Энергетик по профессии, художник по призванию
…Щедрин, Айвазовский, Репин, Васнецов, Шишкин…, казалось бы, что может быть общего между этими великими именами мировой художественной культуры и простым работником теплоэлектроцентрали небольшого провинциального городка Челябинской области? Ответ на свой вопрос вы найдете сразу же, едва лишь окажетесь в любом из цехов миасского предприятия ОАО «ЭнСер».
В феврале талантливый миасский художник-энергетик отметил бы 87-летие
…Щедрин, Айвазовский, Репин, Васнецов, Шишкин…, казалось бы, что может быть общего между этими великими именами мировой художественной культуры и простым работником теплоэлектроцентрали небольшого провинциального городка Челябинской области? Ответ на свой вопрос вы найдете сразу же, едва лишь окажетесь в любом из цехов миасского предприятия ОАО «ЭнСер».
40 лет в энергетике
Алексей Яковлевич Штрахов родился в 1926 году в деревне В.-Усцелемово Уйского района Челябинской области. Окончил семь классов сельской школы, позже был призван в армию, где стал участником советско-японской войны. В энергетическое производство Уральского автомобильного завода пришел работать в 1956 году.
Своей любимой профессии Алексей Яковлевич посвятил без малого 40 лет своей жизни. За эти годы он прошел путь от электрослесаря по ремонту и обслуживанию оборудования ТЭЦ до начальника теплоизмерительной лаборатории (впоследствии участок ТАИ) и начальника смены станции. А. Я. Штрахов был непосредственным участником строительства и запуска в строй водогрейной котельной № 1, кроме того, он внес большой вклад в модернизацию щитов управления агрегатами станции и в переоснащение их новыми приборами и регуляторами. Кстати, совмещение щитов управления котлами № 2, 3 и № 4, 5 позволило осуществлять обслуживание двух котлов одним машинистом.
«Уральский самородок»
Однако спустя много лет на предприятии «ЭнСер» энергетик Штрахов все же больше известен как талантливый художник-пейзажист — «наш уральский самородок», как однажды назвала его одна из бывших коллег.
По воспоминаниям сотрудников, Алексей Яковлевич открыл в себе талант художника-живописца уже будучи в довольно-таки зрелом возрасте. Причем этому ремеслу он никогда специально не обучался, да и насколько известно, в роду художников тоже не было. Пик его творчества пришелся на конец 80-х и первую половину 90-х годов.
Уже будучи пенсионером Алексей Яковлевич продолжал трудиться на ТЭЦ в должности слесаря-ремонтника. Рабочая специальность его нисколько не смущала, ведь теперь в его распоряжении была целая комната, где располагались мольберт, кисти и краски. Именно в это время он становится объектом внимания не только своих коллег, но и начальства. Его яркие жизнерадостные пейзажи постепенно появляются на стенах цехов всего энергетического производства. При этом художник-энергетик в качестве холста использует подручные материалы — фанеру, доски, а иногда и просто стену.
Работы Алексея Яковлевича дарят на юбилеи, праздники, памятные даты и просто как сувениры. Кстати, известен случай, когда предприятие посетила иностранная делегация из Германии. Заморские гости настолько были впечатлены изображенной природой, что тут же предложили выкупить одну из работ. По словам очевидцев, после этого случая миасскому энергетику не раз поступали заказы из-за рубежа.
«А подарка не оказалось…»
О популярности картин Штрахова говорит и тот факт, что некоторые из них порой бесследно исчезали прямо из цехов и кабинетов. Одна из сотрудниц предприятия вспоминает: «Как-то на день рождения подарили картину Штрахова нашей коллеге, а когда пришли утром на работу — подарка на месте не оказалось».
— Замыслы своих будущих работ Алексей Яковлевич всегда черпал из головы, — рассказывает бывший художник-оформитель энергетической службы автозавода Валентина Воронина. — Бывало, найдет на него вдохновение, так он одну картину мог дня за два почти не отрываясь написать. В его творчестве представлены все времена года, но в основном, конечно, преобладает мотив золотой осени. Почему-то она ему больше нравилась…
Почему излюбленным жанром художника-самородка стал именно пейзаж? Сейчас сказать сложно. Быть может, только в пейзаже наиболее полно и глубоко он мог выразить свои чувства, свои мысли, свое мироощущение. Ведь именно пейзаж — один из наиболее эмоциональных жанров искусства. Согласитесь, им нельзя овладеть без искренней любви художника к природе. Только глубоко переживаемое впечатление может родить произведение, в котором зритель, вслед за художником, увидит в давно знакомом и будничном нечто поразительно новое и волнующее. Кстати, ходили даже слухи, что и квартира художника вся расписана: на потолке изображен небесный свод, а на стенах: леса, луга и степи. Конечно, сейчас подтвердить это не представляется возможным.
Стоит отметить, что настроение пейзажиста чувствуется не только в его сюжете, игре красок, но и даже в самих размерах картин. Некоторые работы просто поражают своими габаритами, достигая двух метров в высоту и шести метров в длину. А есть и очень даже миниатюрные, укладывающиеся в несколько десятков сантиметров.
Не менее тысячи
Сегодня картины художника-энергетика по-прежнему украшают стены абсолютно всех подразделений ОАО «ЭнСер». Сколько их было написано всего — точно сказать никто не может, хотя некоторые уверяют, что не меньше тысячи. Между тем, каждая из сохранившихся работ имеет свою уникальную историю, поэтому для энергетиков все они остаются на вес золота.
Свой жизненный путь Алексей Яковлевич Штрахов окончил в 1996 году, скончавшись после продолжительной болезни. Но память об этом удивительном талантливом человеке по-прежнему живет в его творении…
Евгений Быстров,
репродукция Евгения Макеева
Поделиться

