список официальных брендов Челябинской области.
ИРИНА ДУХИНА
Поделиться

