Два имени, два мира
В Выставочном зале Союза художников России выставки работ Валентины Ваксман
и Владимира Шаповалова. Оба художника — живописцы. Но трудно, наверное, было бы найти соседство, наиболее точно дающее понять, что мужчина и женщина видят мир по-разному.
Оба художника питерской школы. Тем не менее…
и Владимира Шаповалова.
Оба художника — живописцы. Но трудно, наверное, было бы найти соседство, наиболее точно дающее понять, что мужчина и женщина видят мир по-разному.
Оба художника питерской школы. Тем не менее…
Владимир Шаповалов — архитектор, кандидат педагогических наук. Он и к холсту подходит не только как художник, но и как ученый. Тем более что автор серьезных исследований на тему ассиметричных композиций в изобразительном искусстве, где, как можно предположить (и он сам это подчеркивает), главный упор делает на уравновешенности композиции за счет законов «тяжести тона и цвета».
И его пейзажи — а большинство работ Шаповалова именно пейзажи (на портретах представлены только члены его семьи) — насыщены по цвету. И цвета — глубокие, часто контрастные, мазки мощные, решительные, даже категоричные. Наступательная живопись, не оставляющая у того, кто вгляделся в картины, сомнений, что именно так и только так могут выглядеть крыши Челябинска, канал Грибоедова или крымский дворик. В палитре чаще всего преобладают тревожные красно-багровые тона. Но они же — порой праздничные.
Художник не боится рисовать задворки, невыигрышные вроде бы окраины. Он знает, что сможет убедить зрителя в том, что и здесь мир прекрасен.
Почти на каждом полотне Владимира Шаповалова есть вода, она разная, но всегда притягивающая взгляд.
Автор концепции выставки — Ирина Духина.
Живописью Шаповалова заполнен Малый зал, а Большой отдан юбилейной выставке Валентины Ваксман.
Творчество Ваксман более разнообразно. Здесь и эскизы костюмов к брехтовской «Мамаше Кураж» — дань сценографическому прошлому художника, и все три основных жанра живописи: портрет, натюрморт и пейзаж.
В каком из жанров Валентина Ваксман сильнее, сказать не могу. Это опытный художник, который хоть и знает возможности своей кисти, никогда не упустит повода попробовать себя в новом качестве.
Она реалист с романтическим настроем, который сказывается в выборе объекта для портрета и активности интерьера, окружающего эту модель, в сложной композиции и прихотливости цветовой гаммы натюрмортов, лирическом настрое, который идет от пейзажей. В живописи Ваксман тоже есть напористость, но она скорее — приглашение зрителя к разговору, доброму, доверительному.
В таком полном объеме творчество одного из самых серьезных наших живописцев Валентины Ваксман представлено впервые, над выставкой работали искусствоведы Любовь Скобелева и Любовь Шестакова.
Выставка открылась вчера.
Ирина Моргулес
Поделиться