Сорок тысяч юбилейных километров
— А в один из дней мы должны были выступать на детской площадке, общаться с детьми, развлекать их, вовлекать в танец, — рассказывает главный балетмейстер Государственного ансамбля танца «Урал» Светлана Лукина.
— А в один из дней мы должны были выступать на детской площадке, общаться с детьми, развлекать их, вовлекать в танец, — рассказывает главный балетмейстер Государственного ансамбля танца «Урал» Светлана Лукина.
— А как вы находили общий язык с детьми франкоязычной провинции Квебек?
— Мы говорили с ними по-французски.
— А чему вы удивляетесь? — вступает в разговор Владимир Карачинцев, директор ансамбля. — Мы во Франции восемь раз гастролировали, дважды наши выступления транслировало французское телевидение «Антенн-2»…
Да уж, куда только не заносили челябинских танцоров гастрольные и фестивальные маршруты за тридцать лет существования ансамбля «Урал». Вот далеко не полный список стран: Канада, Швеция, Болгария, Австралия, Финляндия, Франция, Бельгия, Индия… Не менее двадцати. В некоторых из них не по одному разу.
Большую часть нынешнего лета танцоры провели вдали от дома. 2 июля начался их тур Канада — США, где предстояло принять участие в фестивалях фольклорного искусства.
Это авторитетные смотры народного танца. Тот фестиваль, что в Канаде, в провинции Квебек, проходил уже 29 раз, тот, что в США, в штате Северная Каролина — 28 раз.
Места в обоих случаях курортные, публика, знающая на что идет, привычно посещающая эти праздники народного искусства, радостно, с готовностью воспринимающая идущее со сцены, разбирающаяся в том, на что пришла, а то и издалека приехала посмотреть.
И хотя фестивали в канадском Дромандвилле и Вайневилле, что в США, были организованы по-разному, было много общего: прекрасно — по последнему слову техники оборудованные сценические площадки, строгий отбор участников, высокий класс мастерства, хотя далеко не все из них были профессионалами.
А главное, и там, и там искренне доброжелательная атмосфера, единение выступающих и зрителей, дружеское общение участников.
Конкурса не было. Была демонстрация мастерства, взаимопроникновение культур. И в Квебеке, и в Северной Каролине был привычный для «Урала» успех. Приезжали специально посмотреть на танцоров из России, бисировали, дарили цветы.
Вот в Северной Каролине и довелось ансамблю «Урал» отмечать свое тридцатилетие.
— Каждому коллективу был определен день, когда он принимал гостей. «Уралу» достался день перед закрытием фестиваля и это совпало с 1 августа, — рассказывает Светлана Борисовна. — Вот тогда мы в первый раз отметили тридцатилетие ансамбля. Украсили помещение цветами российского триколора, выставили соответствующее угощение: наши девушки напекли блинов. Руководство фестиваля преподнесло нам огромный торт…
И опять через Атлантику, но уже в обратном направлении: из Нью-Йорка в Москву, откуда автобусом прямиком в Белоруссию, чтобы сесть на автобус, пересечь большую часть Европы: Польшу, Германию, Францию — и до Испании.
В Испании гастрольные выступления и опять фольклорный фестиваль, опять в курортном месте, опять авторитетный, 22-й по счету фестиваль, опять успех.
— Мы могли бы как минимум год не выезжать из Испании, работать там, — говорит Владимир Петрович, — это предложил крупный продюсер. Фестивалей, гастрольных предложений для этого достаточно. Но мы считаем своей главной обязанностью выступления в России. У нас семьи. Да и отрываться от корней опасно, можно потерять ту связь с искусством, идущим из народа, которая сказывается в наших танцах и которую чувствуют, ценят зрители и у нас, и за рубежом.
— Руководитель испанского фестиваля Кармен, — продолжает Владимир Петрович, — сказала, что за 22 года не было из России такого крепкого коллектива, как «Урал»: «Русские ансамбли похожи друг на друга. Вас же не спутаешь ни с кем». Кармен — танцовщица, она видит танец профессиональным глазом: «Вы не просто танцуете, — сказала она, — у вас каждый танцовщик несет образ, движение руки что-то обозначает. Так же движение головы, поворот корпуса. Ваш язык хореографии понятен».
— Вы сколько лет занимаетесь народным танцем, Владимир Петрович?
— С 1952 года.
— А вы, Светлана Борисовна?
— Профессионально с 1995-го.
— Интерес к народному танцу за то время, что в этом варитесь, менялся каким-либо образом или не менялся? И у нас, и в других странах?
— В любом случае это должно быть очень качественно. И тогда, как в ансамбле имени Игоря Моисеева, танец, поставленный им в год создания коллектива — 1937, доходит до наших дней точно таким, как был поставлен. И — остается актуальным. – Это говорит Владимир Петрович. — А интерес к нашим, например, выступлениям всегда велик. Вот уже на концерт 2 ноября билетов нет. У нас практически всегда аншлаг.
— Когда еще мой папа танцевал в знаменитом коллективе Дворца культуры ЧТЗ под руководством Натальи Николаевны Карташевой, так и сейчас. Интерес к народному сценическому танцу неизменен, — считает Светлана Лукина. — Времена меняются, но надо идти в ногу с ними, учитывать интересы молодежи. У нас в зале публика от самых маленьких до стариков.
— Исчезает деревня, народ переселяется в города. Меняются в связи в этим и обычаи. Не уходит ли из реальной, а не сценической жизни народный танец? В небольших городах, возможно, это еще встречается на свадьбах и других торжествах, а в крупных, пожалуй, остается только на сценах. Я не права?
— Все идет от изучения народных традиций. Мы же все учимся, — возражает Светлана Борисовна. — Я не думаю, что традиции уходят. Все живо. Судя по фольклорным коллективам, которые не перестают создаваться, по экспедициям, изучающим народное творчество, никуда, по крайней мере, в нашей области, не делось. Еще и создается новое. Интерес у людей есть. Что же касается стран, где мы были, и тем коллективам, с которыми встречались на фестивалях, убеждаемся, что всюду народное творчество ценят, стараются сохранить и развить традиции. Для того и проводятся фестивали. Пока будут фестивали, будет живо и народное искусство. И — наоборот.
— Это самоидентификация народа.
— Если народ не будет знать своей культуры, — подытоживает наш разговор Владимир Карачинцев, — он станет просто населением.
Вернулись «Уральцы» домой 30 августа. Впереди у ансамбля напряженное время: он хореографическая основа спектакля «Аркаим», мюзикла «Кировка», которые надо вновь после летнего перерыва вводить в репертуар, предстоят концерты в Кургане и Тюмени, Магнитогорске, десять концертов по области.
А главное — подготовка к празднованию своего 30-летия, которое должно быть отмечено на родине 2 ноября. Ожидается приезд больших мастеров народного танца, «Урал» должен показать лучшее из того, что освоено за три десятилетия.
А в дальнейшем? Есть твердое намерение возобновить фестиваль «Синегорье», на который съезжались лучшие народные коллективы страны. Намечаются экзотические гастрольные маршруты.
ИРИНА МОРГУЛЕС
Поделиться

