«Облака над мастерскою…»

7 июня 2011

О выставке Василия Николаевича Дьякова, посвященной 75-летию художника, открывшейся в Выставочном зале Союза художников России в минувшую пятницу.

О выставке Василия Николаевича Дьякова, посвященной 75-летию художника, открывшейся в Выставочном зале Союза художников России в минувшую пятницу.

Первое впечатление, даже не впечатление, а ощущение, когда входишь в этот светлый круглый зал без окон со световыми люкарнами в потолке — это ощущение тишины и покоя. Городской шум, гам и сутолока оставляют вас мгновенно. Небольшие работы, вежливо по отношению к зрителю оформленные (то есть без салонного золотого блеска, уже просто невыносимого на выставках), размещены в один ряд на уровне зрительских глаз. Ничего не мешает вам остаться наедине с работами художника, который много знает о жизни, об искусстве, о человеке и вере.

Смотрите серию пастелей «Золото куполов». Художник уже пришел к некоему итогу в своих размышлениях и ему захотелось простоты, захотелось сути без отвлекающих подробностей. Жест, взгляд, поза персонажей в портретных работах не остановлены, а будто длятся во времени, как музыка. По этим же законам живут пейзажные мотивы Василия Николаевича. Густые тени от осенних стожков, плывущие отражения красных лодочек в озерной воде, золотые кроны деревьев, увиденные в раскрытую дверь дома — остановленные, и в то же время бесконечно длящиеся мгновения.

Семья Дьяковых очень давно живет в Чебаркуле, этом пограничном городке с живописнейшей лесо- степью, с дивными озерами, рощицами, лугами, но при этом с уральскими горами на близком горизонте в преддверии так называемой горнозаводской зоны Южного Урала. В семье Дьяковых талантливы все. И жена Василия Николаевича, Клавдия Дьякова — известный журналист и искусствовед, и сегодня уже известный питерский эмальер Иван Дьяков — их сын и невестка Анна Векслер — молодой художник по текстилю.

Нужно ли говорить, что работы Василия Николаевича находятся во многих российских и зарубежных музейных и частных собраниях, что Дьяков — участник выставок всех возможных рангов. Очень много для этого сделали жена Василия Николаевича и известный на Урале искусствовед Галина Трифонова. Именно ею была отобрана выставка, о которой я сегодня пишу. С участием студентов — искусствоведов выпускного курса ЮУрГУ. Василий Николаевич передал в дар университету большую коллекцию своих работ. После экспонирования в Чебаркуле и в Зале искусств университета выставка переехала в стены челябинского Союза художников. Здесь она была значительно дополнена. И с помощью искусствоведа Любови Скобелевой продолжит свою работу.

Следует сказать и о поисках Василия Николаевича в области формального языка искусства. Последние десятилетия его знают как мастера графики. Его акварели, пастели, рисунки — желанны для устроителей любой выставки. Но начинал-то он как скульптор. Только серьезнейшие жизненные обстоятельства заставили художника уйти из этого вида искусства. Чувство объема, точно проведенной линии — они у Дьякова сохранились из тех молодых занятий ваянием, о которых помнит рука, да и вся художественная сущность мастера. Даже в небольших его листах формы крупны, ракурсны и значительны, как статуя в пространстве площади. Смотрите листы его серий «Пространство», «Формы», «Абстракции».

Однажды великий театральный режиссер Анатолий Эфрос сказал: «Музыкантам хорошо. У них есть ноты. Ноты — это точность звука. А еще там есть четверти и осьмушки. И если ты фальшиво взял «ми», тебя можно легко поправить… могут ли в нашем театральном деле быть ноты?»

Я часто думаю об этом же в отношении изобразительных искусств. Армия любителей, «не знающих нот», сегодня не знает границ. И какое счастье, что в Чебаркуле живет и работает Василий Николаевич Дьяков — художник, обладающий нежнейшим ритмически-музыкальным даром и способностью к точным пластическим и цветовым решениям. Он не умеет фальшивить!    

ИРИНА ДУХИНА

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты