И коллаж, и эмали, и живопись…
В Александровском зале Челябинского музея искусств открылась новая выставка. Уже в который раз в этом году семья художников Дьяковых дает блестящий информационный повод говорить о них с радостью и благодарностью.
В Александровском зале Челябинского музея искусств открылась новая выставка. Уже в который раз в этом году семья художников Дьяковых дает блестящий информационный повод говорить о них с радостью и благодарностью.
Сравнительно недавно отпраздновав 75-летний юбилей, Василий Николаевич (живопись, скульптура) по приглашению сына Ивана (эмали) и его жены Анны Векслер (коллажи) участвует в выставке «Пространство памяти».
Дойти «до самой сути»
Экспозиция сложилась так естественно и органично, что слова Ивана Васильевича о том, что учился он у многих, а учителем может назвать только отца, содержанием выставки абсолютно подтверждаются. Чувство крупной выразительной формы, явное желание дойти в творчестве «до самой сути» и необходимость конкретного натурного впечатления, как повода для работы, — эти черты присутствуют у каждого из авторов вернисажа.
Получившие блестящее питерское образование дети, сами уже ставшие столичными педагогами, говорят о своей профессии с достоинством и трезвостью состоявшихся в своем деле мастеров. Профессия художника — из труднейших. Она определяется всей судьбой человека, всей его природной сутью. «Я иногда спрашиваю кое-кого из своих учеников: с какой такой дури тот решил стать художником. У меня, например, выбора не было, — говорит Иван. — Ну это как в семье чабана мальчик стал бы мечтать о море».
А потом в жизни Ивана случился Петербург. Сказочный город для мальчика из Чебаркуля. Потом — женитьба на Анне. Сегодня их дети родом из северной российской столицы. Но большой 12-частный цикл эмалей «Станции» со знакомыми только на его родной земле названиями — Полетаево, Тактыбай, Чебаркуль — это память о родителях, детстве, юности, близких душе пейзажах. Где еще, как не на Урале, поймут, почему «Биргильда» желтого цвета? И все же напрасно дотошный зритель будет искать в изображениях прямые аналогии.
Иван по образованию и выставочной практике уже давно европеец. Больше любых изобразительных конкретностей его занимает поэзия соответствий — названий и колорита, точной эмоции и условно-абстрактного знака. А цикл «Станции» постепенно «окрасился» по временам года. Дорога домой стала зимней, весенней, летней и осенней. Как детские сны.
Цвет в обжиге
Я не знаю, где и когда еще челябинцы смогут увидеть работы современного художника- эмальера. Сразу скажу, это редкая возможность. Похоже, Иван владеет всеми техниками эмали и знает о них все. Известное со времен Древнего Египта, а в России с «ломоносовских» времен, эмальерное искусство развивалось как украшение оружия и орденов, церковной утвари и ювелирных украшений, одежды и посуды. Лишь современные художники стали рассматривать его возможности в применении к станковому и монументальному искусствам.
В произведениях Ивана Дьякова эмаль прекрасно сочетается с деревом и металлом. Даже маленькие медные гвоздики становятся драгоценной деталью работы. Иван не любит предварительных эскизов. Его привлекает импровизационность процесса. Как «плывут» эмали по поверхности основы, как проявится цветовое пятно в обжиге, как набираются слои прозрачной краски, как один цвет поддержит другой. Терпения в работе эмальеру не занимать. Но и результат долговечен и неизменен. Одна из лучших работ на выставке «Ночь» прямо-таки классична в своей простоте. Такая современная «Даная». Все женские образы в работах Ивана похожи на его умницу и красавицу жену.
Изящество циклов
Анна Векслер работает в текстиле. У нее свое отдельное творческое пространство. Гобелен, ткачество — дело кропотливое. Коллаж позволяет осуществить идею быстро и щедро. «Любой предмет и объект имеет цвет и фактуру, — говорит Анна. — Коллаж — искусство демократичное. Краски, бумажки, лоскутки. В одну работу не уместишь. Возникают циклы».
Один из них «Осеннее чтиво» родился из любви Анны к чтению. Разнообразному и обильному. Таков и цикл. Изящество ее работ тонкое, нюансированное. Такое бережно-женское. Даже «конфликт» фактур завершается в ее работах абсолютной гармонией целого. Как в «Даме с единорогом». Это не копия знаменитой средневековой шпалеры, это образ того произведения, воссозданный сочетанием вполне современных материалов, а главное, вельвета дивной раскраски и рисунка.
С него–то все и началось.
Своя история у большого панно «Золото инков». Роскошные узоры, драгоценные фактуры, золотые оттенки. Проза в том, что дорогие ткани достались Анне по случаю. Но ведь именно ей! Случай настоящему художнику помогает. И художник свои главные впечатления не упустит. А волшебно ими воспользуется.
В завершение не могу не сказать, что на вернисаже присутствовала мама Ивана Клавдия Ильинична Дьякова и дочь Ивана и Анны Машенька. Все были рады прекрасной выставке, гостям и друг другу.
А еще Иван Дьяков подарил цикл своих произведений «Станции» Челябинскому музею искусств. В музейной жизни это событие важное.
Ирина Духина,
фото Ярослава Наумкова
Поделиться

