Мираж по имени гламур

30 Октября 2008 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

Что такое гламур? Пугаться его или принять как нечто украшающее жизнь? Вечное ли это явление, или оно уйдет в небытие, поскольку ничто не вечно под луной? Нивелирует ли гламур личность или, наоборот, дает возможность самовыражения?

Елена Щетинкина, готовя программку к очередной, шестой по счету, встрече в арт-клубе «Шляпа», нарисовала (см. иллюстрацию) две разнополюсные фигуры: женщину в шляпе с вуалью и сатироподобное чудовище. А чтобы никто случайно не усомнился, что именно она хотела этим противостоянием выразить, еще и приписала рядом с женским профилем «красота», а возле чудища — «гламур», выразив тем самым свое явно неприязненное отношение к гламуру. И на самой уже встрече, когда споры о гламуре этом самом были в разгаре, Елена с присущей ей эмоциональностью заявила, что для нее было бы оскорбительным, сочти ее работы кто-либо гламурными.

Что такое гламур? Пугаться его или принять как нечто украшающее жизнь? Вечное ли это явление, или оно уйдет в небытие, поскольку ничто не вечно под луной? Нивелирует ли гламур личность или, наоборот, дает возможность самовыражения? Гламур и искусство — они разграничены или есть взаимовлияние, взаимопроникновение?..
Эти и еще целый ряд вопросов хотели уяснить для себя члены клуба, придя в результате разговора хотя бы к пониманию того, почему гламур в кругу местной интеллигенции, особенно творческой, воспринимается в лучшем случае с иронией, а то и с неприкрытым неприятием. Может быть, просто потому, что труд наш не очень-то оплачиваемый и гламур нам не по карману? Нет ли здесь скрытой зависти к легко шагающим (или делающим вид, что легко) изящным созданиям, глядящим на нас с журнальных обложек, экранов и так далее?

Старт разговору дала искусствовед Ирина Духина, попытавшаяся разобраться, не грозит ли тому, что мы считаем гламуром, гибель в связи с экономическим кризисом. В сообщении, которое автор назвала «Октябрьскими тезисами», она, посоветовавшись с серьезным экономистом, пришла к выводу, что гламур, как и мафия, бессмертен. Потому что российский гламур вызрел на коррупции, пронизывающей все стороны жизни страны. Коррупция с кризисом не исчезнет, возможно, даже укрепится, так что…

И вообще, наш олигарх или подбирающийся к этому уровню бизнесмен скорее откажется от покупки очередного предприятия, чем от приобретения комбинезончика с драгоценными камнями для любимой собачки…
Но это, как и начавший разгораться спор, все же взгляды со стороны. Хотелось послушать специалиста, в качестве которого была приглашена заведующая кафедрой дизайна костюма Челябинского гуманитарного института Яна Кочкина.

Яна Александровна подготовилась серьезно. У нее были свои сведения, из которых мы узнали, что этим словом древние шотландцы называли волшебное заклинание, очарование. В современном понимании glamour — это неотразимое очарование, волнующая романтичность, недоступность и соблазнительность.
Гламур в нашем сознании прочно связан с глянцевыми журналами, с шиком и расточительностью, с жизнью в роскоши и неге. Блеск и вычурная красота, напыщенность и утонченность, декоративность и изысканность по очень высокой цене. Миллионы просто красивых девушек бредут по выжженной пустыне семейного бюджета за далеким миражем по имени гламур.

Яна Кочкина показала примеры гламурных женщин: американских актрис 30—60-х годов и нынешних их и наших гламурных красавиц.

А в качестве гламурной вещи гуманитарный институт представил подвенечное платье, которое было изготовлено на кафедре дизайна костюма в 2005 году для конкурса, проводимого фирмой Сваровски в Арабских Эмиратах.
Только натуральные ткани (шелк и матовый атлас из хлопка), французские кружева, палевая норка, 7500 стразов Сваровски, ручная вышивка. Платье участвовало вне конкурса, пользовалось большим успехом. Позже фирма Сваровски попросила институт одолжить его на время для показов в Польше, наряд с трудом удалось вернуть в Челябинск…

Платье понравилось всем, не только женщинам, но и мужчинам, а роскошная модель Вера Токарева, демонстрировавшая наряд, — не только мужчинам, но и женщинам.
И все же… Споры шли даже в перерыве.

— Гламур — иллюзорная реальность, стимулирующая потребление (Яна Кочкина).
— Гламур — это китч, — категорично выдал историк Владимир Боже.
— Наташа, — вопрос был обращен к народной артистке России Наталье Заварзиной, — вам какая публика предпочтительнее: которая приходила бы на спектакли нашего оперного как на гала-представление в Ла Скала, то есть в вечерних туалетах, смокингах, в драгоценностях, или та, что сейчас сидит в зале, порой в уличных сапогах и свитерах?
— Мне интересна публика, которую привело в зал желание слушать оперу, а как она одета — все равно, мне со сцены наряды не видны.

Заслуженный артист России Николай Ларионов предложил Заварзиной вспомнить поездки по области, порой нетопленые залы, с людьми, сидящими в верхней одежде, но радостно внимающими идущему со сцены.
А хирург Сергей Пышкин рассказал, что его мама Лия Григорьевна, окончившая знаменитый Московский институт философии, литературы, истории в 1941 году и ушедшая на фронт перевязочной сестрой (в ее жизни была и Сталинградская битва), читала раненым стихи, и они, лежавшие в тяжелых условиях прифронтового госпиталя, слушали их так, как никто на ее памяти ни до, ни после.

Разговор явно все больше уходил от темы, которую сами члены клуба для себя выбрали, но интересовала она их все же не как что-то жизненно для них важное, говорили и слушали для того, чтобы просто быть в курсе, что это такое — гламур.

Дискуссия закончилась словами Яны Кочкиной: «В красоте есть тайна, а в гламуре — нет».
Что было еще?

Помянули недавно ушедшего от нас Тенгиза Махарадзе и Игоря Перепелкина, с ним это произошло десять лет назад. Талантливые режиссеры, прекрасные люди, их вклад не только в театральную жизнь Челябинска, но и в нравственный климат города неоценим.

Поздравили с 60-летием членов клуба профессора Сергея Пышкина и полковника Вячеслава Влодова.
Наталья Заварзина спела под аккомпанемент Николая Ларионова очаровательную шансонетку екатеринбургского композитора Сергея Сиротина на слова Юлия Кима:

Приятно быть актрисой,
Клянусь Святою девой.
Вчера была актрисой,
Сегодня королевой.
А завтра целый вечер
Венерой буду я.
Пройдусь в одной сорочке,
И публика моя!

Заварзина утверждает, что впервые в жизни пела под гитару. Кто бы поверил. А еще по возникшей на прошлой встрече инициативе продолжили знакомить друг друга с яркими впечатлениями, случившимися за время между встречами в «Шляпе». Это, похоже, станет одной из традиций.

А еще мы все больше времени отдаем просто свободному, не связанному какой-то конкретной темой общению. Ведь люди, собирающиеся в «Шляпе», друг другу интересны, встречи желанны, есть о чем обменяться мыслями, перекинуться словами. Атмосфера, что возникает в это время, дорогого стоит. Так было 27 октября в киноцентре.
Что будет на следующей встрече? Пока сказать трудно. Есть предложение Владимира Боже поговорить о классике. Сохранятся ли как классика те книги, что являются таковыми сейчас, или уйдут в тень, уступив место новым именам и творениям?
А что — тема. Надо обдумать. Время есть. До следующей встречи — месяц.

Поделиться

31.01.2023 | 15:12
Большой для маленьких. Озерск стал самым театральным городом Южного Урала

Закрытый город открыл вход своего строгого КПП для участников ЭХО БДФ. Впервые Большой детский фестиваль (БДФ), который проводится в Москве уже пять лет, приехал в Челябинскую область и плодотворно поработал здесь с 27 по 30 января.

30.01.2023 | 09:53
Уральский духовой оркестр и солисты филармонии дали джазу

На сцене концертного зала имени Прокофьева классические музыканты исполнили обработки легендарных хитов культовых рок-групп.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты